«Одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления», — во время осады Свято-Успенского монастыря летом 1581 г. такую запись сделал в дневнике Ян Пиотровский, секретарь Стафана Батория.
История обители сплошное переплетение чудес, загадочных событий, подвигов духовных и военных.
Это единственное в России сакральное место, где ни на день не прекращалось служение, не прерывались традиции старчества.
Здесь непривычная церковная архитектура. Как правило, монастыри стоят на возвышенностях, в крайнем случае — на равнинах. Печерский расположен в низине, на дне оврага; зажат между холмами, по которым взбираются крепостные стены.
Центральная доминанта - Успенский собор. Конечно, сейчас он выглядит совсем не так, как в конце XV века.
Устроители небольшой церкви - несколько братьев под руководством монаха Ионы. Они расширили и облагородили природную пещеру, в которой, по преданию, жил преподобный Марк; его нетленные мощи обнаружились в Святой горе.
Во время вырубки собора, зимой 1472 г. произошло обретение чудотворной иконы Божией Матери «Успение», называемой «старой»; написание относят к концу XI-началу XII вв. Через год образ вернул зрение слепой женщине-прихожанке.
Храм освятили 28 августа 1473 г. в день Успения Богородицы.
С правой стороны от входа, довольно высоко над землей видны окошки первых монашеский келий.
Позже в церковь перенесли дубовую колоду с останками Марка [на Псковщине в таких хоронили покойников в XIII-XVI вв., отсюда выражение «дать дуба»] и записали его имя в синодик как «Первого Печерского инока».
Самый знаменитый игумен Свято-Успенского монастыря Корнилий Псковский [1501-1570 гг.] усомнился в святости мощей, за что был немедленно наказан слепотой и параличом. Смекнув в чем дело, Корнилий попросил братьев отнести его к гробнице преподобного Марка, покаялся и чудесным образом исцелился.
Впрочем, судьба игумена все равно сложилась трагически…
В 1510 г., при Великом князе Василии III Псковщина присоединилась к Московскому княжеству. Не то, чтобы добровольно, но без кровопролития. Не захотели псковичи разделить участь новгородцев. Вече упразднили; вечевой колокол сняли, предварительно отрубив ему «уши».
С непокорными республиками было покончено, Русь объединилась под властью Москвы.
Интересы Василия III во Пскове представлял опытный дипломат, дьяк Михаил Григорьевич Мунехин по прозвищу Мисюрь. Еще при Иване III он возглавлял дипломатическую миссию в Османской империи.
Псково-Печерскому монастырю Михаил Мунехин уделил особое внимание. При создании надежного форпоста крепость могла если не сдержать, то по крайней мере задержать воинственных западных соседей.
По предположению историков, с дьяком-политиком путешествовал сын псковского боярина Корнилий, выпускник Мирожского монастыря.
Мунехина в Печерах интересовали перспективы военные, [кстати, он стал первым мирянином, похороненным на пещерном кладбище], Корнилия потрясла святость.
Юноша принял постриг в Свято-Успенском монастыре и укрепился в намерении сделать «Дом Пречистой Богородицы» значимым духовным центром Руси. В то время Великий Новгород называли «Домом святой Софии», Псков — «Домом святой Троицы», Изборск — «Домом святого Николая Угодника».
В 1521 г. состоятельные псковские купцы Василий и Федор [впоследствии старец Феофил] подарили обители икону Успения Богоматери в житии, работы иконописца Алексия Малого. Риза и киот сделаны на пожертвование царя Ивана IV Грозного.
Еще один образ Богородицы «Умиление» внесен в Свято-Успенский монастырь в 1529 г., при игуменстве Корнилия [1529-1570 гг.]. Список с иконы Божией Матери Владимирской выполнен благочестивым иноком Арсением Хитрошем.
«Изложение о чудесах Пресвятой Богородицы Печерской, или о чудесах Пречистой Богородицы — от иконы честного Ее Успения, что в Печерском монастыре, и от Иконы Умиление, называемой Владимирской» ведется с 1531 г. и пополняется по сей день.
«Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверних, сиречь от латин немецкие земли, приходящим с верой к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».
Иконы сыграли важную, возможно, решающую роль в обороне Пскова в 1581 г.
Возглавив монастырь в возрасте 28-ми лет, Корнилий начал действовать очень энергично: обращал в православие сето и эстов; устроил иконописную и гончарную мастерские; сам писал иконы и богословские книги, в том числе «Повесть о Псково-Печерском монастыре»; углубил пещеры; построил новые храмы — Благовещенский [1541 г.] и Николы Вратаря [1565 г.].
Наверное, Корнилий с удовольствием занимался бы мирным строительством, но его послушание пришлось на годы войны с Ливонией [1558-1583 гг.].
Главным достижением игумена считают возведение крепостных стен для надежной защиты «Дома Пречистой Богородицы».
История строительства укреплений сплошь домыслы и легенды, основаны они на сложных отношениях между Корнилием и Иваном Грозным.
Известно, что преподобный московских чиновников не жаловал, страдания народа от Опричнины принимал близко к сердцу, политику царя не одобрял. На вопрос: «Можно ли строить цитадель?», из Москвы пришел ответ: «Можно, но по площади не больше воловьей шкуры».
Монахи взяли таковую, разрезали на тонкие полоски, связали их между собой и опоясали территорию получившимся ремнем — 810 метров по периметру.
Строительством руководил инок Пафнутий, в миру — боярин из Гдова Павел Заболоцкий. С 1558 по 1565 гг. были возведены каменные стены высотой 10 метров, 2 метра толщиной и 6 башен-стрельниц. Через 100 лет башен стало 11, сейчас их 10.
Появление крепости в 20 км от резиденции епископа Ливонского ордена, замка Нейгаузен стало для немецких рыцарей неприятным сюрпризом.
Не менее удивился Иван IV, прибывший в Печеры в 1570 г. Грозному не раз докладывали о переписке игумена с опальным князем Андреем Михайловичем Курбским.
Увидев мощные крепостные стены, царь заподозрил злоумышление, пришел в ярость, не дослушав приветственных слов, выхватил саблю и срубил преподобному голову. Тот голову поднял, держа ее перед собой, пошел к Успенскому собору.
Царь в ужасе кинулся следом, подхватил Корнилия на руки и сам донес до места погребения. Путь от Никольских ворот к храму с тех пор называют «Кровавой дорожкой».
Больше Иван Васильевич в Псков не приезжал. Следствием его раскаяния стали щедрые дары: села, монеты весом 42 золотника, книги, серебряные столовые приборы, драгоценная церковная утварь и прочее.
Тело Корнилия упокоили в монастырских пещерах. В 1690 г. мощи стали считать целебоносными и перенесли в собор Успения Пресвятой Богородицы. Рака неоднократно обновлялась; последняя, богато украшенная, относится к 1892 г.
А корнилиева крепость не раз вставала неприступной преградой на пути вражьих сил. И по сей день стоит на страже «Дома Пречистой Богородицы».
Спасибо за внимание.