Мы с вами гуляли в самом известном месте улицы Челнокова, где стоит ему памятник (советский лётчик, дважды герой Советского Союза лишь родился в Иркутске, но жил здесь всего два года):
А теперь пойдём от стелы с профилем Свердлова в очках, в мимо улицы Маяковского... мы, кстати, тут недавно с вами смотрели водонапорную башню на улице Тургенева - это буквально в сотне метров:
Будем идти теперь по Челнокова и смотреть на Профсоюзную вверх... узнаёте здание среди деревьев? - железнодорожный лицей!.. Там, кстати, учился Леонид Гайдай... мы с вами когда шли по бывшей Александровской улице (то есть Профсоюзной), то видели его, но... боюсь, что какие-то здания нужно смотреть изнизу - они фасадом явно на Ангару, но деревья будут вносить свои коррективы:
Вообще холм этот многострадальный укрепляли и до революции, когда превращали бывшую Глазковскую набережную (пышное название, которое не похоже на набережную в нашем нынешнем представлении) в железную дорогу... потом укрепляли в советское время. Сейчас - трудно сказать... вообще такая громада, нависшая над дорогой, конечно, впечатляет, ибо у нас всё же не Кисловодск, не Пятигорск (где ещё такой ландшафт увидишь?)... словом, не Кавказ. Совсем:
Что внизу:
Вообще я зря сюда сунулась в будний день... в выходные тут, как вы понимаете, ни одной машины не стоит.
Будем считать, что я эту статью пишу для автолюбителей:)
Интересно, что там есть робкие протоптанные тропинки, но... снег не чистят, поэтому все эти лестницы и пространство между стенкой и деревьями, в целом малопривлекательны для прогулок...
Да, кстати! Иногда на этой горе водят экскурсии по Глазковскому некрополю - рассказывают, что здесь выкопали в двадцатом веке...
Иногда я буду показывать, что слева - я иду вдоль вокзала - это депо, ремонтные мастерские, хозяйственные постройки... и вот - такое панно есть красивое:
Но нечётную сторону я побаиваюсь снимать подробно (нельзя ведь снимать вокзалы-аэропорты), поэтому чаще просто любуюсь зданиями на гребне горы:
Про училище (бирюзовое!) и приют я подобно писала в этой статье:
Мы тогда любовались с лестницы вокзалом... и всё было в красиво бело-жемчужном инее... помните?
Сейчас реальность погрубее, но в ней тоже есть своя прелесть: тут есть Челнокова 1 и Челнокова 1А. Мне кажется, что уж давно здесь никто не живёт...
Второй дом не сумела сфотографировать, ибо там было какое-то адовое скопление машин, которые пытались к нему подъехать и совсем уж на склоне горы запарковаться... поэтому я всё больше "по верхам" в буквальном смысле:
Шла я торопливо, чтобы проскочить привокзальную площадь:
Давайте покажу, как площадь выглядела в разные годы: начнём с дореволюции:
Советские времена, когда на месте, где стоят ангарские автобусы было подобие крохотного скверика: листайте фото!..
Эту ограду, кстати, ныне несуществующую, я в фильме "Солнечный ветер" недавно наблюдала:)
И вот этот подъём на улице Терешковой ещё с магазинчиками в деревянных домах (там героиня пошла стоять в очереди, а потом выскочила, испугавшись, что коляску с ребёнком украли, но это приятель взял "покатать"):
Ну и времена совсем недавние... просто очень нравятся мне фото:
Ну, с вокзалом более-менее всё ясно, а мы идём вдоль здания почты и... попадаем в тихий и спокойный мир домиков вдоль рельс Транссибирской магистрали:
На нечётной - подсобные помещения, вагоны, путейцы... понятно. что я там не хотела привлекать лишнего внимания съёмкой. А в сторону Профсоюзной и Глазковской горы смотрела безбоязненно - шла и снимки делала:
Огородики все спят... вообще ощущение, что всё застыло, оцепенело, только бельё вносит какую-то живую нотку:
Шапки снега как гигантские жемчужные бусы на ёлке:
Вот та самая лестница, которую все, после моих постов ВКонтакте, помню, кинулись искать - кто-то на картах, а кто-то и пешком:
Дом на Челнокова 40 притягивает внимание, ибо он двухэтажный и красиво возвышается над краем обрыва: немножко не влазил он в камеру... отойти там, сами понимаете, некуда:)
А сейчас будут фотографии с другой стороны, из друого дня: вот та самая лестница после снегопада... я тогда не стала спускаться к вокзалу, т.к. только что залезла на склон с другой стороны - жаль затраченных усилий! - только ж вскарабкалась!..
А вот и этот дом, который толком в камеру не влазит - тут надо было именно снизу снимать:
В глубине - ближе к Профсоюзной - есть ещё один достойный объект для съёмки:
Напомню, что дома эти смотрят на Ангару, словно вперёд, не глядя на пролетающие внизу поезда:
До этого есть ещё любопытный дом, где я видела и тропические заросли комнатных растений в окнах, и ёлочные гирлянды, и мишуру, и лепнину на потолке (скромную, но всё же!). Жаль, что фотомыльница это не передаёт, но... коллеге тут на днях пришли возмущённые комментарии - как, мол, смеет снимать частные дома... ох, сложно это всё. Я людей-то никогда не снимаю, ибо знаю, чем это черевато (у меня сотни детей, а у них есть родители с авторскими правами так-то!), но вот дома... разумеется, это тоже вмешательство в частную жизнь, но как одна дама недавно написала в комментах на дзене: - дожили. В гости уж ходить перестали, а теперь и звонить надо по договорённости... скоро разрешения дышать начнём спрашивать.
Грубовато, но верно. Вообще я не люблю этот "русский характер", который на практике порой просто "х и х"( хабалистость и хамство) - это я про платформу дзен сейчас и манеру здесь высказываться смело и анонимно! Но... суть верна, и за эту формулировку даме прям пятёрка:)
Да, кстати! А я отчего тут вынырнула из-под завалов тетрадей? последняя стопка оказалась совсем не сложной, а приятной:
Дети у меня золотые, что ни говори... такие сочинения пишут, что я задумалась для разнообразия о незаметном труде тех, о ком мы даже не всегда вспоминаем... и о тех, кто не боится высказывать своё мнение, бороться с преступностью, лечить, учить, искать людей.
Одна барышня хорошо написала:
- Конкретных имён не хочу писать - мы в такое время живём, что сегодня герой, а завтра уже и нет. Напишу о людях, которые в любом веке герои. Например, те, кто лечат, спасают, жертвуют своим временем, а ещё подбирают мусор...
Задавала им эссе "герой НАШЕГО времени". Но сообразили, что герои они так-то... вне времени. И не описывали товарищей вроде Печорина, чем меня, старуху, порадовали:)
Мы уже совсем подошли к буквам Глазково, и я напоследок просто сделаю кадр синей, сумеречной и таинственной Ангары:
Предо мною река
распласталась под каменно-угольным дымом,
за спиною трамвай
прогремел на мосту невредимом,
и кирпичных оград
просветлела внезапно угрюмость.
Добрый день, вот мы встретились, бедная юность.
<...>
Добрый день. Ну и встреча у нас.
До чего ты бесплотна:
рядом новый закат
гонит вдаль огневые полотна.
До чего ты бедна. Столько лет,
а промчались напрасно.
Добрый день, моя юность. Боже мой, до чего ты прекрасна.
По замерзшим холмам
молчаливо несутся борзые,
среди красных болот
возникают гудки поездные,
на пустое шоссе,
пропадая в дыму редколесья,
вылетают такси, и осины глядят в поднебесье.
Это наша зима.
Современный фонарь смотрит мертвенным оком,
предо мною горят
ослепительно тысячи окон.
Возвышаю свой крик,
чтоб с домами ему не столкнуться:
это наша зима все не может обратно вернуться.
Не до смерти ли, нет,
мы ее не найдем, не находим.
От рожденья на свет
ежедневно куда-то уходим,
словно кто-то вдали
в новостройках прекрасно играет.
Разбегаемся все. Только смерть нас одна собирает.
Значит, нету разлук.
Существует громадная встреча.
Значит, кто-то нас вдруг
в темноте обнимает за плечи,
и полны темноты,
и полны темноты и покоя,
мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою.
Иосиф Александрович Бродский
А мы потихоньку выруливаем на улицу Звездинскую - о ней будет следующая статья (уже готова и лежит себе, настаивается!):
Всего вам доброго!..