«Превращения» - тот самый редкий пример, когда провальная по сути лента оказала большое воздействие на весь мировой кинематограф. А всё потому, что заложенные в сей микробюджетный проект задумки оказались намного богаче, чем субсидировавшие его продюсеры. Хотя ожидать чего-то «путного» от продукции студии «Эмпайер» было бы неосмотрительно, но иногда скрытые между строк идеи могут быть интересными. И даже очень…
Начнем с самого очевидного: именно «Превращения» подвигли Дэвида Финчера создать своих «Чужих», бывшими не просто третьей частью в фантастической эпопее, которая в настоящее время ширится подобно Бесконечной Вселенной, но и фильмом не менее культовым, как и отправная точка, созданная Джеймсом Кэмероном в 1986 году.
А всё потому, что основная часть «Превращений» разворачивается в пространстве космической тюрьмы, где против своей воли очутился не слишком удачливый, местами даже откровенно незадачливый комический пилот. Главная его проблема заключается в том, что он оказался в «ненужном месте в ненужное время» (сюжетная основа большинства трагедий криминальных положений, как мы иногда характеризуем нуар).
В этой части есть очень интересная идея. Если обычно героям фантастических триллеров и космических хорроров надо высадиться на какой-нибудь злокозненной планете, где они подцепляют некую «инопланетную заразу», что учит нас в первую очередь технике безопасности, то персонажу по имени Вольф просто не повезло.
Зло пришло к нему во сне. Эка невидаль – может воскликнуть некий читатель. Мол, Фредди Крюгер тоже шлялся по чужим снам. Различие состоит в том, в «Превращениях» инфернальное начало представлено сложной комбинацией мифологический сюжетов – это не только олицетворенная болезнь, напоминающая «чёрную смерть», но также суккуб, который перемещается по волнам космического пространства.
То есть сны вроде бы и личные, но вот их последствия более чем общественные. Очень жало, что крошечные бюджеты фильма, которые во основном пошли на создание единичных декораций, не позволил «докрутить» эту идею. В целом можно предположить, что означает появление «зараженного» в замкнутом пространстве отвлеченного экстремального сообщества, которым является планета-тюрьма.
Оставим в стороне тот аспект, что здесь добывают уголь (!!!), и это выводит на вопрос относительно технологий далёкого будущего. Отдельные из тюремных локаций вроде местного общепита получились недурственно, хотя в них читалось влияние классического нуара (но не салунов из вестерна), в коем непременно должен был наличествовать криминальный бар с гангстерами, реализующими своё нерастраченное в бандитских разборках Эго.
И часть из них непременно хочет покинуть планету, не доживаясь условно-досрочного освобождения. И терпящий бедствие корабль космического бедолаги-рафтера для этого вроде бы идеально подходит. За исключением того, что суденышко принесло «мистическую болезнь», являющую собой нечто среднее между эпидемией и проклятием.
А потому противостоять ей будто бы как могут местная докториха, никогда «внешнего света» не видевшая, ибо родилась в сем планетарном узилище от одной из заключенных, и падре, что с нравами обитаемого мира более знаком, а потому ищущий близ мест заключения некого мнимого спокойствия.
Есть ещё завещанный стариком-Кантом «нравственный закон внутри», которому иногда подчиняется пилот Вольф, чье имя - это сокращение от Вольфганга Моцарта (в этой части должен прозвучать проигрыш из песни: «Какой ты ни фиг танкист»). Тот иногда противится своим хищным и прочим инкубическим порывам, что в итоге не позволит фильму свестись к безусловно трагическому финалу.