Машины на электродвигателях медленно вытесняют ДВС с российского авторынка. Как проявляется эта тенденция и чего ждать от электрокаров в будущем - выясняем в этой статье.
В 2018 году общее число электрокаров в России составляло чуть больше 3 тысяч. На конец 2023 года их количество увеличилось до 40 тысяч. Россияне стали вкладывать больше денег в машины с электродвигателями, и произошло это не случайно. Ряд закономерностей привел к резкому взлету спроса на электрокары.
- Развитие мирового рынка электромобилей: технология развивается, авто на электричестве становятся доступнее, а порой и дешевле, чем авто на бензине и дизеле.
- Экологическая обстановка: власти по всему миру требуют сократить количество вредных выбросов в атмосферу. На данный момент в ЕС утвердили полный запрет на ДВС к 2035 году.
- Запрос потребителя на менее обременительный авто: машина на электричестве требует к себе меньше внимания, так как износ узлов и деталей у нее значительно ниже, чем у машин с ДВС.
Развитие отрасли электрокаров - значимая тенденция в новом автомире. Однако сама идея машин на электричестве не нова. Скажем больше: она старше, чем автомобили с ДВС.
Первый электромобиль был представлен публике еще в 1881, во Франции, изобретателем Густавом Труве. Позже, в 1898, идея авто на электроприводе пришла в голову 23-летнему Фердинанду Порше. Его образец оказался не просто удачным: он дал Порше место главного конструктора в компании Lohner-Werke и запустил его карьеру в автомобильной отрасли.
Всего год спустя, в 1899 году, электромобили уже ставили рекорды скорости: 105 км/ч достиг гонщик за рулем электрокара.
В начале XX века бензиновые и электрические двигатели шли практически вровень: и по популярности, и по характеристикам. Изменили всё деньги - и вопрос потребительского удобства.
Электрические двигатели, которым нужна была сложная подзарядка, не выдержали конкуренции с дешевым и доступным бензином. А после изобретения электростартера для ДВС они потеряли свою популярность окончательно. Утрачено было последнее преимущество электрических машин - легкость запуска. Первенство окончательно закрепилось за ДВС.
Новая волна интереса к электрокарам пошла только в 60-х, когда люди впервые осознали опасность климатических изменений. Но интерес этот двигался нестабильно: всплеск интереса - спад интереса - новый всплеск - новый спад.
Что не менее важно для полноценного развития отрасли: все всплески происходили локально. Например: в 90-х Калифорния стала одним из самых загазованных штатов США. Правительству надо было что-то предпринять для снижения выбросов, поэтому была выпущена модель электромобиля EV1. Но это касалось только США, про общемировую тенденцию речи не шло.
Полноценно новая эра для машин с электрическими двигателями наступила с расцветом компании Tesla. Сейчас она воспринимается как первопроходец в сфере разработки и внедрения на рынок электрокаров, но Nissan Leaf и Toyota RAV-4 на электрике выпускались и до Tesla, причем вполне успешно: Leaf с 2010, RAV-4 с 1997.
Tesla сделала другой рывок: она сформировала электромобилям имидж машин будущего. Авто на электродвигателях стали в глазах общественности не сайд-проектами крупнейших автопроизводителей, не временной забавной игрушкой, а нашим будущим - ни больше ни меньше.
Экологически чистые автомобили стали ключевым элементом дискуссии о защите окружающей среды. ЕС уже запретили использовать авто с ДВС к 2035 году. Страны начали активно инвестировать в электромобили и поддерживать их развитие субсидиями. Это привело к росту числа электрокаров и гибридов. Китай стал лидером рынка.
У россиян в 2024 году наибольший интерес вызвали электромобили от Zeekr, Voyah, Hongqi и Avatr. Все марки - из Поднебесной.
Стоит ли нам ожидать в ближайшие 10 лет отечественных разработок в области электрокаров? Будет ли на слуху что-то, кроме “Москвич 3е”? Возможно. Ведь в России есть своя история машин на электрических двигателях.
Первый электромобиль - а вернее, электрокарета - был создан в Российской Империи в 1885 году. После инженер Ипполит Романов разработал омнибус на электротяге. Затем, в 1948 году, в СССР появились два грузоподъемных электромобиля: “НАМИ-750” и “НАМИ-751”, которые работали в почтовых службах Москвы и Ленинграда до конца 1950-х годов. Увидим ли мы больше российских разработок? Шанс есть.
Интерес к отрасли электрокаров у правительства, очевидно, присутствует: на покупку такого авто можно получить субсидию в 952 тысяч рублей, транспортный налог для электрокаров отменен или ослаблен, а в крупных городах можно найти бесплатные парковочные места и зарядные станции.
Для российского потребителя электрокары интересны в первую очередь тем, что позволяют сократить время и деньги на обслуживание авто. Зарядка дешевле, чем заправка; износ деталей медленный; расходников нужно меньше, чем на бензиновый авто; масло менять не требуется. Правда, заправка доступна далеко не везде, а в путешествие по России на электрокаре вряд ли отправишься - но это трудности, которые можно решить.
Однако прогнозы для электромобильной сферы разнятся. В мире видят разные пути развития ситуации:
- Мы сможем полностью отказаться от ДВС. На это рассчитывают в ЕС, намечена даже примерная дата прощания - 2035 год.
- Все останутся при ДВС, электрокары уйдут в прошлое. В США от бензина отказываться не собираются: Дональд Трамп отменил указ Джо Байдена, согласно которому к 2030 году 50% новых автомобилей на рынке США должны быть электрическими.
- Несмотря на значительное увеличение числа электрокаров и гибридов, люди всё равно не откажутся от ДВС полностью.
На данный момент вопрос добычи сырья для аккумуляторов не закрыт, а инфраструктуры под электрокары почти нет:
Батареи для электромобилей требуют значительных ресурсов, таких как литий и кобальт. Литий дорогой, а при добыче кобальта в Африке используется детский труд, что вызывает давление со стороны правозащитников. Оба металла являются исчерпаемыми. Несмотря на возможность улучшения методов добычи, дефицит этих ресурсов невозможно преодолеть. Tesla еще в 2019 году предупреждала: количества металлов на планете не хватит для аккумуляторов, если все перейдут на электрокары.
Конечно, в будущем может измениться само производство батарей. Но пока конкретных прогнозов по таким изменениям дать никто не может. За ситуацией остается только наблюдать - и не отказываться ни от электрокаров, ни от гибридов, ни от бензиновых и дизельных авто.
Электромобили совсем недолго в эксплуатации: рано назначать их главным транспортом будущего. С запчастями есть сложности у всех марок. Во-первых, их трудно найти. Во-вторых, цены на запчасти кусаются. Фара на “Москвич 3е” стоит от 14 до 24 тысяч рублей. Если вам кажется, что это дорого, сравните с фарами на Zeekr 001 - одна фара на него может стоить 120 тысяч рублей.
Как будут вести себя кузова, тоже пока непонятно. У Tesla Model S, которая производится с 2012 года, алюминиевый кузов. Массовых жалоб на коррозию нет. А вот владельцы Tesla Cybertruck уже предъявляют производителю претензии: на авто из нержавейки проступает ржавчина. И это учитывая то, что Cybertruck появился на рынке только в 2023 году. Но расстраиваться из-за падения качества заводской защиты, покраски или металла не стоит: проблемы решаемы для любого авто! И для Tesla Cybertruck, и для Ford Escape, и для Renault Kangoo.
Выводы о том, за каким двигателем будущее, лучше пока не делать. Хотите гибрид или электрокар? Смело покупайте. А если возникнут проблемы, помните: починить можно всё! С кузовом поможем мы. Выбрать детали для Вашего автомобиля можно тут.