Найти в Дзене
Анна, города и годы

"Сизые сумерки прошлых лет робко крадутся по переулку..."

Называется картина "сменила привычную электричку" и узнала много нового (о городе и о жизни в целом!). Обычно я езжу на запад той, которая на 14:57 (там варьируются последние цифры), около трехчасовая, словом. Но именно, что около. И надо быть внимательной, чтобы не опоздать. А тут разок нацелилась на ту, что на 16:56 и.. встряла намертво в пробке, не подумав. У нас не очень часто ходят электрички по Транссибу. Утром - да. Вечером - тоже густо с четырёх до семи примерно... А вот днём есть одна-единственная - в серединке. Впрочем, я поняла быстро, что опоздала на 16:56 и надо уже попытаться успеть на половину шестого. Уже просто бегом попытаться...

Пробка эта уныло-безнадёжная обычно начинается в районе сквера. Сам сквер обогнули, площадь Сперанского миновали и... автобусы встают между бывшим зданием ин'яза и зданием Восточно-Сибирского речного пароходства. И всё... начинают двигаться унылыми рывками. Доезжаешь до Бытовой (никак не привыкну к тому, что она теперь Чкалова), потом вползаешь на мост, если преодолел - отлично! - но потом же коварная Джамбула, объезд курорта Ангара, дом связи... вот там я не выдержала и выскочила. Обычно я выхожу на несуществующем кинотеатре "Чайка" и бегу вниз - по улице Терешковой - к вокзалу. Хотелось, чтобы было так:

пригородный павильон вокзала Иркутск-Пассажирский
пригородный павильон вокзала Иркутск-Пассажирский

Так я лучше успеваю, т.к. на себя больше надеюсь, чем на общественный транспорт. Ну, а тут я панически и безнадёжно бегала вверх и вниз по горкам, в надежде сходу отыскать спуск к вокзалу (по лестнице), но... постоянно натыкалась на заборы и ворота.

ПРОХОДА НЕТ!
ПРОХОДА НЕТ!

В итоге махнула рукой и побежала по улице Пушкина и... до той же Терешковой. Видела на Пушкина последний из могикан дом. Дом с мезонином. Такой как в Нижегородской области - как будто крохотный комодик прилепили на крышу - с двумя вертикальными отделениями:

редкий для Иркутска мезонин
редкий для Иркутска мезонин

И сам дом красивый - со срезанным торцом. И солнце закатное так славно его освещало... но тогда мне было не до фото, и пришлось ехать снимать отдельно - вечером, после работы, а это уже не то... видимо, поеду и в третий раз - за солнцем:

-4

Ещё видела среди современных жилкомплексов улицы Румянцева очень стройный деревянный дом, отполированный дождями, ветрами, выгоревший на солнце, смуглый, но красивый не потерявший красоты... там будка и ёлка возле крыльца, а само крыльцо с полукруглым навесом, который словно нежные девичьи руки вытянутые вверх и вперёд держат... деревянные изящные кронштейны там цепляют глаз.

За ним поеду отдельно. Обещаю.

Вообще много потрясающих домов доживают свой век.

-Надо нам тут погулять! - пишу смс подруге.

-Да, наверное, я туда хочу... там красиво - над вокзалом.

-Конечно, хочешь! - безапелляционно отвечаю. - Ты тут не были.

-Были же.

-Мы с тобой гуляли в роще Звёздочка и где дача в стиле модерн. А над вокзалом - никогда. Надо успевать, пока хоть что-то там осталось...

интересный дом между Профсоюзной и... в общем, где-то в глубине двора
интересный дом между Профсоюзной и... в общем, где-то в глубине двора

Напомню, что предместье Глазково было деревней в те времена, когда казаки строили на правом берегу Ангары Иркуцкий (так писалось прежде) острог. Позже учёный, дипломат (и вообще молодец!) Николай Спафарий побывал в Иркутске и оставил об этом путешествии некоторые записи, в 1675 году он написал, что видел небольшую заимку казака Ильи Могутова на левом берегу и... было это примерно там, где сейчас вокзал:

старое здание вокзала Иркутск-Пассажирский
старое здание вокзала Иркутск-Пассажирский

Вообще изначально не планировалось, что Транссибирская магистраль пройдёт через Иркутск. Она должна была пройти через Томск. Но напомню, что там первый в Сибири университет, что в Томске живут интеллигентные люди. Люди, которые сидели ровно и ждали, когда им построят железную дорогу. В Иркутске же люди предприимчивые просто построили здание вокзала, купили шпалоукладочную машину и... пошли навстречу первому поезду. Так Транссиб прошёл через Иркутск, а Томск начал клониться к своему закату...

вид на вокзал с Глазковской горы
вид на вокзал с Глазковской горы

Говорят, что к концу XVIII века, казак Кузьма Могилев основал здесь деревушку, которую отметили в «Чертеже земли иркуцкого города». В текстах того времени встречается некий Ефим Глазков, потомки которого и заселили район. Видимо, так активно заселили, что в честь них и назвали предместье...

Саму гору начали обживать тысячи и тысячи лет назад - здесь находится Глазковский некрополь.

Глазковский некрополь - археологический памятник, единственный в мире некрополь эпохи верхнего палеолита, вообще сохранившийся в центре крупного города. Известен с 1887. Расположен в районе Кайской горы. Основная часть находится на территории парка Парижской коммуны, и мы, иркутяне, можем быть спокойны за судьбу парка - его не срубят, не снесут, не сроют... ещё часть некрополя, говорят, находится на территории нынешнего стадиона Локомотив.

Про некрополь надо писать отдельно, а я буду писать про Глазково дальше (откашлялась и продолжила): итак, деревня Глазково. Доподлинно известно, что в 1796 здесь проживало 111 человек обоего пола. По тем временам это довольно много!

дворы, прилепившиеся на склоне горы по адресу улица Челнокова
дворы, прилепившиеся на склоне горы по адресу улица Челнокова

Когда начали активно осваивать Кругобайкальский тракт, то и деревня стала будто частью города. Кругобайкальская улица ныне улица Терешковой.

Она плавно спускается к вокзалу, а над вокзалом нависает огромная гора... впрочем, с неё можно круто спуститься по лестнице... главное знать, в какой двор с улицы Профсоюзной свернуть:

-9

Рельеф предместья Глазково - отдельная песня:

-10

Переправа через Ангару в те времена была сложной - переправлялись на больших лодках – «карбазах». В 1857 шустрый иностранец Либгарт построил и «запустил» паром. В 1858–1859 на средства иркутского купца Малковабыла построена каменная Николо-Иннокентьевская церковь, что увеличило количество иркутян, желающий поселиться на левом берегу... после Великого пожара (того, что случился в ночь на 22-ое июня в 1879-го) ещё больше семей перебрались за реку: тогда Старого моста ещё не было... и трамвайчик не соединял оба берега. Сейчас примерно пять минут занимает переезд с правого берега на левый (если нет пробок, разумеется:)

еду на трамвае и праздно смотрю в окно:)
еду на трамвае и праздно смотрю в окно:)

Первое учебное заведение - Глазковское училище имени Св.княза Владимира начало действовать с ноября 1885. Для него было построено типовое здание. Участок приобрел у купца Иннокентия Могилева за 4,5 тыс. руб. наш любимый городской голова Владимир Платонович (Сукачёв):

-12

24 июня 1891 в присутствии самого Наследника (будущего царя Николая II) состоялось открытие понтонного моста, который связал оба берега. А вот настоящий мост появился только при советской власти и не без помощи Надежды Константиновны Крупской, которой мы очень благодарны за красивый мост, за инициативу.

Ну, а мощный стимул для развития Глазковское предместье в конце 1890-х - в связи с прибытием первого поезда в наш город. Глазково активно застраивается, меняется... набережная улица исчезает, куда-то исчезает и деревня Титово (о ней только краеведы сейчас и вспомнят, да?)...

Строятся три больницы, ещё три училища, строится вторая церковь, появляются аптека, библиотека, фотосалон, пять десятков бакалейных лавок... как писали газеты: "увидите! - это будет второй Сан-Франциско!":) да, конечно, появляются и злачные места - куда без рюмочных и прочих питейно-увеселительных заведений?..

При этом уютным и домашним предместьем Глазково остаётся и поныне:

-13

Новый город и новый век, конечно, наступают семимильными шагами:

-14

Но что-то ещё по-деревенски милое остаётся:

-15

Почему-то всегда кажется, что возвращаешься домой, когда подходишь к такому дому в сумерках... хотя я никогда не жила в деревянных домах, но общее ощущение (голоса предков, наверное:)

-16

Здесь нахоженная тропа, т.к. люди спускаются по лестнице вниз - к железнодорожному вокзалу:

-17

Впрочем, среди деревянных домов есть и детская площадка, рядом есть больница, есть поликлиника... хотя некоторые дома откровенно похожи на бараки:

-18
А вот домики 50-ых годов на Профсоюзной очень нарядные!..
А вот домики 50-ых годов на Профсоюзной очень нарядные!..

На Профсоюзной вообще смешались все стили, все столетия:

-20

Огорчают заборы из профнастила, но где их нынче в России нет?..

и обещанные мною контрасты:

-21

Напротив прилепились такие вот домишки:

-22

Обратите внимание на очелья - завершения наличников:

-23

В центре города многие подобные завершения сколоты, сломаны, сбиты, сгнили просто-напросто...

а здесь даже видно, как загибаются изящно лепестки цветов:

-24

Кое-где утеряны цветочки центральной композиции, но я на память запечатлела то, что осталось:

-25

Стремительно темнеет в марте, в семь часов, и я тороплюсь по Профсоюзной к Маяковского, чтобы сфотографировать любимый уцелевший дом на спуске:

-26

Дом сказочно выглядывает из-под рукава ёлки, а фонари вокруг железнодорожного лицея зажигаются как маленькие луны:

-27

Второй уцелевший дом на спуске напоминает мне брусок фруктово-ванильной пастилы:

-28

Поворачиваю к памятнику дважды героя Советского Союза - Челнокову, который совершил свыше 270-и боевых вылетов. Николай Васильевич Челноков — советский лётчик минно-торпедной авиации ВВС ВМФ, который вырос в семье железнодорожника, поэтому... он здесь уместен, и любуется сверху, с горы, на свою улицу:

-29

Улицу Челнокова:

-30

Ну, а мне пора бежать вниз - по ступеням лестницы - на остановку Челнокова и ждать красный трамвай, который отвезёт меня домой - на родной и правый берег ("красный трамвай простучал в ночи, красный закат догорел в бокале...") А вы, читатель, не забывайте подписываться на канал - будем вместе изучать родное, близкое и далёкое, но всё равно родное, т.к. в ближайшие годы, чую, путешествовать я буду исключительно по нашей Необъятной.