Найти в Дзене

Нити времени: история кружевоплетения в России.

Кружево попало в Россию из Западной Европы и настолько полюбилось нашим предками, что спустя столетия оно стало уже русским национальным достоянием.

Откуда же всё началось?

Первое упоминание кружева на территории России приходится на середину XIII века - в Ипатиевской летописи говорится о неком князе Данииле Ганицком, который носил одежду, украшенную золотыми кружевами.

Однако настоящую популярность кружево обрело позднее, в XVI веке при Иване Грозном. Первое время кружева не плелись в России, а только завозились из за рубежа и продавались на вес. Как и все иностранное, кружева называли немецкими, хотя завозили их в основном из Италии.

Кружево из шелка и серебряных нитей, 1550-1600 гг, Италия (Smithsonian museum).
Кружево из шелка и серебряных нитей, 1550-1600 гг, Италия (Smithsonian museum).
Кружево из металлизированой нити, XVII в, Генуя, Италия (Smithsonian museum).
Кружево из металлизированой нити, XVII в, Генуя, Италия (Smithsonian museum).

Плести кружева в России начали только в XVII веке. Если верить красивой истории, Петр I привез кружевниц из Брабанта (современная Бельгия) и с этого события началась история кружевоплетения в России.

Брабантские мастерицы расположились в Новодевичьем монастыре и обучали девочек-сирот. Девочек было много - 250 человек и, когда они переняли опыт заграничных мастериц, кружевоплетение быстро начало распространяться. По некоторым сведениям, кружево все-таки плели и раньше, но это были единичные иностранные мастера, а масштаб пришел именно с Петром I.

Новодевичий женский монастырь (фото с сайта moscultura.ru)
Новодевичий женский монастырь (фото с сайта moscultura.ru)

Драгоценные сколки.

Постепенно кружево стало символом статуса. Чем сложнее и изысканнее узор, тем выше ценилось изделие. Знатные дамы носили кружевные воротники и манжеты, а простые крестьянки использовали кружево для украшения своих скромных одежд. Так кружево стало неотъемлемой частью русского костюма.

В Европе было распространено два основных вида кружева - игольное и бобинное (коклюшечное). Те знаменитые воротники-стойки, которые мы можем наблюдать на полотнах старинных мастеров, были выполнены иглой. Эта техника называется ретичелло и она до сих пор распространена на Западе. В России есть похожие техники, например, вологодское стекло и крестецкая строчка. Но все же, гораздо более популярным на Руси стало именно коклюшечное кружево, которое чаще всего называют словом “Вологодское”.

Воротник в технике ретичелло Италия, 1600-1640 (National Museum of American History)
Воротник в технике ретичелло Италия, 1600-1640 (National Museum of American History)
Фрагмент коклюшечного кружева (Smithsonian museum)
Фрагмент коклюшечного кружева (Smithsonian museum)

Для плетения кружева на коклюшках требуется валик (подушка), козлы, сами коклюшки (деревянные палочки, на которые наматываются нитки), нитки, сколок (рисунок узора) и булавки.

Сколок - это специальная схема узора, которая прикрепляется к подушке. Кружевница перевивает нити с помощью коклюшек и прикалывает их к рисунку и узор постепенно растет. Когда работа окончена, кружево откалывают от сколка и оно само держит форму.

Если сделать деревянные палочки и подушку не сложно, то со сколками и булавками в старинные времена все было не так просто. Сколки стоили целое состояние и передавались из поколения в поколение. В простых крестьянских семьях кружево плели без сколков, так называемым численным способом. Такое кружево плелось путем счета ниток, без предварительного рисунка. Узоры численного кружева получались более простыми, чем сколочные, поэтому их делали цветными - цвет восполнял недостаток ажурности.

Оборудование для плетения коклюшечного кружева (музей Квебека, фото из Википедии).
Оборудование для плетения коклюшечного кружева (музей Квебека, фото из Википедии).

Расцвет кружевоплетения.

С течением времени кружевоплетение стало развиваться в разных регионах России. В каждом уголке страны появлялись свои уникальные стили и техники. Например, в Вологде мастерицы создавали знаменитое вологодское кружево — легкое и воздушное, с характерными цветочными узорами. Это кружево было так популярно, что его даже отправляли на экспорт! Отличительная особенность вологодского кружева - плотный элемент наподобие тесьмы, который проходит через все кружево, делая повороты и изгибы, он как-будто виляет и поэтому называется вилюшкой..

Вологодское кружево (фото с сайта cultinfo.ru)
Вологодское кружево (фото с сайта cultinfo.ru)

И по сей день знамениты Елецкие кружева. В Елец кружево пришло в XVIII веке. Елецкие кружева еще более ажурные, чем вологодские, в них больше геометрических форм и мелких цветочных узоров. Со временем елецкое кружево даже обогнало вологодское по популярности, и к началу ХIХ стало занимать первое место по объемам производства в России .

Елецкое кружево (фото с сайта культураРФ)
Елецкое кружево (фото с сайта культураРФ)

Кружево стали плести во многих областях - рязанской, новгородской, тамбовской, и везде возникали свои уникальные особенности и приемы.

Больше, чем ремесло.

Кружевоплетение — это не только ремесло, но и настоящая форма искусства. Мастерицы часто экспериментировали с узорами и материалами. В богатых домах в XVII-XVIII веках носили в прямом смысле золотое кружево. Его плели из тонкого “пряденого серебра” - шелковой нити, намотанной тончайшей канителью из настоящего золота. Конечно же такое кружево надевали только по праздникам и очень берегли, потому что оно было невероятно дорогим. Аршин (около 70 см) золотого кружева стоил как 60 овечьих шуб! Кружева ценились также, как бриллианты.

Сонетка, золотные нити, XVIII в (собрание Русского музея)
Сонетка, золотные нити, XVIII в (собрание Русского музея)

Однако некоторые кружева, например тонкие кружева для коронационных платьев императриц Анны Иоановны, Елизаветы Петровны и Екатерины II выписывали из-за границы.

Деталь коронационного платья Екатерины II (Коллекции музеев московского кремля)
Деталь коронационного платья Екатерины II (Коллекции музеев московского кремля)

С середины XVIII кружева использовались для украшения не только женского, но и мужского костюма - мужские рубашки отделываются кружевом на рукавах и воротнике.

В XIX веке приходит мода на романтичные кружевные накидки с воротниками, которые завязывались лентами под подбородком. Примерно в это же время появляются большие кружевные шали и платки, которые стоили невероятно дорого! Тогда же появляются и, наоборот, небольшие воротнички и маленькие аксессуары, например, носовые платки с кружевом.

Кружевная шаль, Елец, 1880 (Собрание Русского музея).
Кружевная шаль, Елец, 1880 (Собрание Русского музея).

Оплет нсового платка, Елец 1880 (Собрание Русского музея)
Оплет нсового платка, Елец 1880 (Собрание Русского музея)
Оплет носового платка, сцепное коклюшечное кружево, 19 век (Русский музей)
Оплет носового платка, сцепное коклюшечное кружево, 19 век (Русский музей)

Ближе к современности.

К концу XIX века русские кружева становятся настолько самобытными, что начинают цениться в Европе, особенно полюбились на Западе елецкие кружева. Параллельно кружевоплетение становится настолько популярным, что открываются целые кружевные школы, причем не только в провинции, но и в столичном Петербурге. Такие учебные заведения существуют и сейчас в центрах кружевного производства.

Современное Елецкое кружево (фото с сайта администрации города)
Современное Елецкое кружево (фото с сайта администрации города)

Сегодня кружево вновь стало популярным. Мастера возвращаются к традициям, смешивая их с современными тенденциями. Старинные узоры оживают в новых коллекциях одежды и аксессуаров! Традиционные кружева активно использует в своих коллекциях кутюрье мирового уровня - Ульяна Сергеенко.

Деталь платья из коллекции Ульяны Сергеенко (фото с сайта cultinfo.ru)
Деталь платья из коллекции Ульяны Сергеенко (фото с сайта cultinfo.ru)

Кружево стало не просто модным элементом, а символом связи между прошлым и настоящим. Кружевоплетение — это не только искусство, но и передача знаний от поколения к поколению.

Сейчас кружевоплетение становится всё более популярным среди молодёжи. Мастерицы проводят мастер-классы, делятся секретами и вдохновляют новое поколение на создание собственных шедевров.

История кружевоплетения в России — это история о том, как простые нити могут связывать людей и поколения. Каждое изделие — это не просто кусочек ткани, а целый мир эмоций, традиций и историй. И когда вы смотрите на кружево, помните: за каждым узором стоит труд и творчество наших предков.

Вам также может быть интересно почитать:

Вязание
2735 интересуются