История Лжедмитрия I - это не просто история одного выдающегося авантюриста дорвавшегося до власти, а прямое отражение наисложнейшего времени для Отечества – Смутного времени. Эта короткая, но такая противоречивая и печальная эпоха была буквально переполнена интригами, обманом, кровавыми событиями, отравлениями, сражениями, восстаниями и глубочайшими социальными потрясениями.
Путь Григория Отрепьева к трону сильнейшей державы континента не был долгим. Но всё-таки оказался наполненным невероятными поворотами и приключениями, а его короткое правление стало одним из самых ярких и трагичных эпизодов Смутного времени.
Кто же был на самом деле «чудесно спасшийся сын Ивана Грозного – Дмитрий Иванович»? Почему он вообще решил выдать себя за погибшего царевича Дмитрия? И как ему всё-таки удалось обмануть почти всех и пусть и ненадолго, но всё-таки стать правителем огромной страны?
Как гласит основная версия развития событий Лжедмитрий I, известный также как Григорий Отрепьев, был монахом, который бежал из России в Польшу и там объявил себя чудом спасшимся сыном Ивана IV. Его история началась с того, что он сумел убедить польских магнатов в своих правах на престол (скорее всего, хитрые поляки просто поняли, как выгодно использовать самозванца в своих целях). А затем, после пересечения границы с польскими интервентами и наёмниками, новоиспечённый «Дмитрий Иванович» смог убедить в своей «настоящности» и часть русского народа.
За всей этой успешной вакханалией стояла не только личная амбициозность Лжедмитрия I и его полководческие и ораторские таланты. Просто «государь» появился во времена глубокого экономического и социального кризиса, который охватил всю Россию после смерти Ивана Грозного и воцарения Бориса Годунова.
Чтобы понять, почему Лжедмитрий I смог так легко захватить власть, нужно обратиться к событиям, предшествовавшим его появлению. После смерти Ивана Грозного в 1584 году на престол взошёл его единственный оставшийся в живых сын - Фёдор Иванович, который сразу же показал себя как слабый правитель, который попросту не смог эффективно управлять государством.
В ту пору фактическая власть оказалась в руках шурина Фёдора Ивановича - Бориса Годунова, который после смерти бездетного государя в 1598 году был избран царём на Земском соборе. А потому (возможно) причастен к загадочной смерти Дмитрия Ивановича в Угличе в 1591 году, ибо на тот момент «правая рука царя» уже вёл свою «игру престолов» на пути к заветной цели – основать новую династию Годуновых на российском престоле.
Хотя официальное расследование, проведённое Василием Шуйским, признало смерть царевича несчастным случаем, многие в народе верили, что Дмитрий был убит по приказу Годунова. Эти слухи подрывали легитимность власти Бориса и, как оказалось, создавали самую благодатную почву для появления самозванцев.
К началу XVII века Россия оказалась в самой глубокой яме кризиса – раньше было «сносно», а ныне терпеть стало просто невыносимо. Так, небывалые неурожаи 1601–1603 годов привели к страшному голоду, который унёс жизни сотен тысяч людей в центральной России.
Народное недовольство росло как на дрожжах, а авторитет власти так же стремительно падал. Именно в этих условиях и появился Лжедмитрий I, который сумел использовать народные настроения в своих интересах.
Нельзя отрицать, что Григорий Отрепьев - будущий Лжедмитрий I, был человеком неординарным и дьявольски умным. Как гласит основная версия событий, этот человек происходил из небогатой дворянской семьи, но сумел получить хорошее образование и даже служил при дворе Романовых.
После опалы со стороны Романовых за некие махинации с их имуществом в 1600 году Отрепьев, чтобы избежать наказания, постригся в монахи и оказался в Чудовом монастыре в Москве. Там он познакомился с патриархом Иовом и даже успел поработать в его канцелярии как весьма умный и даровитый юноша.
Естественно, суровая монашеская жизнь не устраивала честолюбивого Отрепьева. И в 1602 году, чувствуя «ветры перемен» он бежал в Польшу, где объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием.
Его история была малоубедительной. Но его версию поддержали передовые польские фамилии того времени, включая сандомирского воеводу - Юрия Мнишека. С учётом того, что Польша в очередной раз в своей истории, находившаяся в состоянии войны с Россией, местная знать увидела в Лжедмитрии возможность значительно ослабить своего восточного соседа. Вряд ли лучшие умы этого восточноевропейского государства рассчитывали на столь успешное завершение кампании. Но удар сработал как нельзя лучше – Россия фактически потерпела поражение, как колосс Голиаф, сражённый камнем, выпущенным из пращи Давида.
В 1604 году Лжедмитрий с небольшим отрядом наскоро собранных наёмников и минимальной поддержкой польских военных перешёл границу России. Несмотря на первоначальные неудачи, ему удалось заручиться доверием и помощью южных городов, где недовольство правлением Годунова было особенно сильным. Крестьяне, казаки и даже часть дворянства видели в нём (либо специально делали вид, что видят) «законного царя», который должен был избавить их от бедствий.
Гришка Отрепьев не был сильным стратегом. И 21 января 1605 года, в очередной раз за эту кампанию, русская армия под предводительством воеводы князя Фёдора Мстиславского наголову разгромила слабоорганизованные отряды Лжедмитрия. Но и это поражение не остановило упрямого самозванца.
Неожиданно началось настоящее поветрие «признания легитимности» - города один за другим переходили на его сторону, словно бы в разгар удельных междоусобиц Средних Веков. Борис Годунов, чувствуя приближение неминуемого конца, на фоне того, что большинство соратников попросту отвернулись от него, впал в глубокую депрессию.
Вместо того чтобы холодно мыслить и грамотно принимать решения Борис Годунов неоднократно обращался к знаменитой пророчице - Олёне Юродивой. Но та отказывалась предсказать ему будущее, чем ещё больше убедило государя в том, что его дни сочтены.
Как реальное отражение негативной внутренней установки, 13 апреля 1605 года, первый представитель новой правящей династии, стоя на колокольне и глядя на Москву, выпил яд и умер…
… Его смерть стала началом конца всей династии Годуновых.
Несмотря на столь странный уход правителя, на опустевший престол всё-таки взошёл 16-летний сын Бориса - Фёдор Годунов. Но его короткое правление продлилось всего полтора месяца.
Молодой и неопытный царь, практически не имея поддержки со стороны знати, вполне оправданно и закономерно не смог удержать власть в своих руках. Сила ускользала как сквозь пальцы - воеводы один за другим переходили на сторону Лжедмитрия, а в самой Москве народ становился все более дерзким.
К примеру, стихийно собравшаяся толпа потребовала вернуть в столицу мать царевича Дмитрия - Марию Нагую. Но вдова Бориса Годунова Мария Григорьевна, частично управлявшая государством, категорически отказалась это делать.
Князь Василий Шуйский (когда-то руководивший следственной комиссией по делу о смерти царевича Дмитрия), клялся перед народом, что настоящий Дмитрий мёртв. Однако его клятвы не смогли остановить всё возрастающую волну народного недовольства.
Можно сказать, что в тот момент, когда главнокомандующий царскими войсками Пётр Басманов, с большей частью верных ему людей, перешёл на сторону первого Лжедмитрия, судьба Годуновых была предрешена.
В конце мая 1605 года, практически не встречая сопротивления, разросшиеся войска Лжедмитрия I подошли к Москве. Самозванец отправил в столицу указ об отстранении Фёдора Годунова от власти. Разъярённая толпа, искренне считая, что у ворот столицы появился последний выживший Рюрикович – «царь и надёжа», буквально заставила бояр присягнуть Лжедмитрию.
Царя Фёдора, его мать и сестру Ксению буквально вытащили из дворца и отвезли в бывший дом Годуновых. Патриарх Иов пытался остановить безумие, прекрасно понимая, что происходит на самом деле. Но неконтролируемая толпа ворвалась и в Успенский собор, вытащила честного религиозного деятеля из-за алтаря и подвергла унижениям.
На этом дело не окончилось. Когда народные волнения поутихли, 10 июня 1605 года уже стрельцы ворвались в дом Годуновых. Царицу Марию удавили сразу. Фёдор, к неожиданности многих, смог долго и умело сопротивлялся. Но в виду тотального превосходства атакующих был убит в бою.
Вновь поднявшемуся народу объявили, что Годуновы «от страха зелья испили и умерли». После этого тело Бориса Годунова было вывезено из Архангельского собора, после чего он и его близкие были захоронены на кладбище самоубийц – тяжелейший удар по мёртвым по меркам того времени. Но надо отметить, что потомки были более благородны и благоразумны - позже останки Годуновых были перенесены в Троице-Сергиев монастырь, где они покоятся до сих пор.
На фоне всех этих событий, 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Народ ликовал, встречая «царя Дмитрия Ивановича». Самозванец, приняв несколько популистских мер, быстро завоевал популярность среди простых людей. Он направо и налево обещал править милосердно, помиловал многих противников Годуновых, включая Филарета Романова, и многих бояр вернул из ссылки.
Лжедмитрий усердно изображал не себя - молился в кремлёвских соборах, плакал над гробом «папеньки» - Ивана Грозного и даже устроил трогательную встречу с «матерью», разыгранную как по нотам - инокиней Марфой.
Однако сомневающиеся бояре, кто сразу же, кто довольно скоро, всё-таки поняли, что имеют дело с авантюристом. А потому Лжедмитрий быстро столкнулся с оппозицией и даже приговорил к смерти одного из своих главных противников - Василия Шуйского. Однако в последний момент, стараясь играть на настроениях знати, помиловал его, что стало роковой ошибкой.
Лжедмитрий, несмотря на весь свой недюжий ум, на деле оказался неопытным и недальновидным политиком. Просто потому, что вступил в борьбу с лучшими княжескими и боярскими родами России, предки которых смогли пережить и золотоордынское иго, и сумасбродное и опасное правление Ивана Васильевича.
Своей силой и своим положением Лжедмитрий I был исключительно обязан своим польским покровителям, которые вскоре потребовали щедрого вознаграждения. Кроме того, он реально влюбился в дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишека - красавицу Марину. А потому их свадьба, состоявшаяся 8 мая 1606 года, вызвала целую волну недовольство москвичей, которые на дух не переносили всё польское. Более того, по представлениям толпы, «польский ставленник» очень грубо нарушил традиции, короновав Марину до свадьбы, а «польские гости» только подливали масла в огонь, так как вели себя в Кремле как завоеватели.
Долго так продолжаться не могло. И 17 мая 1606 года в Москве началось восстание.
Василий Шуйский, возглавивший заговор, благодаря личному авторитету поднял народ против Лжедмитрия. Самозванец, недооценивший угрозу городского бунта, был буквально застигнут врасплох.
Началась драка без правых и виноватых, которая напоминала свалку. В этой сваре погиб верный соратник нового правителя - Пётр Басманов, который, совершенно неожиданно для многих, остался верен своей клятве до конца. Сам Лжедмитрий, пытаясь бежать, сорвался с высоты, повредил ногу и был схвачен.
Дальше произошёл целый ряд закономерных событий - инокиня Марфа, сославшись на принуждение под страхом казни из-за которого она признала «Дмитрия Ивановича» раньше, публично отреклась от «сына». И толпа, наконец-то полностью осознав насколько жёстко её водили «за нос» всё это время, буквально растерзала самозванца…
… Избитое тело было выставлено на Красной площади, а затем сожжено.
Подводя итоги нужно сказать, что в глобальном смысле Лжедмитрий I стал жертвой собственной авантюры. Но несмотря на то, что его правление длилось менее года, оно всё-таки оставило глубокий след в истории России.
Гришка Отрепьев сумел сделать главное святотатство и преступление - обмануть народ, из-за чего едва не развалил Россию изнутри. Но, как и все самозванцы, не смог долго удерживать власть, ибо «шило в мешке не утаишь», по итогу став заложником своих амбиций и обстоятельств.
Его подводить итоги ещё более поэтично, то можно сказать так: история Лжедмитрия I - это история человека, который хотел стать царём, но стал лишь пешкой в большой политической игре, которую просто не видел целиком.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.