Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Глюкоза – нереализованный шанс на рюс-нуар

-2

Популярная певица Наталья Ионова, более известная под псевдонимом Глюкоза, в начале 2000-ых годов предприняла, пусть и бессознательно, попытку внедрить элементы нуара в российскую поп-культуру. Её трилогия клипов — «Ненавижу тебя», «Невеста» и «Глюкоза Nostra» — представляет собой уникальный случай, заслуживающий отдельного анализа в контексте формирования российского, или, как его предлагают называть, «рюс-нуара».

-3

Мы утверждаем, что эти видео-работы, предшествовавшие массовой популяризации термина «нуар» в России, благодаря фильму «Город грехов», могли бы стать зародышем своего рода «синтетического нуара», стилистически близкого к нео-нуару, но с ярко выраженными национальными чертами.

Однако почему попытка Глюкозы не привела к формированию устойчивого «рюс-нуар» стиля? Ответ, вероятно, кроется в нескольких факторах. Во-первых, сама по себе популярность певицы, хотя и была значительной, не гарантировала переноса эстетики её клипов на более широкое поле кино- и теле-производства. Глюкоза была ярким явлением поп-культуры, но её влияние оставалось в рамках музыкальной индустрии.

-5

Для формирования полноценного жанра необходимо широкое распространение стилистических приёмов и идей в различных областях искусства, включая кино, литературу, и даже живопись.

-6

Во-вторых, нуар – это не просто мрачная атмосфера и криминальные сюжеты. Это сложный симбиоз визуальных образов, сюжетных построений, психологических портретов персонажей и определённого настроения. Клипы Глюкозы, безусловно, содержат множество нуарных элементов: ночные сцены, загадочные женские образы, атмосфера таинственности и угрозы. Тем не менее, они, по большей части, остаются музыкальными видеороликами, а не полноценными нуарными фильмами. Отсутствует глубокая проработка персонажей, сложная многоуровневая интрига, характерная для классического нуара.

-7

В-третьих, роль контекста нельзя недооценивать. Появление «Города грехов» сильно повлияло на восприятие нуара в России. Фильм дал более чёткое представление о жанре, послужив своего рода «стандартом», с которым начали сравнивать все последующие попытки создания нуарных произведений.

-8

Клипы Глюкозы, предшествовавшие этой «нуарной революции», оказались вне общего потока, не вписались в формирующуюся картину. Более того, нуар – это жанр, тесно связанный с социально-политической атмосферой. Классический американский нуар отражал пост-военную тревожность, общественный пессимизм и расцвет организованной преступности.

-9

Французский нуар (фрэнч-нуар) несёт в себе отпечаток послевоенного существования, сложных общественных перемен и формирования новой идеологии. Для того, чтобы родился аутентичный «рюс-нуар», необходимо было найти аналогичное отражение российской реальности. Клипы Глюкозы, хотя и содержат атмосферу мрака и интриги, не отражают в достаточной мере сложные социальные процессы начала 2000-ых.

Кроме того, нужно учесть и технические аспекты. Качество съёмки и монтажа в клипах Глюкозы, хотя и соответствовало времени их создания, не могло конкурировать с голливудскими произведениями. Визуальная сторона классического нуара играет ключевую роль, и клипы Глюкозы в этом аспекте проигрывают.

-11

Таким образом, несмотря на яркий потенциал и присутствие многочисленных нуарных элементов, клипы Глюкозы не стали катализатором формирования российского нуара. Для того, чтобы это произошло, необходимо сочетание множества факторов: широкого применения нуарной эстетики в различных областях искусства, соответствующего социально-политического контекста, высокого качества производства и глубокой проработки сюжета и персонажей.

-12

Глюкоза предложила интересную и необычную идею, но её попытка осталась в рамках музыкального видео, не перерастая в масштабное культурное явление. Её работа, тем не менее, заслуживает внимания как ранний, хотя и неуспешный, эксперимент по созданию уникального российского варианта этого увлекательного и загадочного жанра.