Найти в Дзене
__your__way__

Псковская область. Печоры.

Печоры [до 1920 года — Печеры] — небольшой городок в 50 км от Пскова. Его история неразрывно связана с возникновением здесь в XV веке Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, ставшего одним из главных центров духовной жизни, оплотом православной веры на Северо-Западе Руси, преградой на пути врагов. Поэтому рассказ придется начать с «преданий старины глубокой». Давным-давно, где-то на рубеже XI-XII вв., на берега ручья Каменец забрели изборские охотники. Вернувшись, они рассказали о дивных церковных песнопениях, звучавших из недр горы. Услышанное списали на присутствие некоего Святого духа. Лишь много позже местные жители узнали, что холм [названный Святой горой] стал укрытием для монахов. 16 июня 1054 года в Константинопольский храм Святой Софии вошли легаты Римского Папы Льва IX во главе с кардиналом Гумбертом. Молиться не стали, положили на престол папскую анафему: «…властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, [властью] всех святых право

Печоры [до 1920 года — Печеры] — небольшой городок в 50 км от Пскова. Его история неразрывно связана с возникновением здесь в XV веке Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, ставшего одним из главных центров духовной жизни, оплотом православной веры на Северо-Западе Руси, преградой на пути врагов.

-2

Поэтому рассказ придется начать с «преданий старины глубокой».

Давным-давно, где-то на рубеже XI-XII вв., на берега ручья Каменец забрели изборские охотники. Вернувшись, они рассказали о дивных церковных песнопениях, звучавших из недр горы. Услышанное списали на присутствие некоего Святого духа. Лишь много позже местные жители узнали, что холм [названный Святой горой] стал укрытием для монахов.

-3

16 июня 1054 года в Константинопольский храм Святой Софии вошли легаты Римского Папы Льва IX во главе с кардиналом Гумбертом. Молиться не стали, положили на престол папскую анафему: «…властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, [властью] всех святых православных отцов Семи [Вселенских] Соборов и всей Католической Церкви, мы подписываем против Михаила [Патриарха Константинопольского] и его приверженцев — анафему, которую наш преподобнейший Папа произнес против них, если они не опомнятся» /цитата по Васечко В.Н., «Сравнительное богословие», 2000 г./

«Великий раскол Церквей» привел к многовековой череде кровавых трагических событий.
Западные христиане стали называться католиками, а восточные — православными. Каждая сторона объявила другую вероотступниками.

-4

Дворяне Западной Европы охотно встали под папские знамена, пошли Крестовыми походами на язычников и схизматиков, на земли балтов и русичей. Поборникам православной веры оставалось только бежать в непроходимые леса на Востоке.

-5

Прошло без малого четыре века. Русь окрепла, научилась защищать границы, отстаивать свои интересы.

-6

В 1392 г. крестьянин Иван Дементьев получил разрешение на вырубку возле ручья Каменец и реки Пачковки. Одно из деревьев упало в незапланированном направлении. Катящийся по склону ствол валил молодые деревца, приминал кусты, выворачивал дерн. Среди этого разорения Иван увидел вход в подземелье и надпись: «Богом зданныя пещеры».

Помещение внутри оказалось обширным. Предположительно, здесь жили несколько старцев. Явились они из Киево-Печерской лавры под предводительством преподобного Марка, чьи нетленные останки и обнаружил лесоруб Дементьев.

-7

Спустя 80 лет псковский священник Иоанн Шестник с женой Марией пришел в изборские пещеры из Ливонии, спасаясь от преследования крестоносцев. Супруги приняли постриг под именами Иона и Васса, начали копать в песчанике склона первую церковь. Вокруг них сплотилась немногочисленная братия.

28 августа 1473 г. во имя праздника Успения Богородицы был освящен пещерный храм. От этой даты ведет историю населенный пункт Печоры; на старорусском «Печеры» или «пещеры».

-8

Указом императрицы Екатерины II от 07 июня 1782 г. Печоры получили статус города. Число жителей росло. Строилось все больше добротных деревянных дворов, ремесленных мастерских, торговых рядов. Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь хорошел. Но грянула революция, за ней Гражданская война. Новоиспеченная эстонская армия и белогвардейские отряды оттеснили красноармейские части.
По Тартускому мирному договору [02.02.1920] большевикам удалось сохранить в составе РСФСР Псков, а Печерский уезд отошел Эстонии на целых 20 лет.

-9

Город переименовали в Петсери. Население увеличилось в 2.5 раза по сравнению с дореволюционным. Началось каменное строительство. На улицах появились керосиновые фонари; в некоторых домах - водопровод. Кроме старого кожевенного завода заработали артели по производству льняных тканей, рыболовные, сельскохозяйственные.

-10

Край Петсеримаа превратился в культурный центр русской эмиграции. Сюда приезжали беглецы, тоскующие по православным церквям, чудотворным иконам, родной природе и речи. Какое-то время название улиц писали на 2-х языках, издавали русские газеты. Монастырь оставался действующим. Праздники отмечали массово и открыто.

-11

Гостями города в «эстонский период» были: Куприн, Бердяев, Ильин, Вертинский, Шмелев, Плесецкая. Заезжал Максим Горький. Выступал на творческих вечерах Игорь Северянин.
«Чем дольше жизнь, тем явственней сигнал…

С кем из безвестных суждено мне слиться?

О всех, о ком здесь некому молиться

Я помолюсь теперь в монастыре...»

/И. Северянин, «Молитва», 1927 г./

-12

Однако, националистические настроения росли. Если до Гражданской войны доля эстонского населения вместе с коренным народом сето составляла ~ 35%, то к 1940 г. она увеличилась до 60%. В местной гимназии закрыли русские классы. Двуязычные таблички исчезли с улиц, магазинов, административных зданий. Само название города «Печоры» оказалось под запретом. Большинство в городской думе неизменно получали эстонцы. Монастырские земельные владения значительно урезали.

-13

Страшный пожар 1939 г. уничтожил треть построек, более 200 домов. Многие увидели в бедствии предвестие скорых перемен.

Летом 1940 г. в Печоры вошли части Красной армии. Уже через год [10.07.1941 г.] город оккупировали немцы.
Свято-Успенскую обитель не тронули. Священники продолжали служение ради главной цели — укрепить в прихожанах веру и надежду.

Отступая, фашисты вывезли не только монастырские ценности, но и все население. Советские войска вошли в совершенно пустой город.

-14

После окончания ВОВ власти предприняли попытку закрыть монастырь. Столкнулись с ожесточенным сопротивлением насельников, высших чинов РПЦ, уважаемых историков, деятелей культуры и... предпочли попросту не замечать существование обители, сосредоточившись на развитии городской промышленности. К моменту начала перестройки в Печорах работали: трикотажная, кондитерская, льняная фабрики; хлебозавод; мясокомбинат; завод по производству керамики [единственный, доживший до наших дней].

Сейчас основная ставка сделана на развитие туризма.

-15

По знаковым религиозным праздникам, особенно Успения Богородицы, город с населением ~ 7 тысяч человек принимает 20-30 тысяч паломников и туристов.

Чудесное преображение Печор началось благодаря авторитету нынешнего митрополита Симферопольского и Крымского Тихона [в миру Георгий Александрович Шевкунов].

В 1993 г. он стал настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря. В 2000-м сопровождал В.В. Путина во время поездки в Печоры. Через 8 лет возглавил Псковскую епархию и начал апостольское служение игуменом Свято-Успенской обители [14.08.2018 г.]. Его часто называют духовником президента РФ.

https://riamediabank.ru/
https://riamediabank.ru/

Митрополит Тихон [Шевкунов] кандидат исторических наук, автор книги «Несвятые святые», документального фильма «Гибель империи. Византийский урок», председатель Патриаршего совета по культуре.

550-летие [2023 г.] Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь и городок Печоры встретили обновленными.

-17

Сняли леса со зданий, находящихся на ремонте; частично привели в порядок дорожное покрытие.

В день Успения Богородицы [28.08.2023] на площади у Святых врат торжественно открыли скульптурную композицию Виталия Дмитриевича Шанова «Наши Псково-Печерские подвижники». Под аркой с клеймами девять бронзовых фигур архимандритов Алипия Воронова, Иоанна Крестьянкина, Серафима Розенберга, Нафанаила Поспелова, Феофана Молявко, Адриана Кирсанова, Михаила, Симеона и Саввы.

-18

Еще один новый памятник, архангелу Михаилу украсил центральную городскую площадь — Октябрьскую [Михайловскую]. Автор, Вячеслав Михайлович Клыков создал скульптуру в 2004 году, планировал установить ее в Калининграде, но болезнь и смерть помешали осуществлению проекта. Говорят, это одна из лучших работ выдающегося мастера. Усилиями митрополита Тихона архангел Михаил обрел дом в Печорах.

-19

Сама Октябрьская площадь — чудо, как хороша; особенно в новогодней иллюминации. Восстановлен исторический архитектурный ансамбль. В симпатичных домиках открыты кафе, гостиницы, ремесленные лавочки, сувенирные магазины.

-20

Мы жили в гостинице «Gerberg House» [Октябрьская пл., д. 4]. Прекрасный образец современного развития туристической инфраструктуры.

-21

Кроме семи номеров в старинном особняке купца Герберга отелю принадлежат коттеджи + баня.

-22

Набору услуг и комплектации жилых пространств многие гостиницы 5* могли бы позавидовать. Интерьер добавлял праздничного настроения.

-23

Отзывчивые сотрудники сделали все, чтобы захотелось вернуться в «Gerberg» еще не раз. Чистота, тишина, уют. Идеально свежие постельное белье, полотенца, занавески. Отличный санузел. Кухонный уголок укомплектован на 5+.

-24

-25

И, конечно, локация — выходишь сразу в красоту.

-26

Кроме сияющего куполами Свято-Успенского монастыря, в Печорах можно посмотреть на старинные купеческие дома и образцы эстонской застройки, в том числе кирху святого Петра.

-27

Обязательно нужно зайти в Картинную архимандрита Алипия; при наличии времени — в музеи льна и городской истории.

-28

Попробовать блюда русской кухни в кафе «Несвятые святые» при паломнической гостинице и продегустировать сыр из монастырской пещерной сыроварни.

-29

В общем, три дня пролетели незаметно, как всегда - добавить бы еще один.

-30

Естественно, некоторые туристы высказывают мнение: «Опять устроили лубок». Кому-то больше нравятся ободранные фасады, мне — нет.

За Печоры митрополиту Тихону большое человеческое спасибо!