В моей недавно открывшейся копилке соло-прохождений пополнение. Я уже одолел Меч и Магию 7 волхвом и друидом, но настоящее испытание было впереди. Какого это пройти всю игру, в одиночку, самым слабым классом? Я говорю о рейнджере, так как среди двух его навыков, в которых он может стать грандмастером, нет ни одного полезного. Магию он может выучить лишь до экспертного ранга, а во всех остальных второстепенных навыках персонаж тоже не блещет.
Казалось бы - сущее самоубийство играть без постоянного лечения, без защиты от магии, без порталов/полёта, без мощной убойной магии, скорости, или хотя бы паралича при ударе. Однако при соло-прохождении, стоит заранее выделить положительные стороны персонажа, и играть, отталкиваясь от них. И да, у рейнджера, как оказалось, тоже есть положительные стороны.
Помощь жителей Эрафии
Прежде всего, коснёмся темы отсутствия полёта и телепорта. У нас есть три варианта: стойко переносить все тяготы и пешком преодолевать Антагарич, покупать свитки полёта/городского портала, либо нанимать спутников-профессионалов. Как вы поняли, третий вариант самый эффективный. Плату они требуют за свои услуги не такую большую, тем более, что деньги даже у четырёх персонажей всегда будут, а уж у одного и подавно - в Might and Magic VII (MM7) золото никогда не закончится, его просто не на что тратить, кроме как на тренировки. Так вот, единственное, что нас ограничивает - количество слотов для помощников, которых всего два. Их можно заполнить сразу Мастером Врат и Мастером Ветров, с самого начала игры (для этого достаточно отправиться в Тулареанский Лес, где они обитают), и уже сходу не отказывать себе в быстром перемещении.
Можно было бы подумать о лекаре, но, как я убедился, экстренное лечение нужно в редких случаях, и то, в самом начале, а потом мы будем лечиться по-другому.
Однако сразу двух мастеров я не взял. Один слот занял Мастер Ветров, а второй достался Инструктору. Да, я сразу же поднял навык обучения до десятки, стал экспертом (больше рейнджер не может) и добавил к нему бонус от NPC, чтобы получать в полтора раза больше опыта. При игре соло - это очень важно, так как одинокий персонаж и так получает в четыре раза больше опыта за убийство монстров, а дополнительная прибавка этот показатель значительно усилит. Поэтому, сначала бегал с полётом (жаль только быстро заканчивается - всего два часа), а потом поменял его на Мастера Врат. В самом конце игры, выкинул Инструктора, и оставил себе полёт с городским порталом.
Сила Рейнджера
А теперь, поймём, в чём же сила рейнджера. Прежде всего, он выделяется своей универсальностью, так как может изучить всю стандартную магию, кроме зеркальной, и все доступные в игре навыки, кроме лат и булавы. В плане защиты, я сразу же дал ему щит и кольчугу - в данных видах брони он может усовершенствоваться до нивелирования замедления, чтобы не уменьшалась скорость атаки и выстрела. В атакующем плане, топор я сходу выбросил и никогда больше про него не вспоминал, ведь оружие очень медленное. В руки своей гномихе-рейнджеру я дал меч и до конца с данным оружием остался. Ближе к концу игры, я изучил кинжал до экспертного уровня, и, вместо щита, вручил ей второе оружие, увеличив боевую мощь, но не уменьшив скорость атаки. С луком рейнджеру повезло - он единственный, кроме лучника, кто может стать мастером данного вида оружия. Добрую половину игры лук сыграл мне верную службу, но потом я переключился на ближний бой.
Из второстепенных навыков, я довёл до эксперта бодибилдинг, обучение и оружейника. Потом, чтобы не страдать от взрыва сундуков, улучшил обезвреживание ловушек. Ближе к концу игры, повысил бодибилдинг до десятки, чтоб сделать свою охотницу за головами чуть крепче, ведь у данного класса не очень много хит поинтов.
Однако, основные очки я вливал, как ни странно, в магию. Рейнджер может изучить всю магию, как я уже говорил выше, а при достижении третьего ранга, стать экспертом в ней. Есть две школы магии, наиболее полезных для данного класса. Прежде всего - Магия Духа. Нас интересуют заклинания Благословение и Героизм. Первое даёт бонус атаки (ближний и дальний), чтобы мы чаще попадали, а второе увеличивает наши повреждения, но только в ближнем бою. И вот, вливая все очки в данную магию, я довел её до максимального показателя - шестьдесят единиц. На скрине персонажа вы видите цифру "40", но ещё двадцать единиц добавляет Кольцо Духа, которое я подобрал в Доме с Привидениями. Два этих заклинания, при огромном значении навыка, в разы увеличивает боевую эффективность рейнджера, превращая его в могучего рейнджера, отчего он чаще попадает и больнее бьёт. Вторая школа магии - Огонь. Нас интересует заклинание "Ускорение", которое значительно уменьшает время восстановления между атаками, благодаря чему, в ближнем бою я довёл паузу до минимального значения в тридцать единиц. Со стрельбой хуже, ведь тут показатель паузы можно сделать ещё ниже, но для этого придётся вкладывать драгоценные очки в лук, а у меня лишних не оставалось, да и без навыка грандмастера, урон от лука у рейнджера будет довольно посредственный. Ну и третья, отчасти полезная школа - Тело, так как после ускорения, если вы не успели перекастовать заклинание, персонаж ослабевает, а Лечение Слабости может вернуть ему бодрость.
Оружие Тьмы
В чём секрет долголетия и побед моего рейнджера? В оружии, которое сыграло огромную роль в эффективности прохождения.
Оружие дальнего боя. Практически всю игру я бегал с Улисом - луком, с ледяной стрелой. Мне очень понравился его урон и бонус к атаке. Все остальные луки были слабее, даже арбалет Анна Селвинг с бонусом к навыку.
Оружие ближнего боя. Какое-то время я орудовал обычным регнанским тесаком в руках, но после зачистки Цитадели Титанов, в одном из драконов, я нашёл редкий предмет - тот же самый тесак, но с эффектом "of Darkness". Это как сорвать куш в казино, в реальной жизни, как выиграть в лотерею, как дождаться выхода игры Star Citizen... ну ладно, это уже фантастика. Чтоб вы понимали - в прошлое своё прохождение я специально искал любое оружие с данным эффектом, и после нескольких часов безуспешных попыток, перестал мучить тушу дракона: мне ни разу за игру не выпало оружия с данным эффектом. В этот раз, меня словно благоволила поцелуем тьма, так как я залутал аж три предмета с "of Darkness", за всё время прохождение. Ох, и не зря я выбрал тёмный путь!
Для справки: эффект тьмы ускоряет оружие и даёт ему вампиризм, перекачивая часть нанесённого урона в собственное хп. То есть, два крутых эффекта сразу, в одном оружии. Сначала я нашёл регнанский тесак, потом лук, а потом кинжал с подобным эффектом. Как хорошо, что я решил взять кинжал во вторую руку. Лук, правда, особо не помог - урон маленький, а вот два быстрых вампирических оружия позволили мне накидываться в лоб на любого врага и без больших потерь здоровья, устраивать дуэли. Были проблемы с кровавыми титанами и царями минотавров, так как эти монстры убивали с одного удара - для них был припасён лук. Но в целом, быстрый ближний бой был моим основным методом истребления врага, тут даже драконы пасовали. И никакие лекари не нужны.
Прохождение
Опишу вкратце основные этапы. На Изумрудном Острове, кстати, дракона я не эксплуатировал после убийства, и ничего интересного из него не поднял, а лук Улис я взял с дракона Таталии. Данный регион послужил для меня хорошей подпиткой, ведь медленные тролли, без дальнобойной атаки, отлично перерабатывались в сотни опыта.
Для того чтобы стать охотником за головами, пришлось немного побегать между регионами, собирая жатву. Мне повезло, что в одной из ратуш был запрос на голову дракона - её я и принёс. После выбора своего истинного союзника в лице Арчибальда и достижения третьего ранга, я быстро смотался в Нигон дабы подкачать лук, а потом отправился в Цитадель Титанов. Вычистив всё, с помощью лука и нескольких матерных слов, я набрал ценностей на всю свою жизнь и нашёл меч с эффектом тьмы. После этого прохождение упростилось.
Следующим важным этапом стала зачистка региона Гора Нигона. Если рухи оказались совсем не соперники, то вот со стреляющими гидрами пришлось попотеть, ведь моя тактика была таковой: подбегаю вплотную и начинаю рубить головы. Благо тупые гидры всегда разбегаются, позволяя выслеживать каждую по одному, и не страдать от множественных стрелковых атак. Ещё сложнее пришлось в лабиринте, так как от царей минотавров иногда приходилось убегать и нервно стрелять из-за спины, а их там было много (что, в общем, неплохо - опыт).
В Эофоле я нашёл второе своё оружие с эффектом тьмы - кинжал. Регион я не стал зачищать полностью, так как это было бы действительно долго из-за титанов, и ограничился уничтожением драконов в горах и пещерах. Два оружия с вампиризмом работали, а Магия Духа позволяла мне чаще попадать и быстрее лечиться. Хотя тут уже возникали сложности: иногда, все-таки не хватало бонуса атаки и урона, и если врагов было трое сразу, то меня могли знатно потрепать. В этом плане рыцарь, безусловно, смотрелся бы лучше. По этой причине я не стал врываться в комнату с Ценофексом, а, для начала, расстрелял аккуратно всех его сподвижников, и потом уже прикончил главного криганца.
Получив сотый уровень после удара по дьяволам, я, всё-таки, вложился в древнее оружие и довёл его до грандмастера. И, как оказалось, не зря. Дело в том, что дроиды убивались очень туго. Я редко попадал, а они - часто, да ещё и больно, так что я даже не успевал лечиться. И если какого-нибудь seeker droid я мог уложить один на один, то вот уже второй уровень, sentinel droid, мог запросто выиграть дуэль со мной. В общем, прежняя тактика ближнего боя с ними не работала, тем более, что дроидов практически нереально было застать в одиночестве. Поэтому что? Я взял в руки бластер и уничтожил врага его же оружием. При первой возможности, простой бластер поменял на ружьё и дела пошли ещё лучше. В этот раз я оценил оружие Древних, так как давненько им не баловался - все прошлые разы играл через магию.
Итог
Проходить соло-рейнджером мне понравилось - я ощущал, что мой персонаж не является всесильным. Игра бросает вызов, и мне было интересно решить эту "головоломку" используя довольно скудный набор средств. Да, мне повезло с оружием тьмы - ведь его могло не быть, и тогда ощущения от прохождения остались бы смазанными, но в этом прелесть Might and Magic - каждый раз игра подбрасывает тебе что-нибудь новенькое, с чем ты раньше не встречался. А значит, ещё не исчерпан потенциал для повторных прохождений.
P.S. Больше информации об играх серии Might and Magic в моей подборке вот здесь.