Найти в Дзене
ТЕАТРАЛОЧКА

Служитель преисподней или недолюбленный ребенок? О спектакле "Ричард III" в Театре Вахтангова

Враг изощряется! Военачальники, все по местам! Нет, не смутить наш дух пустыми снами! Ведь совесть - вздор. О ней твердят лишь Стращая тех, кто смел и кто силен. Кулак - нам совесть, меч - вот наш закон. Вперед же, в бой! Нам нет пути назад. Когда не в рай, - сойдем все вместе в ад! Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Новой сценой Театра имени Вахтангова и замечательным актером Максимом Севриновским, который, несмотря на свой молодой возраст, давно заслужил зрительскую любовь, имеет сотни поклонников и удостоен внимания критиков и многих режиссёров в нашей стране. У него много блестящих работ в Театре Вахтангова, где он служит много лет: "Генерал и его семья", "Король Лир", "Сергеев и городок", "Наш класс", "Утиная охота". А также в Театре Около дома Станиславского, где он играет забавного и дурашливого Хлестакова в спектакле "Ревизор" Антона Фёдорова и несчастного поэта Сирано в одноименном спектакле "Сирано де Бержерак" Александры Толстошевой. А с
Оглавление

Враг изощряется!
Военачальники, все по местам!
Нет, не смутить наш дух пустыми снами!
Ведь совесть - вздор. О ней твердят лишь
Стращая тех, кто смел и кто силен.
Кулак - нам совесть, меч - вот наш закон.
Вперед же, в бой! Нам нет пути назад.
Когда не в рай, - сойдем все вместе в ад!

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Новой сценой Театра имени Вахтангова и замечательным актером Максимом Севриновским, который, несмотря на свой молодой возраст, давно заслужил зрительскую любовь, имеет сотни поклонников и удостоен внимания критиков и многих режиссёров в нашей стране. У него много блестящих работ в Театре Вахтангова, где он служит много лет: "Генерал и его семья", "Король Лир", "Сергеев и городок", "Наш класс", "Утиная охота". А также в Театре Около дома Станиславского, где он играет забавного и дурашливого Хлестакова в спектакле "Ревизор" Антона Фёдорова и несчастного поэта Сирано в одноименном спектакле "Сирано де Бержерак" Александры Толстошевой.

А сегодня у нас:

Уильям Шекспир и его Ричард III.

Максим Севриновский в роли Ричарда III. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/94f2f8f483.jpg
Максим Севриновский в роли Ричарда III. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/94f2f8f483.jpg

Это не развлекательное действие. Это спектакль-переживание, спектакль-размышление: что движет человеком, который всеми силами рвется к власти и готов уничтожить на своём пути все и всех для достижения цели? Готов идти по трупам не только своих врагов, но и по трупам родных и близких. Такие понятия как совесть, мораль, любовь не в чести у таких тиранов. Главное - это получить свое!

Писатели, поэты, художники и театральные режиссеры очень часто знакомят нас с историями о борьбе за место на царском престоле. Эта тема всегда была популярна и актуальна в мире искусства.

Режиссер Автандил Варсимашвили представил на суд зрителей свою версию великой трагедии Шекспира и воплотил ее на Новой сцене Театра имени Вахтангова. Премьера спектакля состоялась 7 октября 2017 года.

Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/60b9f38100.jpg
Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/60b9f38100.jpg

Кто такой Ричард III по Шекспиру? Это гениальный в своем неприкрытом цинизме узурпатор, который сметает все на своем пути в стремлении добиться английской короны…Он хитер, изворотлив, безжалостен.

Автандил Варсимашвили:

Пьеса "Ричард III" гениальна. Это энциклопедия власти, учебник державной силы, пособие по захвату трона. Шекспир безошибочно показал характер диктаторов всех времён и народов. За несколько веков до Наполеона, Сталина, Гитлера он словно бы предсказал нам их появление и в то же время фантастически точно описал психологический процесс разложения личности диктатора, когда ты уже по горло в крови, и в его жизни больше нет главной цели!

Максим Севриновский в роли Ричарда III. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/546691c66a.jpg
Максим Севриновский в роли Ричарда III. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/546691c66a.jpg

Максим Севриновский предстает перед нами в образе уродливого, обделенного природой и недолюбленного судьбой человека, который однажды, проснувшись рано утром, решил захватить власть, уничтожив при этом десятки людей. Решил взять в свои руки то, что не дала ему судьба.

Я, у кого ни роста, ни осанки,
Кому взамен мошенница природа
Всучила хромоту и кривобокость;
Я, сделанный небрежно, кое-как
И в мир живых отправленный до срока
Таким уродливым, таким увечным,
Что лают псы, когда я прохожу, —
Чем я займусь в столь сладостное время,
На что досуг свой мирный буду тратить?
Стоять на солнце, любоваться тенью,
Да о своем уродстве рассуждать?
Нет!.. Раз не вышел из меня любовник,
Достойный сих времен благословенных,
То надлежит мне сделаться злодеем,
Прокляв забавы наших праздных дней.
Я сплел силки: умелым толкованьем
Снов, вздорных слухов, пьяной болтовни
Я ненависть смертельную разжег
Меж братом Кларенсом и королем.

Напомню вкратце сюжет трагедии:

Игорь Карташов в роли Короля Эдуарда IV. Владимир Логвинов в роли герцога Бекингема. Анна Антонова в роли королевы Елизаветы. Анатолий Меньщиков в роли Кардинала Борчера. Ричард III. Фото - Яна Овчинникова. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2017/09/DSC02164-1600x1067.jpg
Игорь Карташов в роли Короля Эдуарда IV. Владимир Логвинов в роли герцога Бекингема. Анна Антонова в роли королевы Елизаветы. Анатолий Меньщиков в роли Кардинала Борчера. Ричард III. Фото - Яна Овчинникова. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2017/09/DSC02164-1600x1067.jpg

Английская корона принадлежит Королю Эдуарду IV. У него есть жена, дочь, два сына и два младших брата: Георг, герцог Кларенс и Ричард, герцог Глостер. Именно с клеветы на брата Кларенса и, последующего за ней, убийства Ричард начинает свою кровавую мясорубку.

В постановке принимают участие:

  • Король Эдуард IV - Игорь Карташев
  • Королева Елизавета, его жена - Яна Соболевская / Анна Антонова
  • Георг, герцог Кларенс, брат короля - Юрий Поляк
  • Ричард, герцог Глостер, брат короля - Максим Севриновский
  • Герцог Бекингем - Владимир Логвинов
  • Граф Риверс, брат королевы Елизаветы - Карен Овеян / Федор Воронцов
  • Леди Анна - Полина Чернышова
  • Мать короля, герцогиня Йоркская - Александра Стрельцина / Ольга Тумайкина
  • Дочь короля, принцесса Елизавета - Ольга Боровская / Анна Ляхова
  • Кардинал Борчер - Олег Форостенко / Артём Пархоменко
  • Лорд Стенли - Павел Попов / Михаил Коноваленков
  • Лорд Хестингс - Сергей Пинегин
  • Королева Маргарита - Елена Сотникова / Ирина Дымченко
  • Сэр Брекенбери, комендант Тауэра - Денис Самойлов / Евгений Кравченко
  • Убийцы - Павел Юдин и Сергей Барышев
Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/29d2dd3e8f.jpg
Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/29d2dd3e8f.jpg

Новая сцена встречает нас довольно-таки мрачной атмосферой с небольшим количеством декораций (сценография Мирона Швелидзе). По центру размещается своеобразный помост или подиум, на котором происходит основная масса событий. Пол подиума состоит из отдельных ящичков, которые открываются и закрываются по мере необходимости.

Удачно выполненный план по уничтожению Кларенса сподвиг Ричарда на дальнейшие бесчинства, кровь начинает литься рекой, смывая один за другим родственников, друзей и сподвижников.

Режиссер немного изменил действие пьесы, не все сюжетные линии были раскрыты. Например, на протяжении всего спектакля ни слова не было сказано о Генрихе, графе Ричмонде, который единственный решил бросить вызов узурпатору и попытаться уничтожить его. Шекспир же в своей трагедии нам рассказывает об этом очень подробно. А с другой стороны, у Автандила Варсимашвили получился очень компактный спектакль, в котором любому зрителю понятен сюжет и действие воспринимается легко, несмотря на огромное количество персонажей.

Павел Попов в роли Лорда Стенли. Фото - Елена Кондратова. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/b7b39d9a93.jpg
Павел Попов в роли Лорда Стенли. Фото - Елена Кондратова. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/b7b39d9a93.jpg

Очень понравилось музыкальное оформление спектакля Элисо Орджоникидзе. В постановке звучит музыка Гии Канчели, Якова Бобохидзе, Збигнева Прайснера, Лизы Джерард, Арво Пярта, Рэнди Ньюмана, Майкла Наймана. Я прям ловила себя на мысли, что мне по душе пришлись грузинские мелодии, которые подчеркивали те или иные события спектакля.

Не зря я назвала свой отзыв "Служитель преисподней или недолюбленный ребенок?".

По мере продвижения спектакля меня мучил вопрос: Ричард таким родился или стал таким?

Александра Стрельцина в роли матери Ричарда, герцогини Йорской. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/9965af354d.jpg
Александра Стрельцина в роли матери Ричарда, герцогини Йорской. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/9965af354d.jpg

Думаю, отсутствие материнской любви и полное презрение героя всеми окружающими сыграло немаловажную роль в становлении личности этого деспота. Поздновато спохватилась мать короля, герцогиня Йоркская, пытаясь наставить на путь истинный блудного сына, личность уже сформировалась и назад пути нет. Что остается матери? Лишь бросить в след проклятие:

Ты любишь кровь – в крови и утони.
Во сраме жил – кончай во сраме дни!

После удачного уничтожения всех соперников Ричард благосклонно соглашается принять власть:

Я ведь не из камня,
И ваши просьбы тронули меня,
Хоть восстают душа моя и совесть.
О Бекингем! О мудрые мужи!
Коль скоро вы решили мне на плечи
Взвалить груз власти, должен поневоле
Я это бремя на себя принять.
Но если, подчинившись вам, я встречусь
Со сплетней грязной, с черной клеветой,
Пусть честь мою от пятен оградит
Настойчивость безжалостная ваша.
О, видит Бог, и видели вы сами,
Как от стремлений сих я был далек.

Владимир Логвинов в роли герцога Бекингема. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/20e1ccd0a0-e1604736202453.jpg
Владимир Логвинов в роли герцога Бекингема. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/20e1ccd0a0-e1604736202453.jpg

Но и этого оказывается мало. Надо вовремя просчитать все ходы и уничтожить все возможные препятствия.

Племянницу, дочь короля Эдуарда,
Мне надо в жены взять. Не то мой трон
Стоит как будто на стеклянных ножках.
Прикончив тех, взять в жены их сестру?..
Не очень-то надежный путь к успеху!
Но дело слишком далеко зашло:
Я весь в крови, и зло рождает зло.
Слезливой жалости во мне нет места.

Севриновский играет потрясающе! Он истинный злой гений! Стопроцентное попадание в образ!

Максим такой гуттаперчевый, гибкий, подвижный. Он прыгает, тут же падает, вскакивает, переворачивается, подволакивает ногу, загибает ее, при этом не забывает менять голосовую интонацию, вызывая то смех, то слёзы.

Артист настолько выкладывается и отдает себя, что на поклонах от него уже ничего не остается, кроме грустных и уставших глаз.

Если у него нет премий за эту роль, то я не знаю тогда, за что дают премии. Это такая классная актерская работа, наблюдая за которой ты понимаешь:

"Ты видел это своими глазами, прожил с ним всю эту историю целиком и умер с ним в конце"

Это потрясение! Оно не отпускает тебя несколько дней и срочно требует повторения!

Не могу не отметить и других актеров, участвующих в постановке. Они совсем не уступают главному герою и работают как единый слаженный механизм. Будто играет огромный оркестр, которым руководит невидимый дирижер. Прекрасная Леди Анна - Полина Чернышова, скользкий и хитрый герцог Бекингем - Владимир Логвинов, добродушный и легковерный герцог Кларенс - Юрий Поляк, безвольный Король Эдуард - Игорь Карташов, хладнокровный убийца - Павел Юдин, "огненная" мамаша - Александра Стрельцина.

В постановке есть место и черному юмору, который не каждый зритель воспримет легко.

Ричард настолько далеко заходит в своих бесчинствах, что не замечает, как превращается в маньяка, для которого игра в мяч отрубленной головой сподвижника становится обычным и забавным делом. А ещё он "сломал голову", думая, где бы покрасивее расположить в замке труп бывшей жены.

Максим Севриновский в роли Ричарда III. Полина Чернышова в роли Леди Анны. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/329c9ace3d.jpg
Максим Севриновский в роли Ричарда III. Полина Чернышова в роли Леди Анны. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/329c9ace3d.jpg

В последнем монологе, когда Ричард практически остается один, у него как будто просыпается что-то типа совести, но уже слишком поздно…

О, как ты мучаешь, трусиха совесть!
Мерцанье звезд… Стоит глухая ночь.
Холодный пот. И дрожь. Ужель боюсь я?
Кого, себя? Здесь больше никого.
Я это – я. И сам себе я друг.
Здесь есть убийца? Нет… Есть: это я.
Тогда бежать!.. От самого себя?
Я отплачу!.. Как, самому себе?
Увы, себя люблю я. Но за что?
За то добро, что сам себе я сделал?
О нет, скорее на себя я зол
За мной самим содеянное зло!
Да, я злодей… Нет, я солгал, неправда!
Дурак, хвали себя!.. Дурак, не льсти!..
У совести моей сто языков,
И каждый о себе напоминает,
И я во всех рассказах их – злодей.
Я клятвы нарушал – какие клятвы!
Я убивал – кого я убивал!
И все грехи – ужасные грехи! —
Вопят суду: «Виновен! Он виновен!»
Отчаянье! Никто меня не любит.
Умру – не пожалеет ни один.
И в ком бы мог я встретить жалость, если
Во мне самом нет жалости к себе?
Казалось, души всех убитых мною,
Сойдясь в шатре, сулили поутру
Обрушить на главу мою возмездье.

Максим Севриновский в роли Ричарда III. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/4a24addae9.jpg
Максим Севриновский в роли Ричарда III. Ричард III. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2020/07/4a24addae9.jpg

Слава Богу, что в конце восторжествовала справедливость, и тиран был повержен.

Нет больше распрей, кончена вражда.
Да будет мир на долгие года!

Надолго ли?

Спасибо за внимание!

Рекомендую к просмотру всем любителям Шекспира, поклонникам Максима Севриновского, почитателям Театра имени Вахтангова и всем тем, кто любит не просто развлекаться в Театре, а любит размышлять, сопереживать и постигать новые грани театрального искусства.

Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

Семейные ценности советского генерала: о спектакле "Генерал и его семья" в Театре Вахтангова

Кровавая расправа: о спектакле Петра Шерешевского "Мария Стюарт" в МТЮЗе

Предательство собственных детей - что может быть страшнее? О спектакле "Король Лир" в Театре им. Вахтангова

Пациент скорее мёртв, чем жив: о спектакле "Саша, привет!" в Театре Наций

Горький weekend вместо медового месяца: о спектакле "Медовый месяц в "Кукольном доме" в МТЮЗе

Шабаш был, а Командор так и не пришел. О спектакле "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" в МХТ Чехова