Найти в Дзене
Культурный код

«После Годуновых и самозванца»: неожиданное воцарение Шуйского

И всё-таки забрать власть у правящей династии – это результат, которого могут достигнуть только выдающиеся умы и самые отчаянные авантюристы. В этом отношении Смутное время буквально «кишело» такими личностями, которые прекрасно поняли, что на фоне всеобщей неразберихи настал тот самый момент поставить на кон всё, что есть, в решительной битве за власть.

После смерти бездетного Фёдора Ивановича – последнего представителя династии Рюриковичей, престол занял его шурин – Борис Годунов, который фактически правил государством всё время присутствия на престоле крайне нерешительного и незаинтересованного ни в чём, кроме религии, истинного царя. Именно поэтому Годунов успешно отразил последнее крупное крымско-ногайское вторжение в 1591 году. Но всё-таки не смог выстоять в закулисной битве с боярской и дворянской оппозицией, которая вскоре, практически полностью, переметнулась под руку Лжедмитрия I, который объявил себя чудом спасшимся последним сыном Ивана IV Грозного.

Портрет из «Царского титулярника» 1672 года.
Портрет из «Царского титулярника» 1672 года.

Польские меценаты только сделали вид, что Дмитрий Иванович не погиб в Угличе в 15 мая 1591 года. И практически не веря в успех кампании Гришки Отрепьева скромно проспонсировали его начинания, ибо в ту пору как раз шла очередная Русско-польская война. На удивление получилось не только ослабить Россию, но и взять столицу. Борис Годунов к тому времени добровольно свёл счёты с жизнью, а его сын не удержался на престоле и полтора месяца, отчего победа самозванца получилась всеобъемлющей.

Однако 17 мая 1607 года, в том числе потому, что польские интервенты вели себя как завоеватели, а не гости на свадьбе Лжедмитрия I и Марии Мнишек, народ взбунтовался и сверг самозванца. И на этом фоне к царскому трону смог прорваться очень хитрый и изворотливый боярин – Василий Шуйский, о котором и пойдёт речь в сегодняшней статье.



2 ⁄ 12



Подробнее
Родовой герб Шуйских.
2 ⁄ 12 Подробнее Родовой герб Шуйских.

Василий Иванович Шуйский - одна из самых противоречивых фигур в истории России. Его правление пришлось на один из самых сложных периодов - Смутное время, когда страна была разорена внутренними конфликтами, внешними угрозами и чередой самозванцев. А потому находилась в своём самом нестабильном состоянии со времён золотоордынского ига.

Шуйский, ставший царём в результате успешного заговора, попытался удержать власть в условиях, когда каждый шаг мог привести к новому восстанию или заговору. Его судьба - это история бесконечной и отчаянной борьбы за своё новое положение, наполненная предательствами, интригами и «зачёркнутая» трагическим финалом.

Гравюра по дереву с прижизненным портретом Василия Шуйского, 1610 год.
Гравюра по дереву с прижизненным портретом Василия Шуйского, 1610 год.

Для того чтобы понять его личность целиком и полностью, нужно «заглянуть» в самое начало жизненного пути.

Признаться честно, о раннем возрасте известно мало. Только самая общая информация, согласно которой Василий Иванович родился около 1552 года в Нижнем Новгороде. Он принадлежал к знатному княжескому роду Шуйских, который вёл своё происхождение от суздальской ветви Рюриковичей.

Его отец, Иван Андреевич Шуйский - был влиятельным боярином, а мать - Анна Фёдоровна, происходила из рода потомственных бояр.

С картины «Венчание Марины Мнишек и Лжедмитрия в Москве 8 мая 1606 года». 

5 ⁄ 12



Подробнее
Вероятный портрет Василия Шуйского.
С картины «Венчание Марины Мнишек и Лжедмитрия в Москве 8 мая 1606 года». 5 ⁄ 12 Подробнее Вероятный портрет Василия Шуйского.

Василий получил имя в честь святителя Василия Великого, что подчёркивало его принадлежность к православной традиции. И это пригодилось – добавляло политического веса новому претенденту на получение большой власти и сыграло свою роль, когда народ искал «нового царя».

«Большая» политическая карьера Шуйского началась ещё при Иване Грозном.

После целого ряда интриг и болезненного длительного путешествия «по головам», в 1574 году Василий Иванович стал оруженосцем (должность больше декоративная и символическая) в походе на Серпухов. С тех пор началось его поэтапное и длительное возвеличивание среди московской знати. И в последующие годы, стремясь доказать свою верность и полезность, новый столичный боярин участвовал в военных кампаниях против Ливонии и крымских татар, занимая различные должности в войсках. Однако при жизни Ивана Грозного герой моей истории оставался в тени более громких фамилий «коренных москвичей», не играя значительной роли при дворе.

Василий Шуйский, миниатюра из «Нового летописца». Около 1630 года.
Василий Шуйский, миниатюра из «Нового летописца». Около 1630 года.

После смерти Ивана Грозного в 1584 году ситуация изменилась. Такое было время – оно напоминало современные «девяностые» XX века. Или, говоря образно, уже начинающееся Смутное время стало отражением классической и распространённой формулы – «Кто был никем, тот стал всем».

При новом царе - Фёдоре Иоанновиче, который по строгости, грозности и влиянию на своих подданных не шёл ни в какое сравнение с почившим Иваном Грозным, Василий Шуйский получил титул боярина и возглавил Московскую судную палату. Однако его влияние было ограничено, так как реальная власть сосредоточилась в руках всемогущего Бориса Годунова - истинного правителя и шурина царя.

Неврев Н. В. Захарий Ляпунов и Василий Шуйский.
Неврев Н. В. Захарий Ляпунов и Василий Шуйский.

Василий Иванович попытался быть полезным и Годунову. А потому в 1591 году именно Шуйский возглавил следствие по делу о загадочной гибели царевича Дмитрия в Угличе. Несмотря на все странности и нестыковки комиссия пришла к выводу, что смерть мальчика была несчастным случаем, что позволило Борису Фёдоровичу избежать обвинений в организации убийства. Однако позже, в период Смуты, Василий Иванович, который резко стал врагом новой правящей династии, угодливо изменил свои показания, заявив, что царевич был убит по приказу Годунова. Это стало одним из ключевых моментов в его политической карьере подарив возможность к наивысшему возвеличиванию – к скипетру и державе в его руках.

Это случилось далеко не сразу. И после смерти Бориса Годунова в 1605 году, ещё не понимая, к какой стороне гражданского конфликта примкнуть, изворотливый и хитрый Шуйский сначала поддержал его сына Фёдора. Но вскоре, по всей видимости осознав, что «дело гиблое», резко перешёл на сторону Лжедмитрия I.

Гравюра с изображением Шуйского.
Гравюра с изображением Шуйского.

Знали ли Василий Иванович о том, кем именно был Лжедмитрий I? С высочайшей вероятностью следует заявить, что да – знал. Просто потому, что практически все худо-бедно думающие представители русской и польской знати того времени понимали, в какую игру ввязался вчерашний Гришка Отрепьев и кто он есть на самом деле. Однако была одна большая беда – в нового царя, до поры до времени, верил российский народ, что стало его главной опорой (немногочисленные польские войска в Кремле, как показала практика, долго держаться просто не имели физической возможности).

Судя по всему, изображая лояльность, Шуйский попросту выбрал выжидательную позицию. И уже через год Василий Иванович организовал заговор против Лжедмитрия, который завершился убийством самозванца и провозглашением его новым царём.

Прижизненный портрет.
Прижизненный портрет.

После смерти последнего Рюриковича случилось третье маловероятное событие подряд - 1 июня 1606 года Василий Шуйский был коронован в Успенском соборе Московского Кремля. Он стал первым царём, избранным не Земским собором, а узким кругом бояр. Это решение вызвало недовольство среди народа и прочей знати, что предопределило шаткость его власти.

Немудрено, что 4-летнее правление Шуйского было отмечено постоянными восстаниями и внешними угрозами. К примеру, на фоне «захвата власти» уже в 1606 году началось восстание Ивана Болотникова, которое охватило все южные регионы страны. А в 1607 году появился новый самозванец — Лжедмитрий II, так же вторгшийся в пределы России во главе армии наёмников и польских интервентов и после успешной военной кампании создавший альтернативную столицу в Тушино (что и предопределило его историческое прозвище – «Тушинский вор»).

Изображение передачи Жолкевским пленного царя и его двух братьев сидящему на троне Сигизмунду III.
Изображение передачи Жолкевским пленного царя и его двух братьев сидящему на троне Сигизмунду III.

Шуйский пытался укрепить свою власть, заключив союз со Швецией. В 1609 году был подписан «Выборгский трактат», по которому Россия уступала Швеции ряд северных областей в обмен на военную помощь. Однако это решение вызвало недовольство Польши, что привело к новой открытой войне.

Из-за геополитической недальновидности и целой череды неудачно принятых решений, в 1610 году положение Шуйского стало критическим. После поражения русских войск под Клушином от польской армии гетмана Жолкевского в Москве вспыхнуло восстание.

Торец надгробия царя Василия Ивановича Шуйского (1557—1613)
Торец надгробия царя Василия Ивановича Шуйского (1557—1613)

Можно сказать, что Василию Ивановичу весьма повезло выжить в горниле этих событий - 17 июля 1610 года Шуйский был свергнут с престола, насильственно пострижен в монахи и отправлен в Чудов монастырь доживать свой неспокойный век в служении Богу. Но вскоре бывший властитель был выдан полякам и доставлен в Варшаву, где принёс очень унизительную и показательную присягу польскому королю Сигизмунду III…

… Бывший российский царь, полностью смирившийся с обстоятельствами, провёл последние годы жизни в почётном плену, сначала в Гродно, а затем в Гостынинском замке, где и умер 12 сентября 1612 года.

Царь Шуйский перед Сигизмундом III.
Царь Шуйский перед Сигизмундом III.

Василий Шуйский оставил после себя неоднозначное наследие. Да и как личность оценить его невероятно сложно. С одной стороны, он пытался стабилизировать ситуацию в стране, проводя реформы и укрепляя армию. С другой стороны его правление стало временем глубокого кризиса, который привёл к иностранной интервенции и почти полному распаду государства.

Шуйский был дважды женат. Его первая супруга, Елена Репнина, умерла в 1592 году, не оставив детей. Второй брак с Марией Буйносовой-Ростовской также не принёс наследников: обе их дочери, Анна и Анастасия, умерли в младенчестве.

Присяга Шуйских королю Сигизмунду III в Варшаве, 1611 год.
Присяга Шуйских королю Сигизмунду III в Варшаве, 1611 год.

Только в 1635 году, как символ народного прощения, останки Шуйского были перевезены в Москву и захоронены в Архангельском соборе Кремля, где покоятся и по сей день. И на мой взгляд насыщенная и противоречивая жизнь и судьба Василия Ивановича остаются напоминанием, нам - современникам, о том, как сложно и опасно быть правителем в эпоху стремительных перемен.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.