Найти в Дзене

Про драконов и людей. О книге Алексея Сальникова «Когната»

Симпатичное социальное фэнтези, жесткое и доброе одновременно. Книга очень легко читается, по крайней мере, я «проглотила» ее за четыре вечера — оторваться сложно. От магического реализма в прежних книгах Сальников в «Когнате» полностью уходит в альтернативную вселенную. Планету населяют две враждующих цивилизации — люди и драконы. Правда, одни от других мало чем отличаются и внешне, и ментально. Разве что драконы могут летать и дышать огнем (правда, для этого им надо регулярно питаться кониной, но если посадить их на строгую диету — они эту способность утрачивают). Кроме того, цвет крови у людей и драконов разный, у последних она голубая. Что изначально позволяет драконам настаивать на своем аристократизме, вплоть до появления теорий расового превосходства (намек на фашизм). Кстати, коммунизм в этой вселенной тоже придумали драконы, но строят его у себя люди. Две цивилизации находятся в состоянии вражды, и после очередной кровопролитной войны было решено разделить пространство между ц
Оглавление

Симпатичное социальное фэнтези, жесткое и доброе одновременно. Книга очень легко читается, по крайней мере, я «проглотила» ее за четыре вечера — оторваться сложно.

От магического реализма в прежних книгах Сальников в «Когнате» полностью уходит в альтернативную вселенную. Планету населяют две враждующих цивилизации — люди и драконы. Правда, одни от других мало чем отличаются и внешне, и ментально. Разве что драконы могут летать и дышать огнем (правда, для этого им надо регулярно питаться кониной, но если посадить их на строгую диету — они эту способность утрачивают).

Кроме того, цвет крови у людей и драконов разный, у последних она голубая. Что изначально позволяет драконам настаивать на своем аристократизме, вплоть до появления теорий расового превосходства (намек на фашизм). Кстати, коммунизм в этой вселенной тоже придумали драконы, но строят его у себя люди.

Две цивилизации находятся в состоянии вражды, и после очередной кровопролитной войны было решено разделить пространство между цивилизациями Зеркалом. Проход через него есть, и он очень напоминает аномальную зону из «Пикника на обочине» Стругацких или из фильма «Сталкер», а то и чернобыльскую зону отчуждения.

Уж слишком там, в Зеркале, все необычно, и кроме того, в этой зоне тоже живут какие-то существа. И пройти через Зеркало дано не каждому, а лишь тем, кто бывал на чужой стороне. Но после появления Зеркала таких по обе стороны остается все меньше.

По сюжету сотрудник органов госбезопасности со стороны людей Константин, который в детстве был украден драконами, но потом возвращен домой в процессе обмена пленными, сейчас должен вернуть на драконью сторону драконьего ребенка — девочку Когнату. Большая часть книги — это полное приключений и необычных встреч путешествие по загадочному пространству, полному опасностей. Но не только.

Алексей Сальников.
Алексей Сальников.

Что подкупило

Несмотря на небольшой объем — очень плотное содержание. Этому способствуют литературные отсылки. Думаю, поклонники Стругацких считают немало «приветов» от классиков жанра.

Прямая аналогия прослеживается и с пьесой Шварца «Дракон» — мысль про то, что надо прежде всего убить или, наоборот, взрастить дракона в себе, актуальна и в этом мире. Не случайно самые жестокие драконы получаются из людей-перевертышей (такое тоже в этой вселенной случается, и нередко). Стать или не стать драконом — это личный выбор каждого.

Понравились политические аллюзии, например, негласное соперничество между общественными системами — кое-что напоминает, правда? Каждая цивилизация считает, что ее общественное устройство — самое лучшее, передовое и прогрессивное.

«Капитализм, может быть, и идеальное воплощение дарвиновской теории, спрятанной в яркий фантик экономических отношений, но уж точно не лучший образец общественного устройства! Однако и коммунизм, как бы отрицающий внутривидовую борьбу, закрывающий глаза на то, что мы даже в мирной жизни едим друг друга поедом, как ни крути, — а всего лишь красивая мечта!»

В очередной раз покорил особый стиль Алексея Сальникова, который можно назвать фирменным — с его иронией, специфичным мягким юмором.

Например, драконы у него говорят на языке, напоминающем речь мастера Йоды из «Звездных войн» (кстати, это еще одна отсылочка).

«Я женщина есть, я не всегда для того, чтобы мысль передать, говорю. Иногда я для того, чтобы у мужчины лицо вытянулось, слова употребляю», — говорит драконесса Волитара, оруженосцем которой пытался быть Константин в детстве, и с которой он еще не раз встретится, став взрослым.

Понравилось характерное и для других книг Алексея Сальникова теплое описание детско-родительских отношений. И то, что по большому счету, у него получилась вполне качественная сказка для взрослых.

Что смутило

Да, по сути, ничего. Книга понравилась безоговорочно. Ну разве что смутило то, что она заявлена как сериал. Хотя ее финал таков, что книгу вполне можно рассматривать как завершенное произведение. Но обещали, что продолжение будет, и вот это смущает: получится ли оно на том же уровне?

Читали, будете?

На канале есть обзоры других книг Алексея Сальникова:

Еще больше отзывов о книгах — в подборке «ПРОчитано!»