Детство.
— Как же хочется, чтобы быстрее прозвенел звонок! — Артем уже сложил учебники в рюкзак и приготовился сорваться с места.
Надо вперед всех добежать до буфета. Он терпеть не мог стоять в очереди. Так было всегда, но не сегодня. Когда пишешь контрольную, время летит галопом. Не успеваешь хорошенько подумать, и все — сдавайте тетрадки! Хорошо, что рядом сидит Шура — умная девчонка. Для нее все эти задачки как семечки. Решала свой вариант и помогала Артему с его заданием.
— Шурка, ты — лучшая!
— Я знаю! — улыбались довольно ее пухлые губы и ярко-синие глаза, не девчонка, а василек полевой.
За последней партой сидел друг Артема — Максим, двоечник и хулиган. Их дружба умного с балбесом не поддавалась объяснению. Частенько место возле Максима занимала десятиклассница Анжела, дочь учительницы Антонины Владимировны. Приходила в класс к семиклассникам, когда у нее были уроки физкультуры, от которых она была освобождена. Анжела заходила в класс, садилась за стол, надевала наушники и открывала компьютер. Какая уж тут учеба? Глаза Максима следили за экраном. Фыркал, когда видел смешное видео без звука. Антонина Владимировна подозрительно смотрела на дочь. Что смешного в теоремах, разве не алгеброй она занимается? Во время контрольной отвлекает и без того не особо одаренного ученика. Хоть бы на троечку вытянул!
А Максим улетал… Его волновало присутствие красивой девушки рядом. Казалось, он наизусть изучил каждую черточку на ее лице, изгибы бровей, маленькие ушки с крохотными золотыми сережками в виде капелек, стройную фигуру и тонкие пальчики с аккуратными красивыми розовыми ноготками. А аромат ее духов вообще сводил Максима с ума. Одноклассницы по сравнению с Анжелой казались совсем детьми. Солнечный зайчик от окна попадал на сережку и, рассыпаясь на сотни радужных брызг, слепил глаза. Макс счастливо улыбался:
— Она такая красивая!
— Кто? — Артем оглянулся.
— Анжела!
— Хватит на нее пялиться, где ты и где она. — Артем совсем еще не интересовался женским полом.
— Это мы еще посмотрим! — прошептал Максим.
Университет.
Вот и отзвенел последний звонок, и ребята получили аттестаты. Артем и Шура поступили в один университет, выбрав разные направления: он — управление бизнесом, а она — бухгалтерский учет, аудит и юридические услуги.
— Как ты всё успеваешь? — удивлялся будущий бизнесмен.
Шура лишь смеялась в ответ:
— Сам же потом будешь умолять меня стать твоим бухгалтером и юристом!
— Буду! Если согласишься занять две должности, а зарплату попросишь одну!
— Ах, так?
Они шутили, но уже тогда серьёзно задумывались о том, чтобы в будущем открыть совместный бизнес. В отличие от своих одноклассников, Максим уже работал! Его отец взял сына на свою фирму, хотя и неясно, на какую должность. Максим ничего не знал и не умел, поэтому скорее мешал, чем помогал. Он возил документы в банк и к партнёрам, а на совещаниях сидел с умным видом, рисуя на листочках танчики. Он специально садился подальше от отца, чтобы тот не видел, чем занимается его сын.
Однажды отец Макса позвонил Артему и спросил, чем тот планирует заниматься после окончания университета. Артем ответил, что мечтает открыть свой бизнес. Сейчас они с Шурой обсуждают разные варианты. Стартовый капитал у них небольшой, а кредит брать не хочется. Отец Максима предложил взять сына партнером в бизнес. Толку от него, конечно, не будет, зато стартовый капитал вырастет вдвое. Артем посоветовался с Шурой, и они решили разделить доли согласно имеющимся на руках средствам. У Шуры — 14%, у Артема — 37%, а у Максима оставшиеся 49%. Специально так сделали, чтобы ни у кого не было контрольного пакета. От греха подальше. Отец Макса без труда принял их условия. Но выдвинул и свое: не давать Максу наличные. Вся его прибыль должна поступать на счет, которым отец будет управлять самостоятельно: вкладывать в акции и приумножать накопления. Артему было безразлично, куда пойдет прибыль его друга, но он все же спросил:
— А на что будет жить Макс?
— На то же, на что он живет сейчас. У него есть карта, на которую я ежемесячно кладу достаточную сумму. Не будем ничего менять.
— Договорились! — Артем пожал протянутую руку.
Жизнь кипит! Молодец, Шурочка!
Жизнь бурно закипела. Первым делом собрали две бригады классных строителей. Закупили им отличные инструменты. Это было лишь начало. Отдача началась буквально через три месяца. Брались только за элитную отделку дорогих загородных домов и квартир состоятельных людей. Отец Макса очень помогал. Он рекламировал их фирму среди своих партнеров. Регулярно давал положительные отзывы о ней в интервью и не забывал упомянуть имя своего сына как руководителя. Артем не обижался. Разве это важно? Он закупал материалы по указанию Шуры, которая отлично знала, где можно получить самые выгодные скидки. Держала руку на пульсе. Позже были открыты два магазина: один по продаже автозапчастей и второй по продаже и обслуживанию фильтров. Оба пользовались большим спросом. Умудрились даже открыть небольшую мастерскую по реставрации икон! Два мастера сами пришли к Артему и предложили свои услуги. Он посмотрел их работы и выделил деньги. У этих мастеров действительно были золотые руки.
— Артем! Срочно купи это! — Шура указывала в каталоге на странные кровати с матрацами. — Прямо сейчас! Сто штук!
— Что?! Зачем они нам нужны? — удивлялся Артем. — Ты же не собираешься их продавать в наших магазинах?
— У меня уже есть на них покупатели! Поспеши, пока они сами не нашли эти дешевые кровати.
Прибыль в чистом виде капнула на счет фирмы. Машины с грузом сразу были отправлены по назначению. Артем их даже не видел.
— Молодец, Шурочка!
Шурка, ты у нас на вес золота!
Наконец, у них появилась автомастерская — любимое детище Артема. Он часто пропадал там, натянув спецовку поверх офисной одежды. Макс на работе не появлялся, за него работали его деньги. На фирме трудились уже несколько бухгалтеров, статист и производственный отдел. Офис переехал в центр города. На днях фирма выиграла грант на реставрацию уникальной иконы XV века. На радостях устроили корпоратив. Артем поздравил работников, выдал премии и шепнул Шуре:
— Ты тут дальше сама, ладно? Меня Макс ждет!
— Вы снова собираетесь в клуб и казино? Вам не надоело?
— Мы свободные люди! Не мешай нам развлекаться. Там знаешь какой выбор!
Они выбирали девушек каждый на свой лад. Артему нравились стройные, высокие, а Максиму — похожие на Анжелу, и чтобы обязательно с золотыми капельками в ушах. Которые он, кстати, заранее сам покупал. Когда находил подходящую девушку, дарил ей серьги и просил надеть их, сняв те, что у нее уже были. Беспроигрышный вариант. Ослепленные подарком любительницы ночных клубов сразу вешались на шею довольному Максу. Сегодня друзья явно перебрали с крепкими напитками. Макс поехал в свой загородный дом на такси, а Артем зачем-то позвонил Шуре:
— Забери меня отсюда, а то меня тут сейчас украдут! — попросил он.
— Кому ты такой нужен? — ответила Шура.
— Я посплю пока на лавочке, ладно? — Артему хотелось быстрее лечь.
— Даже не вздумай! Нам только такого позора не хватало. — воскликнул Шура.
Она взяла ключи и быстро вышла из дома. В машине Артем пытался петь и лез обниматься с заднего сиденья.
— Шурка, ты у нас на вес золота!
— Сядь и не мешай мне, горе луковое! — ответила она.
— Почему луковое? И почему — горе, — бормотал, засыпая, Артем.
Шура дотащила его до дверей:
— Ключ давай!
Она уложила его в гостиной на диван и уже собиралась отойти, как Артем поймал ее за руку и резко потянул к себе. От неожиданности она упала на диван. Перед ним были все те же пухлые губы и ярко-голубые глаза. Он не смог сдержаться... В первые секунды Шура отталкивала Артема, но потом ее руки обняли его за шею...
Позже, уже почти засыпая, Артем прошептал:
— Светик, принеси водички, пить хочется...
Неприятный сюрприз — Шура уволилась!
Утром не пошел на работу, голова совсем ничего не соображала. Отключил телефон, выпил стакан воды, стоящий на стуле рядом с диваном, и уснул крепким сном до следующего утра. На работе его ждал неприятный сюрприз — Шура уволилась! Она забрала документы и предупредила, чтобы ей не звонили и не искали с ней встреч! Как такое возможно? Артем схватил телефон — абонент недоступен! Со всех сторон на него смотрели хмурые глаза сотрудников. Они заранее осуждали его. Но за что? Артем не понимал, что он такого натворил? Вспомнил пухлые губы и ставшие за эти годы родными глаза. Злился, почему она сбежала? Ведь всегда можно поговорить. Если он чем-то обидел ее, обязательно попросит прощения. Главное, чтобы она вернулась.
Артем пытался поговорить с Максимом:
— Шуры нет, а я без неё как без рук. Кто будет анализировать рынок?
Однако Максиму было всё равно:
— Не забивай мне голову. Я всё равно ничего не понимаю. Моя подпись нужна? Где расписаться? И вообще, я спешу, у меня через час курсы по этикету и по пикапу.
Артем был в шоке от слов друга:
— Ты это серьёзно? Зачем тебе это надо?
— Хочу полететь в Лондон к Анжеле!
— С ума сошёл? Думаешь, она до сих пор ждёт тебя там? Может быть, она уже вышла замуж за какого-нибудь лорда и родила детей? Сколько вы не виделись? Лет 15-20?
Анжела, Лондон и хук справа.
Макс отправился в Лондон! Он узнал, что на днях в галерее Анжелы откроется новая выставка. Анжела не была художницей, но она предоставляла свою галерею как известным, так и начинающим мастерам. Иногда на выставках можно было увидеть картины, а иногда скульптуры. Но одно оставалось неизменным — здесь всегда собиралась элита большого города. Макс выглядел просто шикарно! Занятия в тренажерном зале не прошли даром. Стройный, накаченный, в дорогой одежде, он ничем не отличался от богатых чопорных англичан. У него, как и у всех присутствующих мужчин, были золотые часы, запонки и заколка на галстуке. Анжела, одетая в длинное чёрное платье с длинным шлейфом, грациозно спускалась по ступенькам. Её плечи были открыты, а глубокое декольте привлекало внимание. На шее переливалось всеми цветами радуги великолепное ожерелье, такими же были браслет и серьги. Даже носки туфель сверкали в свете люстры. В руке она держала бокал шампанского. Улыбка сияла на лице. У Макса перехватило дыхание. Он опять почувствовал себя мальчишкой, младшим ее на три года. Её взгляд скользнул по Максу, не задерживаясь ни на мгновение. Она не удивилась появлению нового симпатичного мужчины, явно не бедного, в её галерее. Ни его возраст, ни накачанные мышцы, ни блеск золота — ничто не произвело на неё впечатления. Ничего! Ноль! Пустота…
Макс не мог это так оставить. Просто она его не узнала. Надо задержать, напомнить, представиться. Он шагнул вперед и схватил Анжелу за локоть! Она вскрикнула от испуга и, не глядя на ступеньки, неудачно шагнула вперёд. Её подхватили, не дав упасть. А вот Максу повезло меньше — хук справа от статного мужчины буквально свалил его с ног.
— Этот подлец приставал к моей жене! — закричал мужчина.
Зал загудел:
— Охрана!
В голове Макса звенело одно лишь слово — «жена!». Анжела — жена этого пожилого джентльмена? Хоть и довольно подтянутого, но все же — старика! Какой же он, Макс, глупец! Верно говорил Артем, что пора переболеть этой детской болезнью. Полный провал! Как же стыдно! Отец увидит фотографии, которые наверняка появятся во всех газетах. Вспышки камер слепили глаза. Захлопнулась за спиной входная дверь. Здоровенный охранник с бычьей шеей перегородил вход. Да никто и не собирался больше туда заходить!
Прошу тебя, ответь!
Дома Макс никому ничего не рассказал, просто не расставался с бокалом, совершенно не чувствуя вкуса содержимого. Смешивал все подряд. Отец Максима боролся с пьянством сына очень долго. Он его кодировал, запрещал ходить в казино, блокировал его карты, задумывался о закрытии его в частной клинике. Он так от него устал! Последняя капля была самая ужасная. Вернувшись домой, застал свою молодую жену с сыном в собственной спальне! Это была точка невозврата!
Отец Максима позвонил Артему:
— Я его лишу всего, никакого больше бизнеса!
— Но при чем тут я? — спросил Артем. — И при чем Шура? Она ушла, и если вы сейчас заберете Макса, я останусь совсем один!
— Выкупай его долю, — ответил отец.
— Но у меня нет этих денег. Они все вложены в бизнес!
— Ищи, думай быстрее!
Было стыдно, но что делать? Артем раньше часто звонил Шуре, но она не брала трубку. Насильно мил не будешь, он ее больше не искал. Навалились дела, совсем нет свободной минуты. Сейчас, в этой ситуации, он не мог обойтись без ее совета. Написал сообщение Шуре на почту, надеясь, что она его все-таки прочитает: «Прошу тебя, ответь! Как разделить бизнес? Максу надо вернуть его часть. Это очень срочно!». Шура предложила: «Можно отдать ему несколько предприятий, стоимость которых равна его доле. Или же предложить коллективам выкупить их предприятия, а затем вернуть деньги Максу». Она также отправила расчёт и юридические основания для раздела бизнеса. Макс без колебаний подписал документы.
Жизнь Артема.
Жизнь Артема напоминала зебру: то черная полоса, то белая. Однажды он случайно встретился с отцом Макса, который сказал ему:
—Хватит прожигать жизнь. Женись и роди детей. Не будь пустышкой, как мой сын.
Артем задумался, глядя на себя в зеркало. Седые виски, усталые глаза — не сахар терять часть бизнеса. Самое трудное — увольнять людей. Смотреть им в глаза и оправдываться. Он не мог командовать новыми собственниками, у которых были свои претенденты на рабочие места.
Жениться… На ком? Он никого не любил. Среди своего окружения выбрал самую красивую девушку, которая восхищенно принимала его ухаживания. Он не женился на ней, но привел в свой дом и назвал женой.
Вечером почувствовал себя разбитым. Устал, надо пораньше лечь спать. Дома его жена в красивом шелковом халате сидела у дамского столика и старательно наносила лак на ногти. Артем удивился, увидев коробку с именем соседнего ресторана. Ведь жена говорила ему, что сама с удовольствием готовит эти вкусные блюда.
— Ты все это заказала? — спросил Артем.
— Да, разве не вкусно? — ответила она.
— Вкусно, но очень дорого.
— С каких пор ты считаешь деньги? — удивилась жена.
— С тех пор, как наш бизнес сократился втрое. Мы больше не можем позволить себе заказывать еду из ресторана каждый день.
— Мы теперь что, не поедем отдыхать на Бали? — сердито спросила жена. — И ты еще просил у меня ребенка?! Хочешь, чтобы он отдыхал в Гагре? Хорошо, что я принимала противозачаточные средства!
Артем был поражён, ведь думал, что его жена принимает витамины. Молча развернувшись, ушёл в кабинет и лёг спать на диване. Утром он уехал на работу, а когда вернулся вечером, то обнаружил пустые шкафы. Исчезли даже картины его мамы, которая любила рисовать натюрморты.
Начало конца.
В шоке от происходящего, Артём поехал к своему другу Максиму. В тот день они вместе отдыхали в клубе. Это стало повторяться всё чаще. Бизнес медленно шёл ко дну. Артему пришлось взять кредит, чтобы расплатиться с поставщиками. Это было похоже на снежный ком. Иногда он злился:
— Неужели я не могу позволить себе расслабиться?
У него остался только магазин автозапчастей и мастерская. Семья? Он не собирался больше жениться.
— Зачем мне это нужно? Содержать любовницу, водить ее по ресторанам, покупать дорогие шубы, дарить драгоценности и возить отдыхать в Дубае. Какой в этом смысл? Домработница уберет и приготовит еду, девушки по вызову приласкают, а отдохнуть можно и самому. На месте всегда найдется желающая скрасить его одиночество. Зато дома тишина и покой, никто не мелькает перед глазами и ничего не требует.
Так пролетело 10 лет. Артем постарел, поседел, выглядел уже не так хорошо, как раньше. Бизнес еле держался на плаву. Прибыль быстро таяла в ночных клубах и в других злачных местах, куда они продолжали ходить с Максом.
— Дай десятку, отыграюсь, отдам. — В глазах Макса пустота и полное безразличие даже к своему внешнему виду.
Прощай, Макс!
В тот роковой вечер они возвращались поздно ночью домой из клуба. Визжа тормозами, в их такси на большой скорости врезался «Мерседес»! Макс погиб на месте, Артем получил многочисленные переломы, а водитель отделался сотрясением мозга, порезами на лице и гематомой на левой руке. Удар пришелся в центр машины, со стороны пассажира.
Артема собирали по кусочкам, операция за операцией. Самую сложную и дорогую сделали в Германии. Магазин пришлось продать, денег еле хватило оплатить счет. Но впереди его ждала долгая реабилитация и протезирование. Артем не мог позволить себе продать автомастерскую, чтобы потратить все деньги на лечение. Ведь тогда он остался бы без работы и без дохода. Неужели ему придется брать кредит под залог единственного небольшого бизнеса? Сердце сжималось от тревоги. Неожиданно позвонили из больницы. Реабилитацию оплатил неизвестный спонсор. В их больнице это не редко бывает. Делают операции детишкам и взрослым, а кто помог — не говорят. Есть такие благородные люди, готовые прийти на помощь от души, а не для галочки в отчете.
Александр, сын Шурочки.
Прошло еще два года. Артем, опираясь на тросточку, шел в автомастерскую. Олег, руководивший мастерской, показал ему новые инструменты, заново познакомил с мастерами. Артему было неловко, что он не знал некоторых новых сотрудников. Один из них, молодой парень лет 20, протянул жилистую руку с мозолями и назвал свое имя:
— Александр.
У Артема сжалось сердце. Шурочка, где она сейчас? Он совсем забыл о ней. Закружился в своих делах: бизнес, авария, восстановление. Рука сама потянулась к телефону. Быстро набрал номер, надо же, помнит! Мелодия раздалась совсем рядом. Александр вытащил из кармана телефон:
— Да?
Они с Артемом молча смотрели друг на друга.
— Вы, наверное, звонили моей маме? — спросил Александр. — Это её номер.
— Вы сын Шурочки? — в свою очередь поинтересовался Артем.
— Да!
— Невероятно! Я бы хотел с ней увидеться.
Александр как-то странно посмотрел на него:
— Хорошо, после работы я вас отвезу.
— Нет, давай сейчас. Я тут главный, поэтому отпускаю тебя с работы.
Я оставила вместо себя сына.
Машина остановилась у ворот кладбища. Третья могила справа от входа: черный мрамор, знакомые глаза, лицо, улыбка. Артем не мог задавать вопросы — спазм сжал горло. Александр тихо сказал:
— Врачи обнаружили рак мозга. Мы легко могли оплатить лечение, можно было попытаться сделать операцию, но она сказала, что уже слишком поздно. Мама отправила эти деньги вам на реабилитацию, а сама отказалась лечиться.
Артем был в шоке, он пытался вспомнить, сколько лет прошло с той ночи, когда он был с Шурочкой.
— Ты наш сын? — спросил он, с волнением ожидая ответа.
— Нет, я приёмный. Но всегда знал о вас. Мама любила вас всю жизнь, ещё со школы. Она показывала мне фотографии. Перед уходом попросила меня быть всегда рядом и помогать вместо неё. Поэтому я и устроился в мастерскую.
Артем схватился за голову:
— Как мне теперь с этим жить? Я хожу лишь потому, что Шурочка оплатила моё лечение. Она была тем самым неизвестным спонсором…
— Это был её выбор, — Александр поправил венок и провёл рукой по фотографии. — Я сделал всё так, как ты просила, мама.
Он присел рядом с Артемом.
— Вы знаете, я раньше очень злился на вас. Мама верила, что спасает вас. Что может быть дороже жизни? Почему мама отдала вам эту возможность? Осознавала ли, что для нее такое решение — это конец? Как позже сказал профессор, спасти ее было невозможно. Решение было правильным.
— Можно, я побуду тут один? — спросил Артем.
— Да, конечно, — ответил Александр, вышел за ограду и направился к машине.
Артем опустился на колени, обнял холодный мрамор:
— Прости, Шурочка! Какой же я глупый, не мог понять, что именно тебя мне не хватало всю жизнь. Как мне дальше жить?
Легкий шелест березки принес тихий ответ: «Я оставила вместо себя сына».
Другие мои истории: