Называется картина "сменила привычную электричку" и узнала много нового (о городе и о жизни в целом!). Обычно я езжу на запад той, которая на 14:57 (там варьируются последние цифры), около трехчасовая, словом. Но именно, что около. И надо быть внимательной, чтобы не опоздать. А тут разок нацелилась на ту, что на 16:56 и.. встряла намертво в пробке, не подумав. У нас не очень часто ходят электрички по Транссибу. Утром - да. Вечером - тоже густо с четырёх до семи примерно... А вот днём есть одна-единственная - в серединке. Впрочем, я поняла быстро, что опоздала на 16:56 и надо уже попытаться успеть на половину шестого. Уже просто бегом попытаться...
Пробка эта уныло-безнадёжная обычно начинается в районе сквера. Сам сквер обогнули, площадь Сперанского миновали и... автобусы встают между бывшим зданием ин'яза и зданием Восточно-Сибирского речного пароходства. И всё... начинают двигаться унылыми рывками. Доезжаешь до Бытовой (никак не привыкну к тому, что она теперь Чкалова), потом вползаешь на мост, если преодолел - отлично! - но потом же коварная Джамбула, объезд курорта Ангара, дом связи... вот там я не выдержала и выскочила. Обычно я выхожу на несуществующем кинотеатре "Чайка" и бегу вниз - по улице Терешковой - к вокзалу. Хотелось, чтобы было так:
Так я лучше успеваю, т.к. на себя больше надеюсь, чем на общественный транспорт. Ну, а тут я панически и безнадёжно бегала вверх и вниз по горкам, в надежде сходу отыскать спуск к вокзалу (по лестнице), но... постоянно натыкалась на заборы и ворота.
В итоге махнула рукой и побежала по улице Пушкина и... до той же Терешковой. Видела на Пушкина последний из могикан дом. Дом с мезонином. Такой как в Нижегородской области - как будто крохотный комодик прилепили на крышу - с двумя вертикальными отделениями:
И сам дом красивый - со срезанным торцом. И солнце закатное так славно его освещало... но тогда мне было не до фото, и пришлось ехать снимать отдельно - вечером, после работы, а это уже не то... видимо, поеду и в третий раз - за солнцем:
Ещё видела среди современных жилкомплексов улицы Румянцева очень стройный деревянный дом, отполированный дождями, ветрами, выгоревший на солнце, смуглый, но красивый не потерявший красоты... там будка и ёлка возле крыльца, а само крыльцо с полукруглым навесом, который словно нежные девичьи руки вытянутые вверх и вперёд держат... деревянные изящные кронштейны там цепляют глаз.
За ним поеду отдельно. Обещаю.
Вообще много потрясающих домов доживают свой век.
-Надо нам тут погулять! - пишу смс подруге.
-Да, наверное, я туда хочу... там красиво - над вокзалом.
-Конечно, хочешь! - безапелляционно отвечаю. - Ты тут не были.
-Были же.
-Мы с тобой гуляли в роще Звёздочка и где дача в стиле модерн. А над вокзалом - никогда. Надо успевать, пока хоть что-то там осталось...
Напомню, что предместье Глазково было деревней в те времена, когда казаки строили на правом берегу Ангары Иркуцкий (так писалось прежде) острог. Позже учёный, дипломат (и вообще молодец!) Николай Спафарий побывал в Иркутске и оставил об этом путешествии некоторые записи, в 1675 году он написал, что видел небольшую заимку казака Ильи Могутова на левом берегу и... было это примерно там, где сейчас вокзал:
Вообще изначально не планировалось, что Транссибирская магистраль пройдёт через Иркутск. Она должна была пройти через Томск. Но напомню, что там первый в Сибири университет, что в Томске живут интеллигентные люди. Люди, которые сидели ровно и ждали, когда им построят железную дорогу. В Иркутске же люди предприимчивые просто построили здание вокзала, купили шпалоукладочную машину и... пошли навстречу первому поезду. Так Транссиб прошёл через Иркутск, а Томск начал клониться к своему закату...
Говорят, что к концу XVIII века, казак Кузьма Могилев основал здесь деревушку, которую отметили в «Чертеже земли иркуцкого города». В текстах того времени встречается некий Ефим Глазков, потомки которого и заселили район. Видимо, так активно заселили, что в честь них и назвали предместье...
Саму гору начали обживать тысячи и тысячи лет назад - здесь находится Глазковский некрополь.
Глазковский некрополь - археологический памятник, единственный в мире некрополь эпохи верхнего палеолита, вообще сохранившийся в центре крупного города. Известен с 1887. Расположен в районе Кайской горы. Основная часть находится на территории парка Парижской коммуны, и мы, иркутяне, можем быть спокойны за судьбу парка - его не срубят, не снесут, не сроют... ещё часть некрополя, говорят, находится на территории нынешнего стадиона Локомотив.
Про некрополь надо писать отдельно, а я буду писать про Глазково дальше (откашлялась и продолжила): итак, деревня Глазково. Доподлинно известно, что в 1796 здесь проживало 111 человек обоего пола. По тем временам это довольно много!
Когда начали активно осваивать Кругобайкальский тракт, то и деревня стала будто частью города. Кругобайкальская улица ныне улица Терешковой.
Она плавно спускается к вокзалу, а над вокзалом нависает огромная гора... впрочем, с неё можно круто спуститься по лестнице... главное знать, в какой двор с улицы Профсоюзной свернуть:
Рельеф предместья Глазково - отдельная песня:
Переправа через Ангару в те времена была сложной - переправлялись на больших лодках – «карбазах». В 1857 шустрый иностранец Либгарт построил и «запустил» паром. В 1858–1859 на средства иркутского купца Малковабыла построена каменная Николо-Иннокентьевская церковь, что увеличило количество иркутян, желающий поселиться на левом берегу... после Великого пожара (того, что случился в ночь на 22-ое июня в 1879-го) ещё больше семей перебрались за реку: тогда Старого моста ещё не было... и трамвайчик не соединял оба берега. Сейчас примерно пять минут занимает переезд с правого берега на левый (если нет пробок, разумеется:)
Первое учебное заведение - Глазковское училище имени Св.княза Владимира начало действовать с ноября 1885. Для него было построено типовое здание. Участок приобрел у купца Иннокентия Могилева за 4,5 тыс. руб. наш любимый городской голова Владимир Платонович (Сукачёв):
24 июня 1891 в присутствии самого Наследника (будущего царя Николая II) состоялось открытие понтонного моста, который связал оба берега. А вот настоящий мост появился только при советской власти и не без помощи Надежды Константиновны Крупской, которой мы очень благодарны за красивый мост, за инициативу.
Ну, а мощный стимул для развития Глазковское предместье в конце 1890-х - в связи с прибытием первого поезда в наш город. Глазково активно застраивается, меняется... набережная улица исчезает, куда-то исчезает и деревня Титово (о ней только краеведы сейчас и вспомнят, да?)...
Строятся три больницы, ещё три училища, строится вторая церковь, появляются аптека, библиотека, фотосалон, пять десятков бакалейных лавок... как писали газеты: "увидите! - это будет второй Сан-Франциско!":) да, конечно, появляются и злачные места - куда без рюмочных и прочих питейно-увеселительных заведений?..
При этом уютным и домашним предместьем Глазково остаётся и поныне:
Новый город и новый век, конечно, наступают семимильными шагами:
Но что-то ещё по-деревенски милое остаётся:
Почему-то всегда кажется, что возвращаешься домой, когда подходишь к такому дому в сумерках... хотя я никогда не жила в деревянных домах, но общее ощущение (голоса предков, наверное:)
Здесь нахоженная тропа, т.к. люди спускаются по лестнице вниз - к железнодорожному вокзалу:
Впрочем, среди деревянных домов есть и детская площадка, рядом есть больница, есть поликлиника... хотя некоторые дома откровенно похожи на бараки:
На Профсоюзной вообще смешались все стили, все столетия:
Огорчают заборы из профнастила, но где их нынче в России нет?..
и обещанные мною контрасты:
Напротив прилепились такие вот домишки:
Обратите внимание на очелья - завершения наличников:
В центре города многие подобные завершения сколоты, сломаны, сбиты, сгнили просто-напросто...
а здесь даже видно, как загибаются изящно лепестки цветов:
Кое-где утеряны цветочки центральной композиции, но я на память запечатлела то, что осталось:
Стремительно темнеет в марте, в семь часов, и я тороплюсь по Профсоюзной к Маяковского, чтобы сфотографировать любимый уцелевший дом на спуске:
Дом сказочно выглядывает из-под рукава ёлки, а фонари вокруг железнодорожного лицея зажигаются как маленькие луны:
Второй уцелевший дом на спуске напоминает мне брусок фруктово-ванильной пастилы:
Поворачиваю к памятнику дважды героя Советского Союза - Челнокову, который совершил свыше 270-и боевых вылетов. Николай Васильевич Челноков — советский лётчик минно-торпедной авиации ВВС ВМФ, который вырос в семье железнодорожника, поэтому... он здесь уместен, и любуется сверху, с горы, на свою улицу:
Улицу Челнокова:
Ну, а мне пора бежать вниз - по ступеням лестницы - на остановку Челнокова и ждать красный трамвай, который отвезёт меня домой - на родной и правый берег ("красный трамвай простучал в ночи, красный закат догорел в бокале...") А вы, читатель, не забывайте подписываться на канал - будем вместе изучать родное, близкое и далёкое, но всё равно родное, т.к. в ближайшие годы, чую, путешествовать я буду исключительно по нашей Необъятной.