За последние 20 лет результаты лечения злокачественных опухолей легких сильно ухудшились, но они по-прежнему остаются одним из самых грозных онкозаболеваний, ежегодно уносящих множество жизней.
Идеальная ситуация – когда опухоль выявлена на ранней стадии, и ее можно полностью удалить хирургически. Современная видеоассистированная торакоскопическая хирургия (VATS) позволяет провести операцию максимально аккуратно, минимизировать риск осложнений и сократить восстановительный период. К сожалению, прооперировать удается не всех пациентов. Означает ли это, что им нельзя помочь? Вовсе нет. Сегодня расскажу о современных методах лечения при раке легких на поздних стадиях.
Часто ли удается удалить рак легкого?
Чтобы корректно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что бывает два основных гистологических типа злокачественных опухолей легких. Чаще всего встречается немелкоклеточный рак (сокращенно НМРЛ). Он обнаруживается примерно у 85% больных.
Радикальную операцию при I–II стадиях НМРЛ можно выполнить у большинства пациентов. К сожалению, на этих стадиях рак легкого удается диагностировать только в 20% случаев. Примерно у каждого третьего пациента опухоль на момент диагностики уже достигла III стадии, и удалить ее можно далеко не у всех.
У половины пациентов с НМРЛ диагностируют IV стадию. В данном случае радикальное лечение обычно уже невозможно.
Мелкоклеточный рак легкого (МРЛ) встречается намного реже (в 15% случаев), и мы, онкологи, выделяем в нем только две стадии: ограниченную и распространенную. Эти опухоли на момент диагностики часто успевают сильно распространиться в организме. Прооперировать можно лишь менее 5% пациентов.
Как видно из этих цифр, радикальную операцию нельзя провести у многих больных. Так чем же мы им можем помочь?
Противоопухолевые препараты
Раньше при неоперабельном раке легкого прогноз для больного был довольно мрачным. При распространенном злокачественном процессе через год после установления диагноза в живых оставалась лишь треть пациентов. Химиопрепараты помогали, но недостаточно хорошо, а у больных в сильно ослабленном состоянии нельзя было проводить агрессивную химиотерапию.
Революция случилась в 2003 году, когда появились таргетные препараты, направленные против EGFR. Этой аббревиатурой называют белок-рецептор, который находится на поверхности клеток и активирует их размножение.
В настоящее время для лечения НМРЛ существует довольно много таргетных препаратов. Применяют ингибиторы EGFR, HER2, VEGF, KRAS, ALK, TRK, ROS1, BRAF, MET, RET.
Другая современная группа препаратов для борьбы с НМРЛ – иммунопрепараты, ингибиторы контрольных точек. Они снимают ограничение с собственной иммунной системы организма, активируют ее и помогают ей уничтожать раковые клетки.
С мелкоклеточным раком ситуация сложнее. До относительно недавнего времени основу лечения на поздних стадиях составляла лишь классическая химиотерапия. Сейчас к ней добавились современные иммунопрепараты.
Лучевая терапия
Лучевая терапия также активно применяется при поздних стадиях рака легкого. Она помогает уменьшить опухолевые очаги, облегчить симптомы. Облучение и химиопрепараты работают намного эффективнее в комбинации – такое лечение называется химиолучевой терапией. Но не все пациенты могут ее перенести, потому что она чаще вызывает выраженные побочные эффекты.
Современные лучевые ускорители позволяют максимально точно направлять излучение на опухоль, не затрагивая окружающие здоровые ткани, учитывать смещение органов во время дыхательных движений. Применяют такие методики, как:
- стереотаксическая лучевая терапия тела (SBRT);
- трехмерная конформная лучевая терапия (3D-CRT);
- лучевая терапия с модулированной интенсивностью (IMRT);
- модулированная по объему дуговая терапия (VMAT);
- четырехмерная конформная лучевая терапия (4DCT);
- протонная терапия.
Аблационные методы
У некоторых неоперабельных пациентов могут быть применены аблационные методики. Суть их состоит в воздействии на опухолевую ткань очень высокой или низкой температурой, отчего она погибает. Чаще всего используют радиочастотную аблацию (РЧА) – нагревание опухоли с помощью электрического тока высокой частоты.
РЧА выполняют с помощью иглы: ее можно ввести в опухолевый узел, находящийся в легком, через кожу или через дыхательные пути во время бронхоскопии.
Другие паллиативные методы лечения
При раке могут развиваться осложнения, и они также требуют лечения:
- При экссудативном плеврите воспаляется оболочка, окружающая легкие (плевра), и возле них скапливается жидкость. Чтобы она не нарушала дыхание, ее выводят с помощью иглы через прокол – такая процедура называется торакоцентезом. Если нужно, чтобы жидкость оттекала постоянно, то устанавливают дренажную трубку. А чтобы предотвратить дальнейшее накопление жидкости, выполняют плевродез. О том, что это за процедура, и почему я предпочитаю ее выполнять как можно раньше, рассказывал в отдельной статье.
- Если опухоль перекрывает просвет бронха и нарушает дыхание, то решить эту проблему можно разными способами: с помощью фотодинамической терапии (ФДТ), лазерной хирургии или разместить в заблокированном участке стент.
Сколько живут с поздними стадиями рака легкого?
Показатели пятилетней выживаемости (процент пациентов, оставшихся в живых спустя пять лет после установления диагноза) при раке легкого ниже, чем при многих других онкозаболеваниях. Но за последние годы эти цифры выросли, и данный позитивный тренд сохраняется.
При НМРЛ, распространившемся за пределы легкого, пятилетняя выживаемость составляет 37%, а при отдаленных метастазах – 9%. При МРЛ эти показатели составляют 18% и 3% соответственно. Низкие цифры – не повод сдаваться, ведь это ретроспективные (то есть в определенной степени устаревшие) данные, и невозможно сказать заранее, кто из пациентов попадет в те самые заветные проценты. Наука развивается, возможности медицины растут, поэтому всегда есть смысл бороться.
Читайте меня в социальных сетях
Посетите мой сайт (там больше полезных статей)
Если нужна консультация – напишите мне в Ватсап или Телеграм: +7 920 474-66-23