Жулики продолжают модернизировать популярные и не очень способы обмана доверчивых граждан. По мере сил пытаюсь выяснять новые приемы или «доработанные» старые и доносить до широкой аудитории.
Напоминаю, что в блоге собрано уже более 30 детальных разборов тех или иных способов обмана, со стенограммами, фрагментами разговора, ну и с некоторыми глумливыми элементами, дабы читалось и смотрелось веселее.
Ознакомиться с кратким обзором всех уже "отловленных" способов можете тут:
Сегодня на повестке дня «модернизированный» звонок якобы от почты.
Ранее это были звонки из МФЦ по поводу возвращенного с почты «важного письма от госоргана» или же звонки типа от лица Почты России о, якобы, письме от налоговой службы.
Обозревался один из таких обманов тут:
В «новой версии» развода фигурирует неизвестная потерявшаяся посылка.
Звонок, традиционно, я поймал через сервис «Фрод-Рулетка», который позволяет заказывать себе переадресацию звонков предполагаемых мошенников. Увы, для открытой регистрации в данный момент сервис закрыт.
Дежурные приветствия и прочую ерунду пропускаем, ниже – практически полная стенограмма разговора с некоторыми комментариями.
Традиционное обозначение:
Ж: - жулик
Я: - ваш покорный слуга.
По поводу посылочки звонок!
Ж: С вами на линии Почта России, склад временного хранения. Связываемся с вами по поводу вашей посылки. Она уже у нас неделю на складе стоит. Подскажите, вы ее забирать будете или нет?
Я: Что за посылка?
Ж: Когда она транспортировалась, т.е. была повреждена наклейка, т.е. накладная её. Просто она сейчас у нас на центральном складе стоит, указано только, что она от Маркетплейса. Это, возможно…
Тут мошенник перечисляет несколько популярных маркетплейсов.
Я: Интересно. Я вроде ничего не ожидаю. Что-то, может, потерявшееся, старое, не знаю.
Ж: Указано на ваш номер телефона. Вы её ХОЧЕТЕ просмотреть, либо же забрать, верно?
Да, так и сказал. "Хочете". Не шучу – фрагмент разговора в Телеграм закинул, не забудьте подписаться – там абсолютно другой контент и дополнительные материалы к статьям. И вообще бывает весело =)
Я: Ну вообще да, хотелось бы. Может там какая-то рекламная акция, получите, потом заплатите. Я же откуда знаю, что это.
Ж: Нет, конечно, это же посылка просто, она уже оплаченная. То есть вам нужно ее только забрать, либо же просмотрите на почте, и либо заберете, либо оставите. ТИПА с вас деньги брать точно не будут. Уточните, на какое отделение ее перенаправить, либо же адрес отделения.
Типа… типа-опа, звонит какой-то Гопа…
Я тут слышал теорию, что, мол, «базовый» уровень жулья прилично деградировал. Продвинутые ушли на более серьезные уровни через мессенджеры людей пугать, а на звонках от «оператора/Соцфонда/энергосбыта» остались такие вот, через пень-колоду «хочете типа».
Пусть так оно и будет, конечно. Глядишь, у возможной жертвы что-то да сработает. Только вот… не верю! Они через одного такие и все равно на них ведется приличное число граждан.
Я: Ну на ближайшее отделение давайте, к моему адресу.
Тут я делаю ход конем. Я без понятия в каком городе и даже регионе находится «потенциальная жертва», поэтому нужно как-то получить от мошенника информацию.
Ж: Вы смотрите, она сейчас в Самаре находится в центральном отделении. Укажите ваше отделение ближайшее, на которое её направить.
Я: Ну давайте 25-е.
С потолка беру и ляпаю. Без понятия, что такое «25-е отделение». Еще и в Самаре. Жулик, видимо, тоже не в курсе и не проверяет, поэтому соглашается. А может быть начинает что-то подозревать.
Ж: 25-е отделение?
Я: Да.
Ж: Хорошо. Сейчас указано, что посылка будет уже завтра, примерно в обед.
Я: Так. Хорошо.
Ж: Так, смотрИ. Так как старый номер ТТНа недействителен, то есть 5861, то вам сейчас система направит номер нового ТТНа, по которому вы будете получать посылку. Хорошо? А сейчас, ожидая на линии, сможете просмотреть, вам в СМС приходило это уведомление?
Я: Сейчас минуту посмотрю. Ожидайте…. Да нет, что-то ничего не вижу.
Я понимаю, что это развязка и что пошел код на восстановление пароля от Госуслуг. Либо попросит назвать его «голосовому ассистенту».
Я по стандартной схеме решил попробовать потянуть время. Обычно после «нет ничего». Мошенник начинает нудно уточнять - а там ли я смотрю? Я, в свою очередь, спрашиваю что и с какого номера мне ждать, собирая дополнительную информацию.
Но не тут.
Ж: Давайте я с вами свяжусь через минуту, должно оно прийти. Ожидайте уведомления. Я вам сейчас перезвоню, хорошо?
А вот это косячок-с. Повторно я этот звонок никак не приму, а звонить мошенник будет, скорее всего, уже на WhatsApp под соусом того, что «не дозвонился». Затем будет просить трансляцию экрана подрубить под тем или иным соусом.
Нужно сливать, увы…
Я: Да нет, я думаю, мне жуликами больше нет резона общаться. Иди отдыхай.
Сразу же отключается. Даже не послал меня никуда, скучняга…
В заключение
Развод вроде и классический, но в бытовом плане вызывающий минимум подозрений.
Мошенник успокаивает, что ничего платить не надо, просто посылка, от маркетплейса. Наверняка еще что-то ценное пообещает, если начать задавать дополнительные вопросы.
Ну да, придет номер чего-то там. Из системы Госуслуг. Вроде подозрительно, а вроде и нет. Кто-то же отдает по статистике миллиарды рублей ежемесячно таким вот, казалось бы, «смешным» персонажам.
Будьте бдительны. При первых сомнениях в том, что звонящий не тот, за кого себя выдает – бросайте трубку.
Тех, кто верит в свои силы и готов тянуть жуликам время – прошу ознакомиться с этим материалом:
Ну и давайте без вопросов «А зачем вы вообще с ними общаетесь?» - да чтобы вам рассказать! И не только.
Делимся, пересылаем родственникам, репостим в соц.сети.