Найти в Дзене
КиноМеломан

Об экранизациях «Мастера и Маргариты» и фильме Локшина

Некоторое время назад я делал обзор на сериал «Мастер и Маргарита» где позволил себе усомниться в гениальности режиссера Владимира Бортко. Скажу прямо: мне сериал не понравился. Согласитесь, едва ли можно назваться киноискусством видеокнигу, где практически слово в слово воспроизводился роман. И где актеры не играли своих персонажей, а равнодушно начитывали текст. А еще в том обзоре меня угораздило мимоходом упомянуть новый фильм Михаила Локшина, снятый по мотивам булгаковского романа. Упомянул я его вместе с другими экранизациями. Но заметили почему-то именно его. В комментарии тут же слетелись диванные эксперты по Булгакову, новые латунские, берлиозы и прочие свидетели секты Бортко, которые, судя по их высказываниям, даже ни разу не читали роман. Зато агрессивно пытались навязать свою точку зрения. Дескать, у Бортко булгаковские «Мастер и Маргарита» вышли лучше, чем у самого Булгакова. Смешно, правда? Единственное, что в сериале получилось как надо – это музыка Корнелюка. Композитор

Некоторое время назад я делал обзор на сериал «Мастер и Маргарита» где позволил себе усомниться в гениальности режиссера Владимира Бортко. Скажу прямо: мне сериал не понравился. Согласитесь, едва ли можно назваться киноискусством видеокнигу, где практически слово в слово воспроизводился роман. И где актеры не играли своих персонажей, а равнодушно начитывали текст.

А еще в том обзоре меня угораздило мимоходом упомянуть новый фильм Михаила Локшина, снятый по мотивам булгаковского романа. Упомянул я его вместе с другими экранизациями. Но заметили почему-то именно его. В комментарии тут же слетелись диванные эксперты по Булгакову, новые латунские, берлиозы и прочие свидетели секты Бортко, которые, судя по их высказываниям, даже ни разу не читали роман. Зато агрессивно пытались навязать свою точку зрения.

кадр из сериала Владимира Бортко
кадр из сериала Владимира Бортко

Дескать, у Бортко булгаковские «Мастер и Маргарита» вышли лучше, чем у самого Булгакова. Смешно, правда? Единственное, что в сериале получилось как надо – это музыка Корнелюка. Композитор постарался на славу. Его саундтрек отлично воспринимается и сам по себе, без привязки к видеоряду. Сам же телефильм можно и не смотреть.

Те, кто яростно нахваливают экранизацию Бортко, едва ли видели мини-сериал 1988 года польских кинематографистов. Автор сценария и режиссер Мацей Вотышко уложил литературный эпос Булгакова всего в четыре серии. При этом очень бережно отнесся к первоисточнику. Сценарий максимально точно повторяет книгу. Но в отличие от версии Бортко, этот сериал получился динамичным и живым. При минимуме денежных средств польский режиссер умудрился подобрать отличный актерский состав и снять первоклассное кино. Без глянца и спецэффектов.

кадр из мини-сериала польского режиссера Мацея Вотышко
кадр из мини-сериала польского режиссера Мацея Вотышко

Есть и другие ранние экранизации. Но их вряд ли можно считать творческими удачами. У Юрия Кары вышла конъюнктурная антисоветская агитка. Версия Анджея Вайды снята по мотивам библейских сцен. А версия Александра Петровича получилась слишком топорной. Югославский режиссер посягнул на Булгакова самым первым – еще в далеком 1972-м. Только Маргарита у него почему-то превратилась в блондинку, а главные моменты книги вообще не вошли в фильм. Но сама идея заслуживала внимания.

И вот российско-американский режиссер Михаил Локшин идеи югославских киношников сумел довести до ума. Фильм не является экранизацией книги писателя, а снят на основе его дневников. Это фильм не по роману, а о том, как создавался роман. Произведение Булгакова находится как бы внутри картины. Становится стержнем истории и представлено в ней фрагментарно. Фильм не похож на все предыдущие трактовки вместе взятые. От того смотрится непредсказуемо и интересно – даже для тех, кто знает первоисточник наизусть.

кадр из фильма Михаила Локшина
кадр из фильма Михаила Локшина

Современным же латунским, берлиозам и прочим фанатам Бортко напоследок хочу сказать следующее. Новый фильм «Мастер и Маргарита» шел в прокате почти два месяца. И все это время билеты можно было купить с трудом – на киносеансах всегда был аншлаг. Причем, в зале сидели и взрослые, и молодежь, и семейные пары с детьми. И никто из них не грыз попкорн, не уходил на половине сеанса. В зале стояла тишина. Люди с интересом смотрели кино.

За время проката в России фильм собрал почти 30 млн долларов, в 2,5 раз превысив производственный бюджет. И это – объективный показатель успеха. Люди проголосовали рублем. Плохое кино не собирает аншлаги в течение двух месяцев. Зрителей не обмануть.

Друзья, подписывайтесь на канал и включайте уведомления о новых публикациях.