Найти в Дзене
Русские тайны

Умирающие деревни Урала. На самодельной дрезине по самой длинной узкоколейке России

Это Урал — край суровой природы. Именно здесь находится самая длинная узкоколейная железная дорога России. Местные её называют дорогой жизни. Сотни километров через глухие леса, болота и десятки забытых деревень. Я отправлюсь на самодельной дрезине по этой железной дороге, которая для многих поселений остается единственной артерией, связывающая эти места с цивилизацией. И здесь, в забытых деревнях всё еще живут последние жители. Они десятки лет обходятся без электричества, дорог и цивилизации. Шесть лет подготовки, неделя в пути по рельсам, отказ тормозов у дрезины на полном ходу - это было не просто путешествие, а настоящее выживание. Приятного чтения! В этот раз я отправился на Урал, чтобы поехать на самую большую узкоколейку России. Я заранее договорился с моим другом Ваней встретиться в Перми. С ним мы уже были на этой узкоколейке 2 года назад (ссылка на первую и вторую статью). Тогда мы посетили всего несколько деревень, и я пообещал себе, что вернусь туда снова и проеду её полнос
Оглавление

Это Урал — край суровой природы. Именно здесь находится самая длинная узкоколейная железная дорога России. Местные её называют дорогой жизни. Сотни километров через глухие леса, болота и десятки забытых деревень. Я отправлюсь на самодельной дрезине по этой железной дороге, которая для многих поселений остается единственной артерией, связывающая эти места с цивилизацией. И здесь, в забытых деревнях всё еще живут последние жители. Они десятки лет обходятся без электричества, дорог и цивилизации. Шесть лет подготовки, неделя в пути по рельсам, отказ тормозов у дрезины на полном ходу - это было не просто путешествие, а настоящее выживание. Приятного чтения!

Начало большой дороги

В этот раз я отправился на Урал, чтобы поехать на самую большую узкоколейку России. Я заранее договорился с моим другом Ваней встретиться в Перми. С ним мы уже были на этой узкоколейке 2 года назад (ссылка на первую и вторую статью). Тогда мы посетили всего несколько деревень, и я пообещал себе, что вернусь туда снова и проеду её полностью.

В этот раз мы решили проехать всю узкоколейку до конца! А маршрут наш начинается в Перми, оттуда мы должны доехать до Алапаевска, где мы сядем на дрезину и поедем по Алапаевской УЖД. Тем временем мы заехали в магазин, чтобы закупиться едой, так как на узкоколейке нет никаких магазинов.

Спустя 7 часов, пересекнув границу Европы и Азии, мы добрались до главного вокзала Алапаевской УЖД. Даже не верится, что именно здесь начинается самая большая узкоколейка в России! И по ней нам предстоит проехать сотни километров до её конца.

Берем мотодрезину

Я заранее договорился с местным жителем об аренде мотодрезины, она будет нашим транспортом на ближайшие дни.

- Здравствуйте, что вы вот так поедете? - удивленно смотрит на нас местный житель.

- Да, на нас тройной слой одежды. - отвечаем мы.

- Да это фигня, надо было зимнюю одежду одевать, не видишь, что творится. Держи — и дает теплую куртку — лишним не будет. Вот набор инструментов, там цепь в запасе, если что есть. Пионерке (мотодрезине) уже 10 лет. А покушать взяли? Там же ни магазинов, ничего нет.

- Да, всё есть.

Мы забрали мотодрезину и скорее отправились в путь, потому что за этот день мы должны были проехать более 100 километров. И вот тот самый момент: заводим мотодрезину и едем. Ощущение было невероятное, за исключением одного но. Тормоза у дрезины очень плохо работали. Присмотревшись, мы увидели, что они были сделаны просто из обычных деревяшек. Голь на выдумку хитра:)

Из чего сделана мотодрезина?

Мы решили остановиться и повнимательнее рассмотреть мотодрезину, которую нам дали. Она представляла собой полностью самодельную работу: Лифановский мотор (Китай), который можно купить в любом магазине, колеса от вагонетки (сложнее всего найти), курок от пилы "Дружба", регулирующий скорость, остальные части были вообще от кровати.

Вместо стекла спереди, был вставлен обычный кухонный стол. Также внутри нее было багажное отделение.

  • Обычно средняя скорость у мотодрезины достигает 30-35 км/ч, максимальная 40 км/ч, но мы не будем рисковать и сильно гнать, так как состояние ж/д путей не позволяло этого сделать.

Чем знаменита эта узкоколейка?

Алапаевская узкоколейная железная дорога — крупнейшая узкоколейная дорога не только в России, но и в мире. Начинается она в городе Алапаевск, который заслужено называют узкоколейной столицей страны. Отсюда в окрестные леса на почти 200 км уходит железная дорога, чудом сохранившаяся до наших дней.

  • Дорога была открыта еще до революции, 12 июля 1898 года.
  • И максимальная длина её достигала 660 км.
Старая схема АУЖД для понимания масштаба (Фото: https://dzen.ru/a/ZIXB_L-vhiQ-QMDi)
Старая схема АУЖД для понимания масштаба (Фото: https://dzen.ru/a/ZIXB_L-vhiQ-QMDi)

По ней до революции провозили древесный уголь. А при советской власти основным грузом был лес. Вместе с этим вдоль дороги начали расти деревни и поселки. Правда, большая часть домов строилась как временные. Тогда совершенно никто не думал, что люди здесь останутся надолго...

Но к 1990-м годам времена сильно изменились, лесообрабатывающие предприятия в Алапаевске стали закрываться и работа начала исчезать из этих мест. Постепенно деревни начали пустеть, закрывались дома культуры, школы и детские садики. По разным причинам целые поселки оставались без электричества.

А выживать в таких условиях смогли далеко не все. Кто-то же смог приспособиться к суровой реальности и продолжает жить там до сих пор. Оставшиеся люди оказались отрезанные от мира и единственная дорога, которая их спасает - это узкоколейка. В народе её даже прозвали "дорогой жизни". Сегодня от прежнего величия осталось лишь 174 км узкоколейки. А наша дрезина была своего рода билетом в эти забытые места.

АУЖД - Алапаеская узкоколейка
АУЖД - Алапаеская узкоколейка

Начало заброшенных деревень

Пока мы ехали на дрезине, неожиданно для нас выпало очень много снега. Мы решили остановиться и осмотреть местность. Оказалось что это была полузаброшенная деревня с оставленной сельхоз техникой. Я насчитал пару живых домов, остальные были все брошены. Мы решили зайти в один из них.

Заброшенный сохранившийся дом

Внутри заброшенного дома сохранилась обстановка, как будто отсюда ушли совсем недавно. На столах лежали предметы быта, а на кухне висел умывальник. Я увидел на стене отрывной календарь 2008 года, получается, последний житель здесь был 17 лет назад. Это было просто невероятно, потому что дом, хоть и был разграблен, но в нем чувствовалась жизнь.

Рядом с заброшенным домом стоял сарай. На удивление внутри него я нашел много интересных вещей: раритетную швейную машинку Зингер и музыкальные пластинки. Для меня было странно, почему такие ценные вещи лежат никому не нужные, ведь они могут стоить приличных денег.

Погибшие на узкоколейке

Осмотрев деревню, мы отправились дальше. Пока мы ехали на дрезине, я постоянно видел на обочине различные памятники с цветами. Остановившись, мы поняли, что когда-то здесь насмерть разбились люди. И таких памятников было здесь очень много. После этого осознания было сложно дальше ехать. Ведь кто знал, что нас ждет за углом, тем более что наши тормоза практически не работали.

Станция Ельничная

Вскоре мы приехали на станцию Ельничная. Это был достаточно крупный поселок, в котором проживает несколько сот человек. При СССР там насчитывалось около 600 человек населения. Тогда станция была узловой, работала шпалопропиточный цех и пилорама, именно они обеспечили многих жителей работой. От некогда крупной инфраструктуры сейчас осталось не так много: школа и детский садик сейчас закрыты.

Единственный в мире вагон-храм

Но здесь я увидел то, чего раньше никогда не видел в жизни - это единственный в мире вагон-храм. Он отправляется несколько раз в год вместе с основным составом. А существует он потому, что ни одной церкви в этих местах нет.

Вагон-храм
Вагон-храм

Мы подошли поближе к вагону-храму и оттуда вышел батюшка:

- Здравствуйте, вагон-храм здесь будет целый день, он приехал специально сюда. Служба уже была с утра. Вы можете зайти внутрь посмотреть.

- Как давно ходит вагон-храм? - спрашиваю я.

- Он ходит с 2005-2006 года. Сначала было больше деревень, куда ходил поезд, сейчас стало меньше гораздо. Раньше была еще Березовская деревня, Калач.

- По новостям передавали, что рекордное количество осадков было и много, где отключено электричество было. А люди здесь смеются и говорят, как у них можно отключить электричество, ведь электричества и так нет.

- Жители здесь не унывают, они свое хозяйство сами ведут, независимо от цивилизации. Если даже наводнение будет, они смогут сами себя прокормить.
Батюшка в вагоне-храме
Батюшка в вагоне-храме

Станция Березовка без электричества

Следующей нашей остановкой была станция Березовка. От Алапаевска мы в общей сложности преодолели 78 км. В Березовке нет электричества с начала 2000-х годов. Жители летом используют солнечные батареи, а в остальное время генераторы. А в свое время жители пытались построить собственную гидроэлектростанцию.

  • В Березовке живут только братья Шалаевы — Николай, Владимир и Андрей.

Что было раньше?

В Советские времена в Свердловской области вырубали и перерабатывали миллионы кубометров древесины. Огромные объемы леса отправлялись в Китай и страны Европы. Тысячи молодых специалистов со всего Советского союза приезжали сюда, ведь стабильная работа, надежное снабжение и ясные перспективы привлекали людей. Деревни вдоль узкоколейки процветали, а сама область была важным центром лесной промышленности.

  • И одним из таких мест была Березовка.
Заготовка древесины (Фото: https://les.khabkrai.ru/Ob-upravlenii/Istoriya-vedomstva-PROBA/4181/)
Заготовка древесины (Фото: https://les.khabkrai.ru/Ob-upravlenii/Istoriya-vedomstva-PROBA/4181/)

Сам поселок основали в 1954 году, как крупный лесозаготовительный пункт. Здесь работали сотни бригад лесорубов, а на узкоколейку ежедневно приходили составы, которые вывозили древесину. И в свои лучшие годы его население по разным данным составляло от 3 до 10 тысяч человек.

  • Тогда в Березовке был собственный клуб, пекарня, 2 школы, 2 садика, 7 магазинов, почта и многое другое.

Сейчас в деревне живут одни братья

А вот, что осталось от некогда крупного поселка. Ни зданий, ни бараков, вообще ничего не осталось. Из-за нехватки дров брошенные дома разбирали на доски и отправляли в печь. Сейчас здесь стоят лишь дома, где живут братья Шалаевы.

Деревня Березовка
Деревня Березовка

Жутко ощущать, что в деревнях, которые отрезаны от мобильной связи и интернета и телевиденья продолжают жить люди. Может это и хорошо, потому что люди чисты от информационного шума.

Тишина без электричества
Тишина без электричества

Чуть не сорвались с рельсов

Мы каким-то чудом добрались до следующей станции Санкино. Все потому что в один момент у нас выпали тормоза, и мы чуть не сорвались с рельсов. Но до заката солнца нам срочно нужно было добраться до нашей станции. И вот на протяжении 5 часов мы ждали, чтобы кто-нибудь не выскочил из-за угла. Ведь тогда только лобовое столкновение.

Ваня показывает сорванные тормоза
Ваня показывает сорванные тормоза

Дальнейший путь нам придется ехать без тормозов. У нас не было выхода, поэтому мы приняли решение, что если кого-то мы увидим спереди, то просто спрыгивать с дрезины на полном ходу. Других вариантов у нас просто не было.

Дом, где мы будем жить

Наконец мы добрались до дома, в котором мы будем жить! Нам удалось уговорить хозяина дать в нем переночевать. И вот это наше место ночлега на ближайшие дни.

Вывод

Здесь в забытых деревнях мне повстречались очень разные люди. Некоторые стали отшельниками просто поневоле, потому что так сложилась жизнь. Они, конечно, не искали одиночество, оно само пришло к ним. И хотя у каждого свой путь, они нашли свой способ быть наедине с собой и жить в мире, который создали сами. А мы продолжим свое путешествие по самой большой узкоколейке России в следующем выпуске.

-28

Об этом месте я снял ролик, ознакомьтесь, если не смотрели:

Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и  ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ