Найти в Дзене
__your__way__

Псковская область. Легенды древнего Изборска.

Было у отца три сына: Рюрик, Синеус и Трувор. Согласно Иокимовской летописи [~ конец X в.] имя родителя история не сохранила, известен только его социальный статус — финский или варяжский князь, а матерью упомянута - Умила, дочь Гостомысла, легендарного старейшины ильменских словен. Возможно, из-за этого родства в период жесточайшего политического кризиса восточнославянские вожди позвали на княжение варягов, Рюрика с братьями. «В году 6370 [862 г.] изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». /«Повесть временных лет», XII в./ Рюрику отдали Ладогу [Старая Ладога, Ленинградская обл.], чуть позже он перебрался в Новгород; Синеусу — Белоозеро [Белозерск, Вологодская обл.]; Трувору — Изборск и земли кривичей. Через два года Рюрик получил всю полноту власти, Синеус и Трувор умерли. Таким

Было у отца три сына: Рюрик, Синеус и Трувор.

Согласно Иокимовской летописи [~ конец X в.] имя родителя история не сохранила, известен только его социальный статус — финский или варяжский князь, а матерью упомянута - Умила, дочь Гостомысла, легендарного старейшины ильменских словен. Возможно, из-за этого родства в период жесточайшего политического кризиса восточнославянские вожди позвали на княжение варягов, Рюрика с братьями.

-2

«В году 6370 [862 г.] изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». /«Повесть временных лет», XII в./

Рюрику отдали Ладогу [Старая Ладога, Ленинградская обл.], чуть позже он перебрался в Новгород; Синеусу — Белоозеро [Белозерск, Вологодская обл.]; Трувору — Изборск и земли кривичей.

-3

Через два года Рюрик получил всю полноту власти, Синеус и Трувор умерли.

Таким образом, Изборск ведет официальную историю с 862 г.; входит в десятку старейших русских городов.

-4

Поселение появилось раньше, в начале IX в., основателем считают Словена, сына все того же Гостомысла. После его смерти Словенск перешел к наследнику Избору и стал Изборском.
Трувор начал правление с возведения укреплений. Городище, окруженное двумя валами из камней и глины, площадью ~ 6 тыс. м2 находится примерно в 2-х км от современного центра города. Сейчас, особенно зимой разглядеть остатки древних стен и построек практически невозможно. Тем не менее, это большой археологический парк. При раскопках ученые нашли следы ювелирного, кузнечного, литейного производства; изделия из дерева, кости, керамики. Товары, произведенные в Изборске, требовали сбыта, городок имел устойчивые торговые связи, в том числе за границей.

-5

В былинах остались «Труворово городище», «Труворова могила», «Труворова дорога», «Труворов крест». Крест, кстати, можно увидеть на погосте рядом с городищем. Туристам выдают его за ровесника самого князя, но специалисты говорят — новодел, скорее всего XVII в.

-6

Крестил изборских кривичей новгородский епископ Иоаким. Он же распорядился строить первую деревянную церковь в честь Николая Угодника. Для освящения храма по греческому обряду нужны были мощи святого. Решили послать гонцов в Новгород. Церемония откладывалась.

-7

Ночью приснился Иоакиму чудесный сон: явилась женщина-красавица равноапостольная княгиня Ольга [в крещении Елена] и велела утром всех селян собраться возле церкви, ибо — сама она, княжна Изборская, давно ждала часа, когда родной край познает истинного Бога. «С завтрашнего дня спустится благодать на все века и на мою родину. Каждый живущий на этой земле будет воодушевлен верой. Много чудес совершу в моей земле в единую животворящую Троицу». /«Как освящена была первая церковь в Изборске», С. Щербаков, 2002 г./. Проснувшись, епископ поспешил к церкви. Там уже толпился народ, а в притворе стояла женщина из сна и благословляла присутствующих иконой. Каждый, кто подошел к образу ощутил удивительную благодать. После обряда тело равноапостольной Ольги распалось на множество огоньков, они и освятили храм во славу Николая Угодника. Княгиня исчезла, но оставила землякам ценный подарок — Корсунскую икону Божией Матери, писаную самим проповедником Лукой.

https://azbyka.ru/
https://azbyka.ru/

Прошло без малого 400 лет. Рядом с Труворовым городищем выросла Изборская крепость. В цитадели построили новый каменный Никольский собор [1341 г.], перенесли туда образ Корсунской Богоматери.

-9

В 1369 г. к городу подошли ливонцы. Осада длилась 18 дней. У защитников кончились припасы, порох, пушечные ядра. Люди, укрывавшиеся за крепостными стенами, молились в храме, просили Богородицу и Святителя Николая о заступничестве.

-10

Тогда на Георгиевскую башню пришла девушка, с виду обычная селянка. Она велела пушкарю срезать пуговицы с одежды и зарядить ими пушку. Мужчина подчинился. Раздался пуговичный залп. Дым рассеялся… Женщина пропала. Вместе с ней исчезло без следа неприятельское войско. По другой версии — рыцари, спасаясь бегством, утонули в окрестном болоте; оно до сих пор называется Поганым.

-11

Изборяне вышли на городскую площадь благодарить Царицу Небесную. Она, в свою очередь, не раз спасала город от врагов, излечивала тяжелобольных, вселяла надежду, укрепляла веру.
Чудотворная икона Корсунской Богоматери была похищена в марте 1981 г., до сих пор находится в розыске. Престольный праздник в Изборске отмечают 2 раза в году — 22 октября и 4 апреля.

-12

Еще один покровитель — Николай Чудотворец. «Домом Святого Николы» называли город в древности.

-13

Как известно, Святитель родился около 270 г. в Патаре [тогда - Римская империя, сейчас — Турция]. Он покровительствует морякам, военным, путешественникам, сиротам, обездоленным, заключенным; является прототипом Деда Мороза, прочих многочисленных Санта Клаусов и любит бродить по свету в обличии старичка.

-14

Давным-давно Николай Угодник обошел всю Русь. Остались три псковские деревеньки.
В первой, высыпали из домов мужики, бабы, дети. Рассматривают скромного странника в диковинной одежде, смеются, потешаются. Обидно стало Святому, пошел дальше. Тут и вечер наступил. Начал Николай стучаться в избы, проситься на ночлег. Не пустили ни в дом, ни в сарай.

-15

Обозвали цыганом, пригрозили собак натравить. К ночи и вовсе похолодало. Без сил добрел путник по последней избы. Жил в ней бобыль. Приютил старца, накормил, напоил и спать уложил.

-16

Рано утром собрался хозяин рожь молотить, а Угодник в благодарность за хлеб-соль вызвался помогать. Работа тяжелая, помахали они цепами, утомились. Тогда взял Николай спички и поджег снопы. Загорелась рожь необычным белым огнем, но не сгорела. Обмолотилась аккуратно: зернышко к зернышку, соломинка к соломинке. Лежит зерно на земле крупное, чистое; больше его стало во много раз. Распрощался странник с бобылем, отправился в путь.

Соседи видели, какое чудо-чудесное произошло. Позавидовали. И давай свои снопы поджигать. Запылал пожар, сгинули в нем злые деревни. Одна церковь осталась, во славу Николая Чудотворца.

-17

Многие века уходили служивые люди на крепостные стены, защищали Изборск и русские восточные земли от врагов. Занимали места в бойницах, надеясь не только на себя, но и на Святого покровителя.

-18

За воинскую доблесть город получил еще одно имя - "Железный".

P.S. Использованы материалы сайта «Псковский край. Краеведческий портал»

Спасибо за внимание.

Псковская область. Легенды Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря.

Псковская область. Печоры.

Турция. Святитель Николай. На границе двух миров.