Привет, дорогие читатели!
Не могу оторваться от чтения сборника фольклориста и этнографа Николая Ончукова «Северные сказки». Сказки эти он записал более ста лет назад, путешествуя по Архангельской и Олонецкой губерниям. Каждая — колоритная, самобытная и очень живая, особенно если читать в оригинале.
В этой статье познакомлю вас с одной из сказок. Привожу ее, немного «осовременив», — исключительно для удобства чтения. А в конце статьи порассуждаю о сюжете.
Сказку «Сестрица просела» рассказала Ончукову Наталья Дементьева, женщина лет 35-37 из с. Вирма, что на берегу Онежского залива.
Сказка «Сестрица просела»
Жил-был добрый молодец и вздумал жениться. Сколько невест ни выбирал, но лучше своей сестры Катюши не нашел, и говорит ей: «Сестрица! Я сколько невест не выбирал, тебя краше не нашел. Пойди за меня замуж?».
«Пойду», — говорит сестра.
Но тут была бабушка-задворенка, и говорит ей: «Расставь ты, девица, по всем четырем углам по веретешку». Она расставила и стоит не разряжается, хочет идти к венцу.
Вдруг первое веретешко прошипело: «Ку-ку!». Второе: «Где ты?». Третье: «Брат на сестре женится!». А четвертое: «Просела!».
Девушка и спрашивает бабушку-задворенку: «Скажи, бабушка, что это веретешка говорят?»
Бабушка говорит: «Четыре ночи поспать тебе велят, и тогда замуж пойдешь».
Наступила первая ночь, и вдруг девица слышит голос: «Ку-ку!». На вторую ночь слышит голос: «Где ты?». На третью: «Брат на сестре женится!». На четвертую громко вскричало: «Просела!». И девушка сквозь землю и просела.
Было наперво там темно, а потом стало светло. Увидела дом, зашла в него. В одной комнате увидела — сидит девушка, вышивает в пяльцах.
Она вскричала: «Что ты! Куда зашла? Здесь живет Баба-яга, она тебя застанет здесь и съест. Она теперь на свадьбе и скоро будет».
Катюша стала конаться, чтобы как-нибудь спасла. Тогда девушка пяльцы положила и обвернула гостью иголочкой и воткнула в свой вороток.
Яга-баба приходит и говорит: «Фу-фу-фу! Русским духом пахнет. Пообедала я на свадьбе, а поужинаю дома». Посмотрела — никого нет. Поискала-поискала, да так и спать легла.
Назавтра Баба-яга села на ступу и поехала опять на свадьбу. У нее был сын о семи горлах. Коль Яга-баба уехала, девушка намесила сухомесу и замазала все горла ему этим сухомесом. Потом оделись и пошли, а с собою взяли щетку, огниво и кремень.
Семигорлый лизал да лизал, да одно горло и перелизал, и вскричал негромко: «Ой, мама! Девки ушли!». Яга-баба услыхала и говорит: «Это сын кричит». Потом второе горло пролизал и тоже закричал; но и в этот раз Яга-баба хотя и слышала голос, но так и спустила. Семигорлый перелизал и последнее горло, и так закричал, что Яга-баба со свадьбы поехала на ступе домой.
Приезжает, а девок нет. Села в ступу и поехала догонять девок.
Те бегут; бежали да обвернулись, а Яга-баба тут и есть. Тогда бросили они щетку, и стала чаща. Яга-баба запуталась и долго ездила тут. Выбралась из чащи, опять поехала и стала их достигать. Тогда они бросили огниво, и стала огненная река; она пока обходила, они и убежали.
Яга-баба обошла реку и того скорее поехала, скоро догнала их и закричала: «А-а! Проклятые, попали мне теперь!». А те бросили кремень, и стала пред Ягой-бабой превысокая гора, и она как не старалась взобраться на гору, не могла. Они той порой добежали до дыры, в которую и вышли на белый свет.
Когда вышли, то Катюша и говорит: «Пойдем ко мне, у меня есть брат, ты выйдешь за него замуж». Пошли.
Пришла Катюша домой и женила братца на Марье. Марья и говорит: «Если я вышла за твоего брата, то ты пойди за моего; он тоже хотел на мне жениться, я, как и ты, просела». Катюша согласилась и вышла за Машиного брата. И стали вместе жить, добра наживать.
О чем эта сказка?
Вот такую историю передала миру Наталья Дементьева. Увы, никаких «разборов» сказки я не нашла, поэтому порассуждаю сама — тем более сказка кажется мне интересной, и поговорить есть о чем.
Очевидно, что сказка «Сестрица просела» отражает переживания девушек о будущем браке. Вокруг них и строится сюжет.
В завязке мы видим довольно распространенный в волшебных сказках мотив угрозы противоестественной связи. Скажем, в сказке Ш. Перро «Ослиная шкура» принцесса сбегает из дворца, потому что король-отец желает на ней жениться. Здесь Катюшу едва ли не берет в жены брат, и ей ничего не остается сделать, как сбежать. Правда, делает она это не самостоятельно, а с помощью старушки и веретенышек. Ничего не напоминает?
Разумеется, в этой части мы вспоминаем уже другой мотив — о Спящей Красавице. Та тоже встретила старуху, укололась веретеном и «провалилась» в сон.
Кстати, о смысле сказки «Спящая красавица» я писала здесь >>>
В нашем варианте все немного прозаичнее: нет ни проклятья тринадцатой феи, ни блаженного сна. Героиня, просто проседает: проваливается под пол, а потом и под землю.
Уверена, что в сцене с веретенышками зашифрованы отголоски какого-то древнего обряда. Если вы знакомы с традициями Поморья и можете подтвердить мою мысль, поделитесь, пожалуйста, информацией в комментариях.
Что значит присказка «Просела», если речь идет о невесте?
Оказываясь в подземелье, Катюша попадает к Бабе-яге. Яга — персонаж, главная функция которого заключается в подготовке молодого поколения ко взрослой жизни. Она — собирательный образ шаманов, старейшин, которые в незапамятные времена проводили так называемые обряды инициации. Иными словами, инициация — это «экзамен» на взрослость, где — в нашем случае — девочка должна выполнить ряд заданий, символически погибнуть (не потому ли под землю просела?) и возродиться уже готовой к взрослой жизни.
В сказке о просевшей сестрице прямо указывается: Яга то и дело присутствует на свадьбах, а значит, знает все тонкости этого ключевого в жизни женщины события; в избушку возвращается лишь ночевать. Выходит, девица на выданье Катюша попала точно по адресу. Как и Марьюшка, которая, по ее же словам, очутилась тут раньше, потому что тоже просела.
К слову, Марью из-за ее имени (Мара — божество подземного мира) и довольно органичного нахождения в доме Яги можно рассматривать и как альтер-эго временно погибшей Кати, ту часть ее личности, которая проживает инициацию.
В изложении непрофессиональной рассказчицы сам обряд инициации в сказке выглядит неполным. Тем не менее мы точно узнаем знакомые с детства элементы, такие как вводящая в ритуал фраза «Фу-фу, русским духом пахнет». Кроме того, Катюша кормит семиглавого сынка Яги сухомесом — а это не что иное как толокно, одно из ритуальных, поминальных блюд.
Итак, находясь у Яги, девушка определенно проходит некое сакральное испытание. А после того как ключевые задания выполнены, приходит пора возвращаться на белый свет.
Побег Катюши явно взят из более известной русской народной сказки, которая так и называется — «Баба Яга». В ней девочка сбегала от Яги точно так же, бросая за плечо полотенце и гребешок.
Заканчивается сказка, как и положено, счастливым финалом. Прошедшая инициацию Катюша избегает свадьбы с собственным братом и выходит замуж за чужого парня, заодно пристраивая и Марью — то ли взаправду, то ли образно, если это один и тот же человек...
Вот такая знакомая незнакомая сказка, в которой зашифрованы сразу несколько мотивов и обрядов.
Рекомендую почитать ее в оригинале: «Северные сказки» есть в открытом доступе. Так намного интереснее, ведь Ончуков сохранял особенности говора рассказчиков, практически не включая литературную обработку.
А если вы любите волшебные сказки так же, как я, подписывайтесь на мой Дзен, ставьте лайк этой публикации и продолжайте чтение: