Сегодня в рубрике «Студент читающий» мы со студентом решили обсудить книгу Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Когда роман был опубликован в 2018 году, мнения критиков разделились и до сих пор никак не сойдутся — кто-то называет «Петровых» 400-страничным кошмаром и прозой ни о чем, а кто-то, наоборот, оценивает его как выдающийся текст и современный образец магического реализма.
— Почему ты взялся читать этот объемный писательский труд, при твоем-то дефиците времени, на который жалуешься?
— Меня заинтересовало то, что про него слышал — что это современный сюрреализм, что Сальников показывает изнанку жизни российского обывателя, а эта изнанка полна сюрреалистичных ужасов.
— Совпали ожидания с реальностью?
— Более чем.
— То есть наш российский Кафка появился в современной литературе?
— Сальников отличается от Кафки тем, что в «Петровых» нельзя провести грань между реальностью и абсурдом. Кафка уходит в безликий страшный абсурд. А у Сальникова гриппозное состояние героев открывает дверь в какой-то запредельный мир. Герой с высокой температурой продолжает оставаться в своей реальности, но видит вокруг себя бредовые картины.
Например, он слышит, как попутчики в троллейбусе обсуждают очень странные вопросы и понимает, что это гриппозный бред. Сидят дедушка с семилетней внучкой (это на самом деле), и дед начинает донимать ребенка расспросами о личной жизни в арабских странах, с подробностями. Это уже бред, но Петров это воспринимает как реальность.
— Сакраментальный вопрос - что хотел сказать автор, зачем он все это нагромоздил?
— Одна из идей, которую он заложил — как тонка грань между нашей привычной реальностью и адом внутри каждого из нас. И грипп — это одна из дверей в этот ад.
Роман представляет собой несколько дней из жизни Петровых, когда они гриппуют и видят разные галлюцинации. При этом есть мощный мифологический пласт. Например, появляется персонаж, инициалы ФИО которого складываются в АИД.
Этот персонаж имеет отношение ко всем главным героям, появляется в странных местах и обстоятельствах. Например, зовет Петрова в катафалк, они катаются по городу, едут пить, потом Петров просыпается с похмелья в катафалке, а АИД куда-то исчезает.
В конце книги Петров дает ключ к пониманию — упоминается Цербер, и Петров вспоминает, что видел пса с тремя головами. И мы тоже думаем — а он действительно путешествовал в царство мертвых, или это был гриппозный бред?
Действие происходит в предновогоднее время, это тоже такой ритуальный языческий пласт, особенное время, когда грядет смена старого на новое, и на это еще накладывается грипп. И начинается весь этот карнавал, кстати, карнавализация — тоже неплохой термин для описания романа.
— Стоило тратить время на прочтение этой книги?
— Конечно, она мне очень понравилась — этим страшным сюрреализмом, стиранием грани. В жизни так же — когда думаешь о страшных вещах, они кажутся далекими, но когда они случаются, ты понимаешь, что на самом деле они все время были очень близко.
Это про ад, который есть в каждом человеке. Сальников очень убедительно обрисовал ад в головах своих героев.
Книга не столько про российского обывателя, сколько про современного человека в принципе. Петровы — муж, жена и ребенок-первоклассник, и у них, как в одноименном фильме Звягинцева — «нелюбовь» в отношении друг друга. В романе нет любви. Книга про расчеловечивание, про охлаждение человека к другим, замыкание в собственном мире и о том, к чему это ведет.
И еще важная тема – нереализация себя. И Петров, и Петрова – люди нереализованные, и от того не очень счастливые. Говорится, что Петров работает автослесарем в сервисе, а мечтал быть художником.
Это роман про холод в отношениях, про холод в душе. Единственный жар, который у них есть — это температура 39.
Такой путь ведет героев в ад, и никакой альтернативы Сальников не дает. Можно сказать, что они все время живут в аду, и только грипп все это обнажил. По крайней мере, на протяжении действия романа в течение нескольких дней все герои пребывают в аду, хотя сами они этого не понимают.
Еще одна важная тема — смерть и отношение к ней в обществе. Смертью в романе пронизано все. Эта книга еще и про то, как смерть становится бытом, и это тоже один из элементов ада.
— Чем объясняется взрывная популярность книги?
— Узнаваемостью образов. «Мелкие» залипают в телефоны, взрослые ругаются, дети не реагируют. Наряжается елка в Доме культуры, предновогодняя суета тоже всем знакома. Бытовой алкоголизм — тоже понятный образ. А поверх этих жизненных образов густо намазано мифологическими отсылками, и круто присыпано не имеющим границ бредом.
— Фильм уже видел?
— Нет, но собираюсь посмотреть. Понятно, почему его ругают. Хотя мои знакомые, которые видели, говорят, что хороший фильм получился. Мне кажется, что по такому материалу, где все на полутонах и смутных образах, сложно снимать кино. То же самое, что экранизировать сны.
Кадры из фильма с сайта Кино-театр.ру
Читали «Петровых в гриппе и вокруг него»? Что нашли для себя интересного?
#книги #студент читающий #книги круглый год #алексей сальников #петровы в гриппе