Печоры [до 1920 года — Печеры] — небольшой городок в 50 км от Пскова. Его история неразрывно связана с возникновением здесь в XV веке Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, ставшего одним из главных центров духовной жизни, оплотом православной веры на Северо-Западе Руси, преградой на пути врагов.
Поэтому рассказ придется начать с «преданий старины глубокой».
Давным-давно, где-то на рубеже XI-XII вв., на берега ручья Каменец забрели изборские охотники. Вернувшись, они рассказали о дивных церковных песнопениях, звучавших из недр горы. Услышанное списали на присутствие некоего Святого духа. Лишь много позже местные жители узнали, что холм [названный Святой горой] стал укрытием для монахов.
16 июня 1054 года в Константинопольский храм Святой Софии вошли легаты Римского Папы Льва IX во главе с кардиналом Гумбертом. Молиться не стали, положили на престол папскую анафему: «…властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, [властью] всех святых православных отцов Семи [Вселенских] Соборов и всей Католической Церкви, мы подписываем против Михаила [Патриарха Константинопольского] и его приверженцев — анафему, которую наш преподобнейший Папа произнес против них, если они не опомнятся» /цитата по Васечко В.Н., «Сравнительное богословие», 2000 г./
«Великий раскол Церквей» привел к многовековой череде кровавых трагических событий.
Западные христиане стали называться католиками, а восточные — православными. Каждая сторона объявила другую вероотступниками.
Дворяне Западной Европы охотно встали под папские знамена, пошли Крестовыми походами на язычников и схизматиков, на земли балтов и русичей. Поборникам православной веры оставалось только бежать в непроходимые леса на Востоке.
Прошло без малого четыре века. Русь окрепла, научилась защищать границы, отстаивать свои интересы.
В 1392 г. крестьянин Иван Дементьев получил разрешение на вырубку возле ручья Каменец и реки Пачковки. Одно из деревьев упало в незапланированном направлении. Катящийся по склону ствол валил молодые деревца, приминал кусты, выворачивал дерн. Среди этого разорения Иван увидел вход в подземелье и надпись: «Богом зданныя пещеры».
Помещение внутри оказалось обширным. Предположительно, здесь жили несколько старцев. Явились они из Киево-Печерской лавры под предводительством преподобного Марка, чьи нетленные останки и обнаружил лесоруб Дементьев.
Спустя 80 лет псковский священник Иоанн Шестник с женой Марией пришел в изборские пещеры из Ливонии, спасаясь от преследования крестоносцев. Супруги приняли постриг под именами Иона и Васса, начали копать в песчанике склона первую церковь. Вокруг них сплотилась немногочисленная братия.
28 августа 1473 г. во имя праздника Успения Богородицы был освящен пещерный храм. От этой даты ведет историю населенный пункт Печоры; на старорусском «Печеры» или «пещеры».
Указом императрицы Екатерины II от 07 июня 1782 г. Печоры получили статус города. Число жителей росло. Строилось все больше добротных деревянных дворов, ремесленных мастерских, торговых рядов. Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь хорошел. Но грянула революция, за ней Гражданская война. Новоиспеченная эстонская армия и белогвардейские отряды оттеснили красноармейские части.
По Тартускому мирному договору [02.02.1920] большевикам удалось сохранить в составе РСФСР Псков, а Печерский уезд отошел Эстонии на целых 20 лет.
Город переименовали в Петсери. Население увеличилось в 2.5 раза по сравнению с дореволюционным. Началось каменное строительство. На улицах появились керосиновые фонари; в некоторых домах - водопровод. Кроме старого кожевенного завода заработали артели по производству льняных тканей, рыболовные, сельскохозяйственные.
Край Петсеримаа превратился в культурный центр русской эмиграции. Сюда приезжали беглецы, тоскующие по православным церквям, чудотворным иконам, родной природе и речи. Какое-то время название улиц писали на 2-х языках, издавали русские газеты. Монастырь оставался действующим. Праздники отмечали массово и открыто.
Гостями города в «эстонский период» были: Куприн, Бердяев, Ильин, Вертинский, Шмелев, Плесецкая. Заезжал Максим Горький. Выступал на творческих вечерах Игорь Северянин.
«Чем дольше жизнь, тем явственней сигнал…
С кем из безвестных суждено мне слиться?
О всех, о ком здесь некому молиться
Я помолюсь теперь в монастыре...»
/И. Северянин, «Молитва», 1927 г./
Однако, националистические настроения росли. Если до Гражданской войны доля эстонского населения вместе с коренным народом сето составляла ~ 35%, то к 1940 г. она увеличилась до 60%. В местной гимназии закрыли русские классы. Двуязычные таблички исчезли с улиц, магазинов, административных зданий. Само название города «Печоры» оказалось под запретом. Большинство в городской думе неизменно получали эстонцы. Монастырские земельные владения значительно урезали.
Страшный пожар 1939 г. уничтожил треть построек, более 200 домов. Многие увидели в бедствии предвестие скорых перемен.
Летом 1940 г. в Печоры вошли части Красной армии. Уже через год [10.07.1941 г.] город оккупировали немцы.
Свято-Успенскую обитель не тронули. Священники продолжали служение ради главной цели — укрепить в прихожанах веру и надежду.
Отступая, фашисты вывезли не только монастырские ценности, но и все население. Советские войска вошли в совершенно пустой город.
После окончания ВОВ власти предприняли попытку закрыть монастырь. Столкнулись с ожесточенным сопротивлением насельников, высших чинов РПЦ, уважаемых историков, деятелей культуры и... предпочли попросту не замечать существование обители, сосредоточившись на развитии городской промышленности. К моменту начала перестройки в Печорах работали: трикотажная, кондитерская, льняная фабрики; хлебозавод; мясокомбинат; завод по производству керамики [единственный, доживший до наших дней].
Сейчас основная ставка сделана на развитие туризма.
По знаковым религиозным праздникам, особенно Успения Богородицы, город с населением ~ 7 тысяч человек принимает 20-30 тысяч паломников и туристов.
Чудесное преображение Печор началось благодаря авторитету нынешнего митрополита Симферопольского и Крымского Тихона [в миру Георгий Александрович Шевкунов].
В 1993 г. он стал настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря. В 2000-м сопровождал В.В. Путина во время поездки в Печоры. Через 8 лет возглавил Псковскую епархию и начал апостольское служение игуменом Свято-Успенской обители [14.08.2018 г.]. Его часто называют духовником президента РФ.
Митрополит Тихон [Шевкунов] кандидат исторических наук, автор книги «Несвятые святые», документального фильма «Гибель империи. Византийский урок», председатель Патриаршего совета по культуре.
550-летие [2023 г.] Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь и городок Печоры встретили обновленными.
Сняли леса со зданий, находящихся на ремонте; частично привели в порядок дорожное покрытие.
В день Успения Богородицы [28.08.2023] на площади у Святых врат торжественно открыли скульптурную композицию Виталия Дмитриевича Шанова «Наши Псково-Печерские подвижники». Под аркой с клеймами девять бронзовых фигур архимандритов Алипия Воронова, Иоанна Крестьянкина, Серафима Розенберга, Нафанаила Поспелова, Феофана Молявко, Адриана Кирсанова, Михаила, Симеона и Саввы.
Еще один новый памятник, архангелу Михаилу украсил центральную городскую площадь — Октябрьскую [Михайловскую]. Автор, Вячеслав Михайлович Клыков создал скульптуру в 2004 году, планировал установить ее в Калининграде, но болезнь и смерть помешали осуществлению проекта. Говорят, это одна из лучших работ выдающегося мастера. Усилиями митрополита Тихона архангел Михаил обрел дом в Печорах.
Сама Октябрьская площадь — чудо, как хороша; особенно в новогодней иллюминации. Восстановлен исторический архитектурный ансамбль. В симпатичных домиках открыты кафе, гостиницы, ремесленные лавочки, сувенирные магазины.
Мы жили в гостинице «Gerberg House» [Октябрьская пл., д. 4]. Прекрасный образец современного развития туристической инфраструктуры.
Кроме семи номеров в старинном особняке купца Герберга отелю принадлежат коттеджи + баня.
Набору услуг и комплектации жилых пространств многие гостиницы 5* могли бы позавидовать. Интерьер добавлял праздничного настроения.
Отзывчивые сотрудники сделали все, чтобы захотелось вернуться в «Gerberg» еще не раз. Чистота, тишина, уют. Идеально свежие постельное белье, полотенца, занавески. Отличный санузел. Кухонный уголок укомплектован на 5+.
И, конечно, локация — выходишь сразу в красоту.
Кроме сияющего куполами Свято-Успенского монастыря, в Печорах можно посмотреть на старинные купеческие дома и образцы эстонской застройки, в том числе кирху святого Петра.
Обязательно нужно зайти в Картинную архимандрита Алипия; при наличии времени — в музеи льна и городской истории.
Попробовать блюда русской кухни в кафе «Несвятые святые» при паломнической гостинице и продегустировать сыр из монастырской пещерной сыроварни.
В общем, три дня пролетели незаметно, как всегда - добавить бы еще один.
Естественно, некоторые туристы высказывают мнение: «Опять устроили лубок». Кому-то больше нравятся ободранные фасады, мне — нет.
За Печоры митрополиту Тихону большое человеческое спасибо!