Найти в Дзене
Фотограф-хронограф

История Сызранского (Александровского) ж/д моста через Волгу

Из-за огромного размера России перед ней всегда стояла проблема перевозки грузов, пассажиров, почты, войск и так далее. Из-за отсутствия удобных дорог слабо развивалась добывающая промышленность. Первая в России железная дорога открылась в 1837 году (Санкт-Петербург - Царское Село), но наиболее активное строительство началось с 1850-х годов. Первое ж/д сообщение из центра страны до Сызрани было открыто в 1874 году (Моршанско-Сызранская железная дорога, ставшая чуть позже Сызранско-Вяземской). Почти в это же время строилась Оренбургская железная дорога, дошедшая до станции Батраки (ныне г. Октябрьск Самарской области). Точнее будет сказать - до станции Обшаровка, так как ж/д моста через Волгу ещё не было.

Первый поезд на станции Батраки Симбирской губернии, 1874 год
Первый поезд на станции Батраки Симбирской губернии, 1874 год

Летом грузы и пассажиров перевозили через Волгу на паромах, а зимой - по временным рельсам, которые устанавливали прямо на лёд, или на санях. Чтобы окончательно соединить две железные дороги, постройка моста была крайне необходима.

Пример ледовой переправы в России
Пример ледовой переправы в России

Строительство моста по проекту известного русского инженера Н.А. Белелюбского началась 17 августа 1876 года. В силу важности объекта, вся информация о стройке ж/д моста через Волгу около Сызрани поступала лично императору Александру II.

Николай Белелюбский
Николай Белелюбский

К сооружению моста подготовились основательно. Сначала был построен городок для инженеров и рабочих с жилыми домами, конторой управления, мастерскими, больницей и баней. Ответственной за строительство была Оренбургская железная дорога.

-4
-5

Стройка моста длилась 4 года. Начальником строительства был Владимир Березин, главный инженер - Константин Михайловский. В стройке участвовало более 2500 рабочих и 100 инженеров. Официальным фотографом был Александр Васильев (Самара). Благодаря ему мы можем видеть эти качественные фотографии.

-6
-7

На воде были задействованы 3 парохода и 73 баржи. Материалы для строительства моста привозили из разных городов России и Европы. Камень для опор добывали в Жигулёвских горах (10 миллионов пудов), гранит для облицовки опор везли из Финляндии (340 тысяч пудов), миллион пудов цемента привезли из Риги, а 110 тысяч брёвен сплавили из верховьев Волги.

-8
-9

Сталь была куплена в Бельгии, её лично выбирал автор проекта профессор Белелюбский. На строительство моста было затрачено более 7 миллионов рублей, что по тем временам было астрономической суммой.

-10
-11

Строители столкнулись со множеством сложностей. Помимо большой ширины Волги, строителям мешал её суровый нрав - сильное течение, весеннее половодье, когда уровень воды поднимался на 6 саженей и мощный весенний ледоход, испытывающий на прочность "быки" (опоры) моста.

-12
-13

Торжественное открытие моста длиной 1436 метров (13 пролётов) состоялось 30 августа 1880 года. На тот период это был самый длинный мост в Европе и первый ж/д мост в среднем и нижнем течении Волги.

-14

В торжественных мероприятиях принял участие министр путей сообщения России Константин Посьет. Был устроен праздничный обед для всех рабочих, а инженеры Михайловский и Березин получили ордена Св. Владимира 4-й степени.

-15
-16

Мост назвали в честь императора Александра II - Александровский. Макет моста сегодня можно увидеть в ж/д музее Санкт-Петербурга. Городской голова Самары Пётр Алабин предвидел большое будущее этой железной дороги:

Пётр Алабин о Сызранском ж/д мосте
Пётр Алабин о Сызранском ж/д мосте
-18

Мост исправно прослужил 38 лет. В октябре 1918 года два пролёта моста были взорваны отступающими из Сызрани войсками чехословаков. Большими усилиями мост был восстановлен и открыт в мае 1919 года. Зимой действовала временная ледовая переправа. Мост переименовали в Сызранский.

Строители и инженеры восстанавливающие мост в 1918-1919 годы
Строители и инженеры восстанавливающие мост в 1918-1919 годы

В период Великой Отечественной Войны немецкие бомбардировщики не раз пытались разбомбить Сызранский мост, но система ПВО на подступах к мосту работала хорошо и не подпускала вражеские самолёты. С октября 1941 года мост охранял 90-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (командир - капитан Сумаров). Позже дивизион вошёл в состав 767 зенитно-артиллерийского полка (ЗАП).

Отделение артиллерийских прибористов 767 ЗАПа, 1940-е годы
Отделение артиллерийских прибористов 767 ЗАПа, 1940-е годы

Один самолёт был сбит с помощью тарана молодым лётчиком Николаем Шутовым (1921-1942). Это был единственный самолёт, сбитый в Куйбышевской области в годы ВОВ.

Николай Фёдорович Шутов
Николай Фёдорович Шутов

После войны мост постоянно реконструировали и укрепляли. В 1949-1957 годы был построен второй путь моста, а также совершён переход на электротягу. После был произведён ремонт подводной части опор моста и постепенно заменили все старые пролёты. В 1980 году в опору №7 врезался танкер "Волгонефть-268". Водолазы обследовали подводную часть опоры и повреждений не обнаружили.

Сызранский мост, 2013 год, фото автора
Сызранский мост, 2013 год, фото автора

В этом году Сызранскому ж/д мосту через Волгу исполняется 145 лет и он по прежнему продолжает исправно служить на Российских железных дорогах.

Сызранский мост, 2013 год, фото автора
Сызранский мост, 2013 год, фото автора

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и напишите что-нибудь. Для связи - https://vk.com/sambloger тел. 8-917-121-4014 Предоставляю услуги экскурсовода, гида и фотографа с личным автомобилем (Тольятти, Самара, область), подробнее https://dzen.ru/a/Zkzy_MI9u3irBFcN Мой канал в телеграмм https://t.me/tltbloger

Посмотрите также: