Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Малобюджетный предшественник «Чужих» Финчера

«Превращения» - тот самый редкий пример, когда провальная по сути лента оказала большое воздействие на весь мировой кинематограф. А всё потому, что заложенные в сей микробюджетный проект задумки оказались намного богаче, чем субсидировавшие его продюсеры. Хотя ожидать чего-то «путного» от продукции студии «Эмпайер» было бы неосмотрительно, но иногда скрытые между строк идеи могут быть интересными. И даже очень…

Начнем с самого очевидного: именно «Превращения» подвигли Дэвида Финчера создать своих «Чужих», бывшими не просто третьей частью в фантастической эпопее, которая в настоящее время ширится подобно Бесконечной Вселенной, но и фильмом не менее культовым, как и отправная точка, созданная Джеймсом Кэмероном в 1986 году.

А всё потому, что основная часть «Превращений» разворачивается в пространстве космической тюрьмы, где против своей воли очутился не слишком удачливый, местами даже откровенно незадачливый комический пилот. Главная его проблема заключается в том, что он оказался в «ненужном месте в ненужное время» (сюжетная основа большинства трагедий криминальных положений, как мы иногда характеризуем нуар).

кадр из фильма «Превращения» (1988)
кадр из фильма «Превращения» (1988)

В этой части есть очень интересная идея. Если обычно героям фантастических триллеров и космических хорроров надо высадиться на какой-нибудь злокозненной планете, где они подцепляют некую «инопланетную заразу», что учит нас в первую очередь технике безопасности, то персонажу по имени Вольф просто не повезло.

кадр из фильма «Превращения» (1988)
кадр из фильма «Превращения» (1988)

Зло пришло к нему во сне. Эка невидаль – может воскликнуть некий читатель. Мол, Фредди Крюгер тоже шлялся по чужим снам. Различие состоит в том, в «Превращениях» инфернальное начало представлено сложной комбинацией мифологический сюжетов – это не только олицетворенная болезнь, напоминающая «чёрную смерть», но также суккуб, который перемещается по волнам космического пространства.

кадр из фильма «Превращения» (1988)
кадр из фильма «Превращения» (1988)

То есть сны вроде бы и личные, но вот их последствия более чем общественные. Очень жало, что крошечные бюджеты фильма, которые во основном пошли на создание единичных декораций, не позволил «докрутить» эту идею. В целом можно предположить, что означает появление «зараженного» в замкнутом пространстве отвлеченного экстремального сообщества, которым является планета-тюрьма.

кадр из фильма «Превращения» (1988)
кадр из фильма «Превращения» (1988)

Оставим в стороне тот аспект, что здесь добывают уголь (!!!), и это выводит на вопрос относительно технологий далёкого будущего. Отдельные из тюремных локаций вроде местного общепита получились недурственно, хотя в них читалось влияние классического нуара (но не салунов из вестерна), в коем непременно должен был наличествовать криминальный бар с гангстерами, реализующими своё нерастраченное в бандитских разборках Эго.

кадр из фильма «Превращения» (1988)
кадр из фильма «Превращения» (1988)

И часть из них непременно хочет покинуть планету, не доживаясь условно-досрочного освобождения. И терпящий бедствие корабль космического бедолаги-рафтера для этого вроде бы идеально подходит. За исключением того, что суденышко принесло «мистическую болезнь», являющую собой нечто среднее между эпидемией и проклятием.

кадр из фильма «Превращения» (1988)
кадр из фильма «Превращения» (1988)

А потому противостоять ей будто бы как могут местная докториха, никогда «внешнего света» не видевшая, ибо родилась в сем планетарном узилище от одной из заключенных, и падре, что с нравами обитаемого мира более знаком, а потому ищущий близ мест заключения некого мнимого спокойствия.

кадр из фильма «Превращения» (1988)
кадр из фильма «Превращения» (1988)

Есть ещё завещанный стариком-Кантом «нравственный закон внутри», которому иногда подчиняется пилот Вольф, чье имя - это сокращение от Вольфганга Моцарта (в этой части должен прозвучать проигрыш из песни: «Какой ты ни фиг танкист»). Тот иногда противится своим хищным и прочим инкубическим порывам, что в итоге не позволит фильму свестись к безусловно трагическому финалу.