В двенадцать часов по ночам
Из гроба встает барабанщик;
И ходит он взад и вперед,
И бьет он проворно тревогу.
И в темных гробах барабан
Могучую будит пехоту;
Встают молодцы егеря,
Встают старики гренадеры,
Встают из-под русских снегов,
С роскошных полей италийских,
Встают с африканских степей,
С горючих песков Палестины.
/Василий Жуковский. Ночной смотр/
Добрый день, дорогие читатели!
За что я люблю Театр Вахтангова, так это за его монументальность. Режиссеры в этом Театре берут для своих постановок не просто большие произведения, а ГЛЫБЫ. В хорошем смысле этого слова. Одна "Война и Мир" чего стоит! А "Евгений Онегин"? "Маскарад"? "Бег"? "Король Лир"?
И даже если спектакль будет немного скучным или немного затянутым, это все равно будет очень качественная и классная вещь!
На Основной сцене я пересмотрела почти все постановки, только "Войну и Мир" оставила на следующий театральный сезон. И начала осваивать Новую и Симоновскую сцены.
Первым моим спектаклем на Новой сцене стал "Генерал и его семья", поставленный по одноименному историческому роману Тимура Кибирова. Премьера состоялась 9 декабря 2022 года. Основным отличием этой постановки тоже является монументальность и масштаб. Длительность спектакля составляет почти четыре часа. Браво режиссеру Светлане Земляковой прежде всего за смелость! Проштудировать такой огромный материал и облечь его в форму прекрасного, трогательного, неимоверно трепетного спектакля - это дорогого стоит. Вначале может показаться, что спектакль простенький, но это обманчивое впечатление. Очень тонко у режиссёра переплетается трагизм непростого времени, которое последовало за хрущевской оттепелью (примерно между 1970—1977 годами), с бытовыми проблемами одной отдельно взятой семьи Генерала советских войск, живущей где-то на окраине нашей необъятной Родины.
В чем трагизм того времени?
В том, что родилось новое поколение молодых людей, не разделяющее ценности предыдущего.
Потому что советскому народу после многолетней лютой стужи хватило и жалких лучей хрущевской оттепели, чтобы разнежиться и оборзеть, смекнув, что его, как это ни странно, вроде, не собираются больше расстреливать, да и сажают-то спустя рукава и на какие-то смешные сроки.
Художник спектакля Максим Обрезков удивил очень простенькими декорациями. Нас встречает практически пустая сцена с несколькими рядами стульев, напоминающими то ли зал ожидания вокзала или аэропорта, то ли актовый зал в гарнизонном Доме офицеров. По заднику сцены расположена лестница на железобетонных опорах, уходящая вдаль. В общем-то все!
Завязка сюжета такова:
Генерал Василий Иванович Бочажок вместе со своим сыном Степаном встречает в аэропорту старшую дочь Анечку, которая должна приехать на каникулы в родные пенаты из Москвы. А дочка приезжает... беременная. Понятно, что институт она бросила и замуж не вышла.
На фоне простых бытовых проблем разыгрывается трагедия вселенского масштаба о непонимании отцов и детей, об абсолютно разном восприятии мира и политической обстановки в стране.
И если то, что дочка собирается рожать ребёнка без мужа, отец ещё может простить и понять, то непринятие детьми устоев социализма ему принять очень трудно. Для него это страшная боль.
Он не просто мужчина старой закалки со своими идеями и принципами, он - Генерал! Звание, как говорится, обязывает. Отец хочет, чтобы его дети были похожи на него, имели одинаковые с ним ценности, смотрели с ним на жизнь одинаково, а у детей свои взгляды и свои увлечения.
Наблюдать за непростыми отношениями разных поколений очень любопытно и поучительно. Вдруг что-то мудрое и для себя вынесешь. Конечно, каждый решает для себя сам, как поступать в той или иной жизненной ситуации, но всегда интересно посмотреть и со стороны. Как поступит этот суровый военный человек? Простит ли дочь? Поймёт ли сына? Вернётся ли в этот когда-то светлый дом любовь и понимание?
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как будто больна.
/Анна Ахматова/
Дочка увлекается поэзией Анны Ахматовой, которую в стране не печатают и читать приходится подпольно (спасибо библиотекарше), а сынок бренчит на гитаре западные песенки каких-то жуков (The Beatles).
И потом — было бы просто несправедливо репрессировать каких-то дурацких жуков, когда рядом, на той же стене, который год безнаказанно висели изображения настоящей генераловой врагини — любимой Анечкиной поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.
В общем-то именно к непринятию генералом увлечений детей и сводится весь конфликт поколений. И ещё зрителям сообщают, что Анечка не любит советскую власть. За что? Почему? Что конкретно ее не устраивает? Неизвестно. Живёт она неплохо, скажем даже "как сыр в масле катается", все-таки дочь Генерала. Но советский строй не приемлет. И как только у неё появляется возможность покинуть пределы "горячо любимой" Родины, она тут же этим пользуется.
Воплощает Генерала талантливейший актёр Театра Вахтангова Максим Севриновский. Сколько же ролей у этого актера! Он участвует в постановках "Ричард третий", "Сергеев и городок", "Наш класс", "Утиная охота", "Король Лир". И везде он разный и очень харизматичный.
Образ Генерала Максиму очень подошёл несмотря на то, что актёр гораздо моложе своего персонажа. Так перевоплотился, что зритель реально поверил в его солидность и статусность. Одни брови как у Леонида Ильича Брежнева чего стоят!
Крепенький такой, ядреный, радостный, ну совсем как само это утро, смачно хрустящее под озябшими ногами и слепящее глаза генераловы всей своей январской бижутерией. Росточком вот только не вышел. Деликатно говоря - ниже среднего. Зато плечи - косая сажень и грудь, натурально, колесом.
Василий Иванович (да, да, именно так зовут нашего героя) рано потерял жену, все заботы о детях легли на его плечи. Они для Генерала самое главное в жизни. Не зря это проскальзывает даже в названии произведения (Генерал и его СЕМЬЯ). Ни карьера, ни политические взгляды не могут заставить этого мужчину предать собственных детей. Главному герою в конце повествования приходится делать очень трудный выбор, о котором вы узнаете сами, посмотрев постановку.
В спектакле принимают участие:
- Генерал Бочажок - Максим Севриновский
- Анечка - Полина Рафеева
- Степка - Семён Арзуманов
- Лев Блюменбаум - Эюб Фараджаев
- Травиата Захаровна - Мария Волкова
- Лариса Сергеевна - Ольга Боровская
- Римма Геннадьевна и Анна Ахматова - Лада Чуковская
- Машка - Полина Бондарь
- Лёнька Дронов - Павел Юдин
- Сашка - Данила Гнидо
- Алиев- Александр Галочкин
- Священник - Евгений Кравченко
Чем удивил образ генерала, так это тем, что он сам яростный фанат классической музыки и всегда обращается к ней и в тяжелые моменты своей жизни, и в праздники. Что говорит о том, что ничто человеческое ему не чуждо. Бетховен, Моцарт, Бах, Равель никогда его не подводили и всегда были рядом. Он пытался и свою семью приучить к классике, но, к сожалению, ни его жена Травиата Захаровна, ни дети не разделили это увлечение с ним.
Теперь можно уточнить, почему я начала свой отзыв со стихотворения Жуковского "Ночной смотр". Именно эти стихи Генерал использовал в качестве колыбельной для своих детей, а потом и для внука Сашки.
Генерала многое не устраивает в отношениях с детьми, он мучается, страдает, но прощает своим отпрыскам все.
Чем бы дитя не тешилось, хуже уже вряд ли будет.
Очень понравилось, как Светлана Землякова построила спектакль: она чередует события настоящего с погружением в прошлое наших героев. То мы наблюдаем за выяснением отношений дочки и отца, то вдруг нам показывают, как Генерал познакомился со своей любимой Травиатой Захаровной, красивой осетинской девушкой. Почти в самом конце постановки уже после отъезда Анечки в Москву Василий Иванович рассказывает зрителям историю о своих давних друзьях, с которыми он провёл лучшие молодые годы и с которыми судьба развела их в разные стороны. Мы становимся свидетелями последних дней жизни любимой женщины Генерала и ещё одного неординарного поступка советского офицера (Василий Иванович пригласил священника к умирающей жене).
Отдельная благодарность за музыкальную составляющую спектакля: здесь и живые инструменты, и живой вокал, и очаровательные многоголосия. Это бесподобно! Очень люблю, когда в спектаклях музыка тебя как бы обволакивает и согревает душу.
Анечка, благополучно родив сына, встречает свою новую любовь - молодого гарнизонного красавца Льва Ефимовича Блюменбаума и скоропалительно выходит замуж. А там и Израиль не за горами. Есть, куда уехать, есть, где продолжать ненавидеть советскую власть. Но, как вы понимаете, для оставшихся в Союзе членов семьи это будет иметь серьёзные последствия.
Василий Иванович вызывает умиление и сочувствие. И, наверно, поэтому мы не обращаем внимание на отсутствие какой-то мощной идеи произведения как таковой, нам просто становится близок и дорог образ этого порядочного человека, который в конце концов практически остается один.
"Генерал и его семья" - это печальная, но чистая, светлая и трогательная история о любви, взаимопонимании и всепрощении, которая не может оставить зрителя равнодушным. Светлане Земляковой удалось надавить на нужные струны человеческой души, и именно поэтому ее спектакль стал таким популярным и любимым у зрителя, что билеты на него раскупаются в считанные минуты на два месяца вперёд.
Очень рекомендую к просмотру, получите истинное удовольствие!
Спасибо за внимание!
Прекрасное жестоко не будь ко мне далёко!
/Тимур Кибиров/
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Опять "Тартюф"? О премьере одноименной постановки в Театре Наций
Двое из ларца, одинаковых с лица: о спектакле "Мертвые души" в Театре им. Вахтангова
Как навсегда отбить у ипохондрика охоту лечиться: о спектакле "Мнимый больной" Театра им. Вахтангова
От Метели до Выстрела. О спектакле "Повести Пушкина" в Театре им. Вахтангова