Найти в Дзене
АЛМА_ЛАБ

Как воспитывали детей в СССР: трудности детства

«Нас наказывали отменой прогулки, а для современных детей прогулка — это наказание», — сказала наша читательница. Поэтому мы решили вспомнить, как наказывали детей в СССР дома, в детском саду или в школе, и немного сравнить с воспитательными процессами в настоящем времени. «А что люди скажут?», «Ничего путного из тебя не выйдет» и другие фразы говорили родители, чтобы пристыдить ребенка, в очередной раз подтвердить свой авторитет и напомнить о субординации. В эту же категорию входят сравнения с другим ребенком или с самим собой в его возрасте: «Вот я в твои годы…», «А вот у Пети…». Чаще всего подобное психологическое насилие происходило не тет-а-тет, а прилюдно: в классе на уроке, дома при гостях или в общественном месте. Взрослому человеку стыдно за поведение ребенка и так он показывает, что тоже его не одобряет, лишь бы общество плохо не сказало и не подумало. На сладкое оставили любимую фразу, которая переходит из поколения в поколение и используется в любой непонятной: «Нет слова "
Оглавление

«Нас наказывали отменой прогулки, а для современных детей прогулка — это наказание», — сказала наша читательница. Поэтому мы решили вспомнить, как наказывали детей в СССР дома, в детском саду или в школе, и немного сравнить с воспитательными процессами в настоящем времени.

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

Психологические встряски

«А что люди скажут?», «Ничего путного из тебя не выйдет» и другие фразы говорили родители, чтобы пристыдить ребенка, в очередной раз подтвердить свой авторитет и напомнить о субординации. В эту же категорию входят сравнения с другим ребенком или с самим собой в его возрасте: «Вот я в твои годы…», «А вот у Пети…». Чаще всего подобное психологическое насилие происходило не тет-а-тет, а прилюдно: в классе на уроке, дома при гостях или в общественном месте.

Взрослому человеку стыдно за поведение ребенка и так он показывает, что тоже его не одобряет, лишь бы общество плохо не сказало и не подумало.

На сладкое оставили любимую фразу, которая переходит из поколения в поколение и используется в любой непонятной: «Нет слова "не хочу", есть слово "надо"».

Физическое наказание

Всыпать ремня или поставить в угол за поведение, дать по губам за вопросы, заданные не к месту, и другие варианты и причины наказаний. Дети стояли в углу, стояли на соли и на горохе и анализировали свое поведение, делали выводы, как стоит поступать, а как лучше не надо. По крайней мере, предполагалось, что у них происходит именно такой мыслительный процесс.

В школе учителя били указками и линейками по рукам. Особенно в советское время доставалось левшам, которых переучивали на правшей. Сейчас мы знаем, что быть левшой не значит быть неправильным, а тогда левую руку могли привязать к стулу, чтобы ребенок при письме пользовался только правой.

Трудовой лагерь

Хулиганов и неприкаянных, чтобы не слонялись без дела или не чинили беспорядки, а также детей, которых хотят подготовить к будущей самостоятельной жизни, отправляли трудиться в лагеря. Дети работали по 4 часа, а потом в свободное время отдыхали и просвещались. Но иногда официальные 4 часа не были пределом, а сон происходил в местах, никак не пригодных для этого: дети болели и теряли остатки энтузиазма.

Коррекционное оборудование для детей от производителя | АЛМА

Современность

Советские годы — не самые простые, действия родителей и педагогов при желании можно понять. Но сейчас многие советские подходы к воспитанию считаются суровыми и неправильными, они ломают психику ребенка и на всю жизнь оставляют травмы, которые влияют на формирование личности. Современные родители все чаще хотят стать для своего ребенка другом: поддерживают его, прислушиваются к его мнению, хотят, чтобы ребенок доверял и в случае необходимости попросил помощи без страха наказания.

В школе если на камеру попадет недопустимое поведение педагога — тот же подзатыльник или удар линейкой по рукам, — то ребенок выложит запись в сеть, покажет родителям, и педагога будут осуждать не только ученики внутри класса, но и общество и пресса. Развернется целая кампания с разбирательствами. Сложно представить такую ситуацию в советское время, а подзатыльников и ударов линейками тогда хватало.

Ювенальная юстиция в XXI веке работает гораздо лучше, чем в СССР: дети — это личности, у которых есть права и свободы. Вместе с этим популяризация психологии за последние 10 лет помогает людям больше думать о своих чувствах и мотивации действий, заботиться о переживании других, что не может не сказаться на взаимодействии взрослых и детей.

Выводы из размышлений

Воспитание детей — сложный и очень энергозатратный процесс. Каждый родитель хочет лучшего для своего ребенка, но и в жизни взрослых случаются непростые моменты, эффект от которых может сказать и на взаимодействии с ребенком.

Вседозволенность и тотальная свобода — это плохо, потому что бесконтрольно, потому что ребенок может случайно попасть в сложную или опасную ситуацию? Или это единственный путь, который позволит всему потенциалу личности раскрыться? Оберегать ли от трудностей и проблем или «закалять» новыми испытаниями при каждом удобном случае?

Каждый родитель сам для себя отвечает на эти вопросы, а мы можем только добавить, что в современном мире уже придумано много инструментов, которые могут помочь в сложных ситуациях. Например, можно не орать на стрессе на ребенка, если он бегает по комнате и никак не может успокоиться, а уже два часа как пора спать — можно накрыть его утяжеленным одеялом, которое поможет ребенку наладить контакт между развивающейся психикой и телом.

Читают также

СССР
2461 интересуется