Я как-то обмолвился, что книга Эдгара Берроуза "Принцесса Марса" некоторое время возглавляла мой личный топ. Так вот, после прочтения романа "Не время для драконов" - она уступила свою лидирующую позицию, и уже следующие несколько лет, моей любимицей стала книга за авторством Ника Перумова и Сергея Лукьяненко.
(P.S. Если вас интересует в большей степени игра по книге, то вам сюда: Не время для драконов: Российский Arcanum. Обзор игры)
С данным романом я познакомился в пятнадцать лет - взял его в городской библиотеке. Забавно, что в том же году когда прочёл книгу, я впервые открыл для себя игру Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, и удивился, насколько две вымышленные вселенные оказались схожи. Хотя, если оценить трезвым взглядом, из схожего там были только поезд, электричество, да ружья - исконные спутники всех стимпанк-вселенных. В общем. "Не время для драконов" меня так захватило, что книгу я "проглотил" за два вечера, забыв про еду и сон. Причём, захватило меня с самых первых строк. А сейчас роман я перечитал уже будучи в осознанном возрасте, и восприятие моё поменялось, как это часто бывает.
Почему это интересно
Понятно, почему произведение меня захватило, ведь оно рассказывало простую историю о попаданце из России, обычном человеке, ничем не примечательном - с ним легко себя ассоциировать. А вот в новом мире (Срединном) простой московский парень оказался избранным, с подвластными только ему силами, огромными силами! Именно от него зависит судьба мира. Помимо того что герой переживает захватывающие приключения, отличающиеся от серых будней школьника, возле него вьются две красотки... ну ладно, из совершеннолетних только одна - Лой Ивер, но зато какая! К тому же девушка сама проявляет инициативу, сама бросается на главного героя, а он ведёт себя чуть ли не как монах, но потом сдаётся. В конце, Виктор вообще превращается в дракона, являя пик своей мощи. Плюс, написано произведение довольно простым и понятным языком, без особых усложнений. Как видно из всего перечисленного, в этом приключенческом романе есть всё, чтобы понравиться подростку.
Отдельно отмечу вот ещё что: авторы неплохо прописали Срединный мир с его переплетением магии и технологии, стихийными и тотемными кланами и Часом Силы, когда определённая стихия преобладает над всеми остальными. Широкими мазками показали почему все эти могучие кланы плохо между собой уживаются, приоткрыли историю мира и причины конфликта героя со всеми остальными заинтересованными. Главных антагонистов (Прирождённых) не сделали законченными злодеями - у них тоже есть некая своя мораль, пусть и сомнительная для обычного человека из Срединного мира. Плюс, нравится фантазия авторов, когда они придумывают разные вычурные стихийны заклинания, и описывают их смачное действие на человеческую плоть; особенно это здорово проявляется во время эпических батальных сцен, которые здесь конечно же есть.
Трезвый взгляд на книгу
А теперь пора оценить книгу трезвым взглядом, потому что вопросов и нареканий у меня множество. Прежде всего непонятна схема перехода из Изнанки в Срединный мир. Изначально, возникает ощущение, что покинуть свой родной и скучный мир может только одарённый человек, которого этот мир как бы выталкивает, заставляет бросить всё и уйти. То есть, переход доступен лишь избранным. Тот же Виктор, та же Сандра, один из сильнейших магов воздушных, тому подтверждение. Но потом, по ходу произведения становится понятно, что войти в Срединный мир, всё равно что заглянуть в гости к бабушке - так просто. Да, такой финт доступен не каждому, но и не обязательно быть для этого избранным или обладать какими-то силами - водитель баржи и погонщик лошадей, которых встречают герои, тому подтверждение. Всё это обычные люди, которые живут обычной жизнью. И таких людей масса. Непонятно, по каким критериям Изнанка выталкивает в Срединный мир своих жителей.
Сам Виктор, честно говоря, перестал быть мне симпатичен. Во-первых, он постоянно мечется из стороны в сторону: то меня всё пугает и хочу вернуться, то всё нравится и хочу остаться, то доверяю Тель, то не доверяю Тэль. Парень явно не может определиться со своими желаниями, хотя отчасти это объясняется его двойственной сущностью и тем, что стоит он на распутье, однако он-то про распутье не знает. Иногда Виктор действительно ведёт себя как человек, попавший в невиданную ранее обстановку, офигивающий от всего происходящего и закидывающий свою спутницу вопросами, однако тут же это сменяется безоговорочным принятием всего, как будто бы, так и должно быть... но через несколько страниц он вновь начинает офигевать. Понятно, что авторы не хотели сразу потчевать читателя большими объёмами информации о мире, подавая это дозированно на протяжении всей книги, но такой ход скверно сказался на образе Виктора. Во-вторых, наш главный герой - это типичная Мэри Сью, то есть, наделён гипертрофированными достоинствами, нереальным везением и непревзойдённой мощью, открывшейся ему вот так сразу. Даже когда Виктор не прошёл первых стихийных посвящений, он прекрасно сражался со своими врагами, а потом в одиночку уделывал группу сильнейших магов, и лишь в самом конце ему слегка помяли рёбра. Когда я в очередной раз читал, как на главного героя обрушивалось убийственно заклинание, а он всё преодолевал (немного перетерпев), становилось просто скучно. И даже его спутники останутся живы, я имею в виду Лой и Тэль, хотя они тоже становились целями магов Ритора, но не обладали такими силами как герой.
А еще Виктора как будто бы всю книгу ведут, делают за него, оберегают и чуть ли не еду кладут в рот, а все напасти, как я написал выше, как с гуся вода. Понятно, что с миром он не знаком, но хотелось бы большей инициативы от героя. И даже красивейшая девушка Срединного мира, глава клана кошек - Лой Ивер, сама бросается на шею главного героя, с каким-то маниакальным упорством. Нет, понятно, что девушка видела в Викторе своего главного союзника и защитника, потому что молодой человек обладает уникальными силами, однако действия её, по отношению к Убийце, получились странными. Следовало очаровать его, заставить желать её, заставить самому проявлять инициативу, чтобы мужчина оказался во власти Лой Ивер, а она оказалась в его голове - так легко было бы манипулировать своей целью. Виктор должен был сам добиться интима с Лой, а та как бы уступила, ещё сильнее овладевая мозгом главного героя, принимая его в свой "сладкий плен". В результате, главный герой оказался бы под романтическим контролем кошки и, некоторое время, танцевал бы под её дудку. А что получилось на самом деле? Она просто отдалась ему без каких-либо манипулятивных игр, практически сразу, практически заставляя заняться любовью, ну а главный герой только и рад, что глава клана кошек оказалась такой доступной. Далее ему следовало вытереть достоинство о её походный плащ, похлопать по щеке со словами: "Как-нибудь ещё созвонимся", и отвернуться в сторону, при этом громко захрапев. Д-а-а, Лой Ивер, с таким уровнем ведения интриг, твой клан кошек скоро превратится в бесплатный бордель для всех желающих.
Что ещё мне не понравилось? Очень много воды, что характерно для всех произведений Перумова, которые я читал. Туча пространных рассуждений, описаний, демагогии, душевных метаний и потуги на политические интриги. Ей-богу, процентов двадцать текста смело можно отрезать, и роман только лучше бы стал. Отношения Виктора и Тэль. Мне бы больше понравилась такая ролевая составляющая между ними как "отец-дочь", а всю романтику, намёки на интим и прочее, переложили бы на Лой Ивер (к чему всё и свелось). В итоге, мы имеем робкие попытки в романтику между взрослым мужчиной и тринадцатилетней (четырнадцатилетней?) девочкой, которые то отсекаются, то вновь вспыхивают (случай в поезде или когда Тэль купалась в речке), как бы оставаясь на грани, но не переходя запретную черту. Читая всё это подростком - мне нравилось, но сейчас я осознал, что, с одной стороны, Тэль может быть старше, чем выглядит, а с другой - не понятно, к чему в итоге пришли их отношения. Кто они друг другу? Были бы только отеческие отношения - там понятно, а с постоянными намёками и мыслями в голове Виктора, девочка и Убийца друг другу оказались просто попутчиками. На мой взгляд, взаимоотношения между персонажами оказались не раскрыты и зависли в воздухе. В своём цикле Хранитель Мечей, Перумов повторит нечто подобное между Фессом и драконихой Рысью, сделав их как раз понятной ролевой моделью "отец-дочь"... для того чтобы потом перевести всё это в нечто большее.
Занимательный юмор
Не могу не отметить пару остроумных сцен. Первая, когда герои "автостопят" баржу. Водитель баржи представился Николаем, и попросил не называть его Ником, ибо это сокращение он ненавидит. И вторая сцена, там же, на барже, когда на берегу герои увидели гномских конных арбалетчиков:
«На берегу, как водится, стояли сторожки, возле одной высился оседлавший меланхоличного коня гном-охранник с арбалетом на плече. Виктор с невольной симпатией помахал ему рукой. А вот Николай почему-то его отношения к гному не разделил. Проводил его мрачным взглядом, зло ударил кулаком по палубе, взвыл, видимо – отбив руку. Прошипел:
– Глаза б мои не смотрели…»
Для тех кто в теме, очень смешная сцена. Перумова многие хают за придуманных им в трилогии о Средиземье (Кольцо тьмы) гномских конных арбалетчиков - нелепый род войск, ибо стрелять на коне из арбалета чертовски сложно, и реальные конные арбалетчики (такие существовали) всегда спешиваются перед выстрелом. Здесь Перумов проявил изрядную долю самоиронии.
(P.S. Дополнение от читателя Любитель военно-морского флота: "В Кольце Тьмы были Ангмарские конные арбалетчики, а не гномьи, у гномов вообще кавалерии не было")
Итог
"Не время для драконов" - интересный приключенческий роман, особенно для подростка. Но вот для взрослого человека, который прочитал изрядное количество произведений мэтров фэнтези и фантастики, данная книга не зайдет так гладко, и возникнет много вопросов от несостыковок и поступков героев. Концовка у романа получилась скомканной, на мой взгляд, слишком поспешной, как будто бы произведение должно было превратиться в дилогию (что недавно и произошло с выходом романа "Не место для людей"), но авторы в последний момент передумали и решили быстренько выйти на удобоваримый финал. Для меня так и остались нераскрытыми характеры некоторых персонажей, а отдельные личности, типа Ритора, как будто бы деградировали на протяжении романа. В общем, "Не время для драконов" - недурной представитель жанра фэнтези с интересным миром.
В своё время книга наделала изрядно шума, и была популярна в России. Не даром, по ней даже хотели снять аж целый сериал, в 2006 году. Но в телевизор "Не время для драконов" так и не просочился... чего не скажешь о компьютере, где в 2007 году вышла одноимённая игра. И я, конечно же, её ждал. И поиграл. О чём расскажу отдельно.