Давид Нармания
Конфликт на Украине перевернул страницу в истории оружия, окончательно вписав беспилотники в перечень базовых потребностей любой современной армии. И Россия сегодня в числе лидеров с точки зрения применения этих средств. Корреспондент РИА Новости побывал на одном из таких заводов, который работает в столице.
Конфликт на Украине перевернул страницу в истории оружия, окончательно вписав беспилотники в перечень базовых потребностей любой современной армии. И Россия сегодня в числе лидеров с точки зрения применения этих средств. Корреспондент РИА Новости побывал на одном из таких заводов, который работает в столице.
Сделать свое
Производство открылось в Москве примерно два года назад.
"Конечно, поначалу речь не шла о масштабных идеях — мы создали свой конструктив, но многие комплектующие закупались. Тогда локализация составляла около 20%", — объясняет начальник производства Евгений.
Со временем ее удалось повысить до 85% — подавляющее большинство компонентов производится тут же.
"Мы делаем сами полетные контроллеры, комплектующие для плат и камер, АКБ. Используем термопластавтомат, фрезерные установки, у нас работает линия поверхностного монтажа плат — все это позволяет нам производить комплектующие самостоятельно в Москве. Единственное, что мы пока не делаем, — это линзы для камер и микрочипы, — отмечает Евгений. — Но мы работаем над тем, чтобы создать что-то свое и в этой части".
Параллельно нарастили и объемы выпуска. Как заявляют на производстве, в сутки они выпускают около 150 дронов модели "Сибирячок" и по 50 "Сибирь-1" и "Сибирь-2". За прошлый год получилось выйти на темпы свыше 70 тысяч дронов в год. Отчасти этого удалось добиться благодаря применению термопластавтомата.
"Если раньше мы просто фрезеровали детали, то теперь горячий пластик заливается в пресс-форму, из которой выходит готовый корпус. Это позволило нам повысить скорость работы в пять-семь раз", — поясняет он.
Есть и своя "служба поддержки": специалисты московского предприятия отправляются за "ленточку", чтобы обучить военнослужащих пользованию этой техникой.
Уникальная начинка
Понятное дело, все получилось не сразу. И на старте пути была критика.
"Но критика — всегда мотивация, чтобы совершенствоваться и работать дальше, — рассказывает начальник проекта "Сибирячок" Владимир. — Мы все эти пожелания учитывали. И новые версии на порядки превосходят старые как раз за счет того, что теперь мы сами делаем подавляющее большинство компонентов. У нас есть учебный центр в Белгороде, где обучают работе с нашими изделиями, инструкторы оттуда рассказывают, что еще можно поправить, — и мы это делаем. Конечно, есть и боевые подразделения, которые регулярно сообщают нам о своих пожеланиях".
Иными словами, сначала в компании искали быстрое решение, которое способно удовлетворить потребности солдат, а затем его улучшали. Первая модель появилась в апреле 2023-го. Теперь же есть возможность совершенствовать собственные наработки и повышать степень локализации. С одной стороны, это позволяет не зависеть от внешних поставщиков. С другой — быстрее реагировать на запросы армии.
В линейке производителя есть не только небольшой маневренный "Сибирячок", но и более крупные и грузоподъемные изделия "Сибирь", которые летают далеко за ЛБС, на фронте помогают нашей артиллерии разбирать наблюдательные пункты ВСУ, сбрасывать БК на блиндажи. Этой осенью морпехи в Курской области получили партию дронов "Сибирь".
"Тот, что поменьше, — "Сибирь-1", покрупнее — "Сибирь-2", — показывали тогда РИА Новости бойцы. — Испытываем их. Хороши как сбросники. Плюс можно летать по координатам. То есть вбиваешь туда полетное задание — и он сам все делает".
У "Сибирячка" камера, как утверждают разработчики, по качеству картинки превосходит западные аналоги.
Российский беспилотник выигрывает за счет тепловизора и высокочувствительной матрицы, которая передает лучшую картинку в ночное время. Благодаря 300-кратному зуму дрон выявляет объекты на удалении до нескольких километров, а функция захвата цели не дает уйти врагу.
Хотя производство камер началось примерно полгода назад, они почти полностью сделаны из российских комплектующих — корпус, двигатели, платы.
"Лишь некоторые детали приходится закупать, но мы работаем над полной локализацией", — объясняют на участке сборки и тестировки камер.
Алгоритм такой: сборка, прошивка, калибровка, юстировка, совмещение осей между дальномером, тепловизором и основной камерой.
Каждая собранная камера проходит проверку.
"Мы отправляем их в климат-камеры, где они находятся два часа. Наши модели сохраняют работоспособность от -40 до +40 градусов. Затем идет стресс-тест для двигателей: мы их ставим на специальный стенд, где они также на протяжении двух часов вращаются в произвольном направлении, которое ей задает специальная программа, а наши сотрудники следят за качеством изображения", — рассказывает начальник цеха производства камер Фирдавс.
После этого идет проверка четкости изображения на стенде с мирой. Работоспособность дальномера также тестируется на специальных трубах калибровки. Финальный этап — еще два часа на вибростенде, где проверяется качество сборки.
Надежность на фронте
Отдельная тема — РЭБ. По словам инженера производства Владимира, его команда регулярно анализирует частоты, которые активно используются, и постоянно старается расширять диапазон, доступный для "Сибирячков". Причем во многих случаях этого удается добиться за счет программных решений, а не замены "железа".
"К примеру, если дрон попадает в зону РЭБ, он сам ищет частоты, которые не глушатся, чтобы сохранить сигнал, — уточняет разработчик. — Автоматически, прямо во время полета".
Помимо этого, сейчас в компании работают над совершенствованием решения, которое помогает бороться со средствами РЭБ. Оно построено на базе искусственного интеллекта.
"В частности, дрон сам может анализировать, как ему выйти из зоны действия РЭБ и восстановить связь с пультом управления, — описывает алгоритм Владимир. — Работаем также над автономной навигацией. Частично это уже удалось реализовать".
В этом году компания рассчитывает, что часть комплектующих и БПЛА будут доступны и для гражданского рынка. Но пока в этой технике — тем более российского производства — критически нуждается фронт.
Интересное по теме
Теряют контроль
Командование ВСУ на линии боевого соприкосновения в районе населенного пункта Терны в ДНР периодически теряет управление войсками из-за воздействия российских средств РЭБ, сообщил РИА Новости военный эксперт Андрей Марочко.
Четырнадцатого января Минобороны РФ сообщило, что российские военные в результате решительных действий освободили населенные пункты Терны и Нескучное в ДНР.
"По перехваченным данным стало известно о том, что во время боестолкновений на линии боевого соприкосновения в районе Тернов украинское командование периодически теряет управление войсками из-за воздействия средств РЭБ ВС РФ. Это, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на выполнение боевых задач противником и приводит к большим потерям", - заявил РИА Новости Марочко.
Он добавил, что в качестве решения проблемы ВСУ надеются обеспечить украинских военных современными средствами связи, которые менее подвержены подавлению сигнала.
По мнению Марочко, полученные данные свидетельствует о появлении дефицита у украинских боевиков спутниковых средств связи в этом районе боевых действий.
Дождались: Россия решила территориальные проблемы с Японией
Опасная ситуация: в США сделали неожиданное заявление о Путине