Из-за огромного размера России перед ней всегда стояла проблема перевозки грузов, пассажиров, почты, войск и так далее. Из-за отсутствия удобных дорог слабо развивалась добывающая промышленность. Первая в России железная дорога открылась в 1837 году (Санкт-Петербург - Царское Село), но наиболее активное строительство началось с 1850-х годов. Первое ж/д сообщение из центра страны до Сызрани было открыто в 1874 году (Моршанско-Сызранская железная дорога, ставшая чуть позже Сызранско-Вяземской). Почти в это же время строилась Оренбургская железная дорога, дошедшая до станции Батраки (ныне г. Октябрьск Самарской области). Точнее будет сказать - до станции Обшаровка, так как ж/д моста через Волгу ещё не было.
Летом грузы и пассажиров перевозили через Волгу на паромах, а зимой - по временным рельсам, которые устанавливали прямо на лёд, или на санях. Чтобы окончательно соединить две железные дороги, постройка моста была крайне необходима.
Строительство моста по проекту известного русского инженера Н.А. Белелюбского началась 17 августа 1876 года. В силу важности объекта, вся информация о стройке ж/д моста через Волгу около Сызрани поступала лично императору Александру II.
К сооружению моста подготовились основательно. Сначала был построен городок для инженеров и рабочих с жилыми домами, конторой управления, мастерскими, больницей и баней. Ответственной за строительство была Оренбургская железная дорога.
Стройка моста длилась 4 года. Начальником строительства был Владимир Березин, главный инженер - Константин Михайловский. В стройке участвовало более 2500 рабочих и 100 инженеров. Официальным фотографом был Александр Васильев (Самара). Благодаря ему мы можем видеть эти качественные фотографии.
На воде были задействованы 3 парохода и 73 баржи. Материалы для строительства моста привозили из разных городов России и Европы. Камень для опор добывали в Жигулёвских горах (10 миллионов пудов), гранит для облицовки опор везли из Финляндии (340 тысяч пудов), миллион пудов цемента привезли из Риги, а 110 тысяч брёвен сплавили из верховьев Волги.
Сталь была куплена в Бельгии, её лично выбирал автор проекта профессор Белелюбский. На строительство моста было затрачено более 7 миллионов рублей, что по тем временам было астрономической суммой.
Строители столкнулись со множеством сложностей. Помимо большой ширины Волги, строителям мешал её суровый нрав - сильное течение, весеннее половодье, когда уровень воды поднимался на 6 саженей и мощный весенний ледоход, испытывающий на прочность "быки" (опоры) моста.
Торжественное открытие моста длиной 1436 метров (13 пролётов) состоялось 30 августа 1880 года. На тот период это был самый длинный мост в Европе и первый ж/д мост в среднем и нижнем течении Волги.
В торжественных мероприятиях принял участие министр путей сообщения России Константин Посьет. Был устроен праздничный обед для всех рабочих, а инженеры Михайловский и Березин получили ордена Св. Владимира 4-й степени.
Мост назвали в честь императора Александра II - Александровский. Макет моста сегодня можно увидеть в ж/д музее Санкт-Петербурга. Городской голова Самары Пётр Алабин предвидел большое будущее этой железной дороги:
Мост исправно прослужил 38 лет. В октябре 1918 года два пролёта моста были взорваны отступающими из Сызрани войсками чехословаков. Большими усилиями мост был восстановлен и открыт в мае 1919 года. Зимой действовала временная ледовая переправа. Мост переименовали в Сызранский.
В период Великой Отечественной Войны немецкие бомбардировщики не раз пытались разбомбить Сызранский мост, но система ПВО на подступах к мосту работала хорошо и не подпускала вражеские самолёты. С октября 1941 года мост охранял 90-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (командир - капитан Сумаров). Позже дивизион вошёл в состав 767 зенитно-артиллерийского полка (ЗАП).
Один самолёт был сбит с помощью тарана молодым лётчиком Николаем Шутовым (1921-1942). Это был единственный самолёт, сбитый в Куйбышевской области в годы ВОВ.
После войны мост постоянно реконструировали и укрепляли. В 1949-1957 годы был построен второй путь моста, а также совершён переход на электротягу. После был произведён ремонт подводной части опор моста и постепенно заменили все старые пролёты. В 1980 году в опору №7 врезался танкер "Волгонефть-268". Водолазы обследовали подводную часть опоры и повреждений не обнаружили.
В этом году Сызранскому ж/д мосту через Волгу исполняется 145 лет и он по прежнему продолжает исправно служить на Российских железных дорогах.
Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и напишите что-нибудь. Для связи - https://vk.com/sambloger тел. 8-917-121-4014 Предоставляю услуги экскурсовода, гида и фотографа с личным автомобилем (Тольятти, Самара, область), подробнее https://dzen.ru/a/Zkzy_MI9u3irBFcN Мой канал в телеграмм https://t.me/tltbloger
Посмотрите также: