Стремительный прорыв 1-й Конной армии С.М. Буденного в конце марта 1920г. к Майкопу рассекал фронт деникинских ВСЮР на две части. Наиболее многочисленная западная группировка спешно эвакуировалась из Черноморских портов в Крым. Восточная группа такой возможности не имела и могла отступать только по военно-грузинской дороге в Закавказье. Так как особого желания скитаться по Кавказским горам у большинства кубанских и терских казаков-белогвардейцев не было, поэтому они массово дезертировали по домам. К апрелю 1920г. антисоветский фронт на Тереке перестал существовать. Но остались и непримиримые, и до мирной жизни было ещё далеко.
Уходя с Северного Кавказа, Деникин эвакуировал далеко не всех. На местах была оставлена подпольная агентура с целью организации восстания в тылу РККА, ну и, конечно же, протестный электорат – донских и кубанских казаков в Крым для этого специально не эвакуировали. С протестным электоратом сразу как-то не заладилось – по распоряжению из Москвы пленённые в районе Новороссийска и Сочи донские и кубанские казаки западной группировки были зачислены в состав кавалерийских соединений 1-й Конной и убыли на Польский фронт под Киев. Это объясняет впоследствии низкую повстанческую активность в западных отделах Кубанской области.
Часть белогвардейцев восточной группировки – те самые, которые «отличились» военными преступлениями в Гражданской войне и не могли рассчитывать на снисхождение от Советской власти в марте-апреле 1920г. попытались прорываться на соединение с главными силами ВСЮР на Черноморское побережье. Так как организованной силы они не представляли, попытка успехом не увенчалась, и белогвардейцы были остановлены красноармейскими заслонами у Майкопа. Не имея возможности прорваться, белогвардейцы, а если быть точнее – люди, которым за шесть лет войны мирная жизнь стала чуждой, постепенно накапливались в лесу близ станицы Махошевской. Это были все люди военные, а значит, неизбежно, должен был появиться и предводитель. Только этот предводитель будет выборным, и соответственно дисциплина будет хромать на обе ноги.
Начало новому антисоветскому формированию положил генерал-майор М.А. Фостиков, заблаговременно осевший глубоко в горах в Верхнетебердинском ауле. Связные Фостикова весь апрель вели кропотливую работу по поиску разрозненных остатков бывшей белой армии. И стоит сказать, их работа не пропала даром – в предгорьях оказалось достаточное количество разбойного люда и солдат-удачи. Теперь Фостикову предстояло их всех объединить под свои знамена.
Некоторые белогвардейцы, планировавшие уход в Грузию, видя, что создается нечто антибольшевистское, задержались с целью поучаствовать. Одним из первых к Фостикову прибился с группой терских казаков полковник В.И. Старицкий, ставший впоследствии начальником его штаба. На Тереке у большевиков с казачеством имелся конфликт на национальной почве. Передача земельного фонда трех станиц горскому населению и выселение казаков на новые места незамедлительно вызвало вспышку повстанческого движения.
18.06.1920г. из собравшихся солдат-удачи и лихих людей Фостиков начал формировать войсковые части, названные впоследствии Армией возрождения России. Вопросы снабжения боеприпасами Фостиков рассчитывал решить захватом на черноморском побережье порта в Адлере и организации пароходного сообщения с Крымом. Планы конечно Наполеоновские – перед этим почти голыми руками предстояло передавить несколько десятков тысяч красноармейцев! Безусловно, Фостикову предстояло действовать не самостоятельно на свой страх и риск, а в рамках единого плана главнокомандующего Русской армией генерала Врангеля. План белого командования заключался в высадке на Кубани морского десанта с целью поднять казачье восстание (как в 1918г!), а армия Фостикова должна была ударить по тылам советских войск, дезорганизовать их и в дальнейшем соединиться с врангелевцами.
22.06.1920г. части Фостикова спустились с гор и вошли в станицу Сторожевую. Уже 04.07.1920г. состоялся первый бой с частями Красной армии у станиц Красногорской и Кардоникской. Скромные по боевым возможностям красные подразделения после неудачного боя покинули этот район. 06.07.1920г. повстанцы заняли станицу Передовую, а 08.07.1920г. – Малотенскую и Кардоникскую. Для советского командования на Северном Кавказе прозвенел неприятный звонок, но пожар как всегда начали тушить, поднося воду стаканами. На подавление восстания выступил 306-й полк 34-й стрелковой дивизии. Под Джегутинской советский полк потерпел поражение. Численность повстанцев достигала до 3.000 человек – красноармейцев несколько сотен. Итог противоборства предсказуемый. Примерно так же пытались бороться с Вёшенским восстанием год назад.
10.07.1920г. повстанцы заняли станицы Надёжную, Удобную и Спокойную и все хутора по реке Уруп до Отрадной. И здесь началось самое неприятное для Советской власти – белоповстанцы начали поголовную мобилизацию казаков. Как рассматривалось выше, казаки этих станиц, дезертировавшие из восточной группировки ВСЮР, в РККА не попали. И теперь они становились мобилизационным ресурсом армии Фостикова, позволив ей увеличить свою численность в разы.
К высадке в Ейском отделе десанта Врангеля, армия Фостикова уже вела полномасштабные боевые действия и занимала обширный район в предгорьях. По разным оценкам в августе 1920г. численность белоповстанцев составляла от 3.000-3.500 до 15.000 чел. при 5 орудиях и 60 пулемётах. Такой резкий разброс по количеству в пять раз видимо свидетельствует о реальном количестве мобилизованных казаков (10.000 – 12.000), которые при первом же удобном случае дезертировали и разбегались по домам. Таким образом, боеспособное ядро армии Фостикова колебалось в районе 3.000-5.000 чел.
Стоит отметить, что в командовании 9-й Кубанской армии была произведена переоценка угроз и на подавление восстания были выделены представительные силы. Поэтому к моменту высадки белого десанта на стратегическом уровне возможность соединения Фостикова с Улагаем была блокирована частями РККА. Однако, Фостиков это не знал и начал авантюру – наступление для содействия Улагаевскому десанту. Слабым местом наступления было снабжение – боеприпасы предстояло с боем отбивать у красных, а значит, непременно должно было выполняться одно условие – каждый бой должен заканчиваться победой.
05.08.1920г. Армия возрождения России начала наступление из станицы Отрадной в направлении десанта Улагая на Тимашевскую. С боями предстояло пройти без малого две с половиной сотни вёрст. 06.08.1920г. белоповстанцы с боями заняли станицы Вознесенскую, Каладжинскую и Зассовскую, а 07.08.1920г. большевики были выбиты из Владимирской и Беломечетской. В Беломечетской был захвачен обоз с боеприпасами, и казалось план рабочий!
К середине августа 1920г. Армия возрождения России, развернув широкое наступление по линии станица Кужорская (Майкопский отдел) – Вознесенская (Лабинский отдел) – Невиномысская (Баталпашинский отдел), распылила свои силы по трем операционно не связным друг с другом направлениям и добилась впечатляющих тактических успехов. Но в стратегическом отношении это был полный провал – соединиться с Улагаем не получилось! Наступление окончательно заглохло, и инициатива полностью переходила к Красной армии. Следует отметить, что и тыл 9-й армии белоповстанцы нарушить не смогли – все железнодорожные коммуникации действовали, что позволяло большевикам активно маневрировать резервами.
В начале сентября 1920г. с Улагаевским десантом на Кубани было покончено и войска 9-й армии получили возможность сосредоточить главные силы против белоповстанцев и разобраться с так называемой Армией возрождения России. Повстанцы были разбиты у станиц Костромской и Ярославской и с боями отступали к Кавказскому хребту с целью перейти его и по побережью уйти в Грузию. В районе станиц Суворовская – Бекешевская – Бургустанская последовал разгром уже главной группировки Фостикова, после которого он отдал приказ эвакуироваться в Грузию. Армия начала распадаться, а в руководстве начались склоки. Бросив все обозы и вооружение, по горным тропам переправившись через Кавказский хребет отряд Фостикова после стычек с красными частями на побережье, ушёл в Грузию, где и был интернирован.
Армия возрождения России была самым крупным в 1920г. повстанческим формированием на Северном Кавказе, но стратегически влиять на ситуацию в регионе она не могла, оставаясь одним из неприятных и раздражающих факторов советского руководства.
По теме:
Кубань 1918г. Казачьи восстания. Причины
Кубань 1918г. Ейское казачье восстание
Кубань 1918г. Таманское казачье восстание
Как красные чеченцы разбили белых казаков
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.