Начало здесь:
Глава 2. ОСОБНЯК
Новый дом
Когда Матильда рассталась с Цесаревичем, а Николай обручился, женился и вступил на Российский престол, став императором (1894), у неё началась новая жизнь! У Кшесинской – новый покровитель из дома Романовых. Благодаря ему она стала примой-балериной Императорского театра (1894). К этому времени она уже многого достигла: у неё – главные партии в лучших балетах, с ней считаются и она может диктовать свои условия. На сцене Мариинки она теперь танцует только 3 месяца в году, зато она гастролирует, и к ней приходит мировая слава.
А после рождения сына Матильда и вовсе уволилась из театра и заключила контракт на разовые выступления. Началась новая красивая жизнь – приёмы, балы, шумные вечеринки! Старым оставался лишь особняк на Английском проспекте. Он хранил воспоминания о прошлой жизни и оборвавшейся любви. Матильде срочно нужен был новый дом, не для тайной возлюбленной, а для дамы, блистающей и на сцене, и в свете!
Лучшее место для нового дома было найдено в самом старом месте города – у стен Петропавловской крепости. Петербург, начав разрастаться в начале 18 века именно отсюда, скоро покинул Городской (Петроградский) остров, а лет через 30 эта часть города и вовсе превратилась в заброшенное захолустье. Троицкий мост, открытый в 1903 году к 200-летию Петербурга, возродил Петроградский (тогда ещё Петербургский) остров. Цены на земли взлетели, и состоятельные граждане стали строить здесь элитные дома, оборудованные по последнему слову техники и моды. Одним из первых домов на Петроградском острове в начале 20 века стал особняк Матильды Кшесинской. Новый мост выводил прямо к нему.
На строительство нового дома были потрачены все средства от продажи особняка на Английской набережной. Но их не хватило. Остальное добавил великий князь Сергей Михайлович. Матильда мечтала о роскошном особняке и активно включилась в процесс его создания. Её амбициозные планы реализовал архитектор Александр Иванович ГОген (1904 -1906). Однако лавры по окончании строительства достались Матильде. Она получила медаль за фасады дома, украсившего город. Впрочем, создавая этот дом, Матильда вложила в него частицу своей души, так что награду заслужила по праву.
Модный особняк
Особняк строился в модном месте и в модном стиле. В Петербурге только-только начал заявлять о себе модерн. Он вошёл в моду в начале 20 века и не успел расцвести в полную силу из-за последующих стремительных событий. Модерн демонстрировал красоту и преимущества комфорта, создавал уют и позволял приспосабливать внутренние помещения под их обитателей. И особняк Матильды, приспособленный под неё и созданный в соответствии с её вкусами, получился изысканным и экстравагантным, как его хозяйка. Он соответствовал и её характеру, и её танцу!
Матильда принимала активное участие в создании проекта внутренних интерьеров, тщательно продумывая детали. Служебные комнаты и комнаты прислуги располагались в нижнем этаже, выше были парадные залы, оформленные в разных архитектурных стилях – от стиля Людовика 14 до модерна. На этом втором этаже всегда царил праздник. Перед гостями, вошедшими со двора через парадный вход разворачивалась невысокая, но широкая мраморная лестница, выводящая в Аванзал, за которым уже был виден Большой (Белый) зал.
В нём проходили балы и устраивались музыкальные вечера. Напротив входа в зал, в другом его конце, в застеклённом полукруглом эркере находился зимний сад с гротом, журчащим водным потоком и пальмами. Зимние сады – тоже дань моде. Они создавали уют и придавали очарование дому, позволяя в любое время оказаться на природе. А снаружи эркер эффектно смотрелся и придавал облику здания дополнительный шарм.
На верхнем этаже находились жилые покои – детская, спальня, ванная, гардеробная. Здесь же располагался зал для занятий балетом. Всё было продумано до мелочей с точки зрения удобства. В спальне, например, невысокие окна, обращённые к улице, располагались под потолком, а 2 огромных окна выходили во внутренний садик. Это позволяло оставлять окна незашторенными. С большой любовью подбирала Матильда предметы внутреннего убранства. Особое внимание было уделено детской. Сын был окружён любовью и заботой матери. Она его обожала!
Вокруг дома был разбит уютный садик. В служебном дворе находились каретные сараи и автомобильный гараж. Там же в хозяйственных постройках содержались животные – корова и свинья во дворе. Это хозяйство Матильда держала для сына, чтобы поить ребёнка парным молоком и веселить забавной хрюшкой! Ещё была коза, с которой Матильда исполняла роль Эсмеральды. Она проживала в доме.
После того, как всё было готово, Матильда устроила фотосессию в каждом помещении особняка, а потом стала демонстрировать свой новый дом свету. Здесь устраивались званые обеды, концерты и просто посиделки с друзьями. Члены императорской семьи часто бывали у Матильды, и все знаменитости того времени были гостями этого особняка: Шаляпин, Собинов, Дягилев, Карсавина, Павлова, Нижинский, Фаберже, Дункан и др. Последний роскошный обед был дан 22 февраля 1917. Но революция уже стояла на пороге.
Новая эра, новая жизнь особняка
Февральская революция в Петрограде неожиданно ворвалась в особняк Кшесинской. Обстановка в городе была напряжённой. Рабочие организовывались в отряды. Солдаты переходили на сторону митингующих. Матильда стала получать анонимные письма с угрозами. Напуганная, беспокоясь за сына, однажды ночью она тайно покинула особняк, укрывшись у подруги. Все надеялись, что вскоре всё образуется и жизнь вернётся на круги своя. Матильда тоже надеялась. Но вернуться домой ей уже не пришлось. Её особняк, этот изысканный модный аристократический салон, по иронии судьбы стал «главным штабом революции».
Опустевший дом вскоре заняли солдаты автобронедивизиона, но им пришлось разделить его с большевиками, которым тоже приглянулся особняк под размещение своего революционного штаба. В апреле 1917 из заграничного «подполья» в Россию вернулся Владимир Ильич Ленин. Его торжественно встретили на броневике, с которого он обратился к народу с речью. На нём же он направился в особняк Матильды.
С тех пор особняк на долгие годы стал знаменит своим ажурным балконом, который непременно демонстрировали в 20 веке всем гостям города Ленина. С этого балкона, расположенного в кабинете вождя пролетариата, Ленин неоднократно обращался с речью к воодушевленным грядущими переменами митингующим.
А Матильда не хотела смириться с потерей своего любимого дома. Она пыталась законным образом вернуть особняк. Вела беседы и переговоры с большевиками, обращалась в горуправу и даже судилась. Ленин выступал в качестве ответчика. И имя Кшесинской засветились не только рядом с именем последнего императора, но и с именем первого вождя социалистического государства.
Суд постановил вернуть особняк законной хозяйке. Но ничего не получилось. После суда большевики переехали в Смольный, покинув особняк, однако он уже принадлежал народу. Большевики успели широким жестом разрешить прислуге Кшесинской занять прежние хозяйское покои. После их размещения места в доме ещё было предостаточно, и комнаты стали раздавать трудящимся Петрограда! Начиналась эра коммуналок. Несколько комнат в особняке занял Михаил Иванович Калинин, один из главных революционных деятелей эпохи.
Особняк Кшесинской стал своеобразным мемориалом эпохи перемен, поэтому, не случайно, вскоре он превратился в музей. После трагической гибели Сергея Мироновича Кирова, ещё одного революционного деятеля, в особняке был открыт музей, посвящённые его памяти, а в середине 20 века – музей Октябрьской революции. Достойно принял музей и перемены в конце 20 века. Ведь теперь можно было смотреть на революцию с разных ракурсов. И музей превратился в музей Политической истории.
Политический музей в особняке балерины
Я, наверное, в детстве посещала музей революции, но – не помню! Не думаю, что те, кто заботился о моём воспитании, могли обойти знакомство с ним! Тем более, что, когда в сознательном возрасте я увидела «балкон, с которого выступал Ленин», я его узнала. Но посетить музей революции (сейчас, наверное, в этом не стыдно признаться) в сознательном возрасте мне совсем не хотелось. Политика мне никогда не была интересна. А вот увидеть восстановленные в конце 20 века интерьеры красивого особняка выдающейся балерины – это совсем другое дело! В 21 веке это оказалось вполне реально! Надо было только захотеть и найти время! А вот со временем у меня – как у всех! На все желания не хватает.
И всё-таки, я это сделала! Неспешно пройдя по залам, я постепенно всё больше проникалась симпатией к хозяйке особняка и интересом к её судьбе. Матильда стала ещё более загадочным персонажем, а особняк остался призрачно-притягательным! Покинув отреставрированные парадные интерьеры, я отправилась бродить по залам музея политической истории. И, удивительное дело, я неожиданно увлекалась особняком сегодняшним. Призывая к погружению в политическую историю, он разворачивал передо мной бурные события прошедшего столетич с такой притягательной силой, что я не переставала удивляться. Сильно, стильно, красиво! Необыкновенно! Интересно! Так увлеклась, что не заметила, как оказалась в соседнем особняке.
Тайна соседнего особняка
Для размещения экспозиции, рассказывающей о перипетиях нашей страны, особняка Кшесинской музею не хватило. Заняли и соседний –особняк Бранта. Василий Брант в своё время был известным на всю страну лесопромышленником. На его предприятиях изготовляли популярную у аристократов мебель. Поэтому он был в числе тех состоятельных граждан, которые могли позволить себе строительство дома на Петроградском острове.
Рядом с особняком Кшесинской по проекту архитектора Роберта-Фридриха Мельцера в 1910 году был построен особняк Бранта, оформленный не менее богато, чем соседний. Частично сохранённые интерьеры свидетельствуют о добротности, основательности и сфере деятельности хозяина. В отличие от изящного особняка балерины, в нём чувствуется мужское начало. И он, в своё время, гармонично дополнил изящный особняк балерины.
Судьба Кшесинской в начале 20 века оставалась в центре внимания в столице Российской империи. Всё, что было связано с её именем, обыватели с любопытством обсуждали. Всё, что оставалось загадкой, будоражило воображение. Так рождались легенды. Одна из них не обошла вниманием и соседа Кшесинской. Говорили, что место под строительство особняка Брант выбрал не случайно. Похоже, как и многие мужчины того времени, он был тайным поклонником и обожателем балерины. И молва, нафантазировала роман Матильды с соседом (а, может быть, это уже наши современники напридумывали!) Однако никаких документов в пользу этой выдумки нет! Жили же Брант с Матильдой в добрососедских отношениях. После начала революционных событий в Петрограде, в отличие от соседки, Брант не держал иллюзий по поводу особняка и очень быстро покинул страну, охваченную революционным переменами. Предпринимательская жилка позволила ему неплохо устроиться в эмиграции.
Вот, пожалуй, и всё о Матильде, её любви, таланте и роскошном особняке. Новый высокий статус, который особняк приобрёл в 20 веке, не смог передать забвению имя легендарной хозяйки! И в городе на Неве её будут помнить.
Другие статьи о балете ищите в подборке:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!