Предисловие редакции: Точная координация играла решающую роль в определении того удастся ли летчику-истребителю сбить привязной аэростат. В случае ошибки быстро возникала угроза нанесения серьезных повреждений самому самолету-истребителю. Об опасностях, которые сопровождали атаки немецких истребителей на привязные аэростаты союзников, рассказывает Бруно Шмелинг.
Атака привязного аэростата всегда была сопряжена с огромным риском. Поэтому некоторые попытки оказывались безуспешными. В результате было сбито несколько немецких истребителей. Их машины взрывались, поражаемые огнем зенитной артиллерии, или пули, выпускаемые зенитными пулеметами или истребителями противника, прошивали их планеры. Иногда вместо привязного аэростата разбивался о землю объятый пламенем атакующий истребитель. Об одном таком эпизоде будет рассказано ниже.
Вице-фельдфебель Тило Бёльке (Vizefeldwebel Thilo Boelcke) из состава 67-й истребительной эскадрильи (Jagdstaffel 67) 20 августа 1918 года атаковал французский аэростат в районе Мальзевилля (Manzéville), пригород Нанси, о чем можно прочитать в отчете о потерях:
«20 августа 1918 года в 16:40 вице-фельдфебель Тило Бёльке взлетел с боевой задачей атаковать привязной аэростат. Примерно в 17:50 он сбил привязной аэростат в районе Мальзевилля. По показаниям экипажа 12-го аэростата наблюдения он разбился. Причина потери – пулеметный огонь с земли. Аэродром, 20.08.1918, подписано Фихтер (Fichter), лейтенант и командир эскадрильи.»
Самолет Тило Бёльке рухнул на землю всего в ста метрах от лебедки уничтоженного им привязного аэростата. Французские солдаты обнаружили немецкого летчика мертвым.
В журнале боевых действий 15-й истребительной эскадрильи запись от 4 июня 1917 года гласила:
«Вице-фельдфебель Айхенауэр (Vzfw. Eichenauer) был сбит под Филеном (Filain) во время атаки привязного аэростата.»
В журнале боевых действий 5-й истребительной эскадрильи можно было прочитать запись от 2 июля 1917 года:
«Лейтенант Хеллингер (Lt. Hellinger) разбился во время атаки привязного аэростата недалеко от Ёдикура (Heudicourt). Причина потери – огонь наземных средство ПВО.»
В зоне огня зенитной артиллерии
14 июня 1918 года лейтенант Буссо фон Альвенслебен (Leutnant Busso von Alvensleben) из состава 21-й истребительной эскадрильи в районе Крепи-ан-Валуа (Crepy-en-Valois) попытался атаковать французский привязной аэростат. Однако его самолет был сбит наземными средствами ПВО и рухнул на землю.
Как показывает пример унтер-офицера Ганса Марведе (Unteroffizier Hans Marwede) при большом везении пилотам удавалось выжить. Как и Тило Бёльке Ганс Марведе был пилотом 67-й истребительной эскадрильи и 14 сентября 1918 года в районе Клермона, недалеко от Вердена, он за пять минут сбил три французских привязных аэростата. 3 октября 1918 года юго-восточнее Монфокона унтер-офицер Ганс Марведе вместе вице-фельдфебелем Рейнхардом Рюбе (Vizefeldwebel Reinhard Rübe) атаковал два американских аэростата. Обе цели загорелись, а наблюдатели заранее спрыгнули с парашютами и благополучно опустились на Землю.
Однако тот аэростат, который был атакован Гансом Марведе, уже был опущен вниз на 200 метров. В результате Fokker D.VII (O.A.W.) 4092/18 Ганса Марведе попал под прицельный огонь зенитных пулеметов. «Фоккер» получил повреждения и вошел в штопор. Гансу Марведе удалось совершить посадку, во время которой машина перевернулась.
Поскольку «Фоккер» упал на территории союзников, то раненый Ганс Марведе был взят в плен американскими солдатами. Его товарищ по эскадрилье сумел не быть сбитым оборонительным огнем и несмотря на повреждения, которые получила его машина, смог добраться до аэродрома, на котором базировалась 67-я истребительная эскадрилья.
Запечатленный на пленке
Американская съемочная группа, случайно оказавшаяся рядом с привязными аэростатами, засняла атаку Марведе и его последующую аварийную посадку. Из плена Ганс Марведе вернулся только в 1920 году. После войны он изучал физику и работал в этой области. В 1934 году Ганс Марведе, подвергавшийся политическим преследованиям как противник нацистского режима, эмигрировал сначала во Францию, затем в Великобританию, где окончательно обосновался. Рейнхард Рюбе также пережил войну. Четыре из пяти своих подтвержденных воздушных побед он одержал над привязными аэростатами.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Специалисты по привязным аэростатам
Лишь небольшое количество летчиков-истребителей по обе стороны линии фронта обладали навыками, необходимыми для на привязные аэростаты. Так, например, Манфред фон Рихтгофен, который никогда не избегал воздушного боя, открыто признавал, что воздерживался от атак привязных аэростатов, потому что во время первой попытки
«расквасил нос.»
Соответственно, количество летчиков-истребителей, способных успешно выполнить такую атаку, было сравнительно небольшим. Элитой считались так называемые
«специалисты по привязным аэростатам»,
которые, сбивая аэростаты противника, ставили своей задачей помощь наземным войскам. Самыми знаменитыми из них были Генрих Гонтерманн (см. «Немецкие истребители против привязных аэростатов союзников. Часть 1 Борьба с глазами артиллерии»), сбивший 17 аэростатов, и уже упомянутый в той статье уроженец Нюрнберга Фридрих «Фриц» Рёт (Friedrich »Fritz« Röth) с 20 сбитыми привязными аэростатами. «Эксперты» обычно планировали атаки на вражеские аэростаты с величайшей тщательностью. Они регулярно выезжали на передовую, чтобы наблюдать за привязными аэростатами противника. Хайнц Арнтцен (Heinz Arntzen), летчик 15-й истребительной эскадрильи и ученик Генриха Гонтермана, который сам сбил четыре привязных аэростата, объяснил в интервью автору статьи:
«Лучшая тактика для уничтожения привязного аэростата заключалась в том, чтобы пересечь фронт на большой высоте в пасмурный день на тихом участке фронта, вдали от привязного аэростата. Затем нужно было пролететь над облачным покровом по небольшой дуге к месту нахождения привязного аэростата. Поскольку полагаться на наземные ориентиры не представлялось возможным, то приходилось лететь по компасу и рассчитывать время до тех пор, пока не окажешься примерно рядом с привязным аэростатом. Когда вы окажитесь вблизи аэростата, необходимо было заглушить двигатель, снизиться и затем вновь включить двигатель. Теперь все сводилось к тому, чтобы сделанные ранее расчеты были верны, и вы оказались там, куда вы запланировали попасть. Как только облачный покров был пройден необходимо было дать полный газ и атаковать привязной аэростат. Затем нужно было как можно быстрее уходить в сторону своих позиций, потому что в противном случае ад разверзся бы вокруг вас. Все, что могло стрелять, стреляло в тебя.»
Как далее сообщил Хайнц Арнтцен, разница между воздушным боем и атакой привязного аэростата заключалась в том, что в случае неблагоприятного развития воздушного боя всегда была возможность прервать его, развернуться и, таким образом, уйти в безопасное место. С другой стороны, во время атаки привязного аэростата истребитель был беспомощен против зенитных пулеметов и пушек. Можно было положиться только на элемент неожиданности и собственную удачу.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉