Найти в Дзене

Во что одеть героев фэнтези? 7 правил

Оглавление
Сделано нейросетью
Сделано нейросетью

«Lookовые», «аскеты» и «нудисты» – так я назвал авторов, которые хоть как-то описывают одежду в произведении (ссылка на статью в конце). Я их не критикую, как посчитал один из комментаторов, напротив, считаю, что все три способа имеют место быть.
Другой комментатор заметил: «
…Мы же не считаем, что у человека нет носа, если автор не выделил абзац на его описание? То же и со штанами». (Обжариватель бобров)
Конечно, это так. Но посмотрите, как все меняется, когда деталь внешности становится, условно говоря, неотделимой частью сюжета –
«Нос» Н. В. Гоголя, «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана и пр.
Точно так же и с одеждой. Речь даже не о «глобальности» гоголевской шинели или прикиде человека-невидимки Г. Уэллса, без которого он не мог бы действовать. Речь о принципе: если важно сказать об одежде ­– опиши ее.
Другой разговор – почему важно? Когда это становится важным?

На мой взгляд, есть два жанра, в которых описывать одежду если не сложно, то довольно проблематично. Сегодня поговорим о фэнтези.

I. Простота и сложность описания одежды в фэнтези

Как ни странно, описывать одежду персонажей фэнтези просто и сложно одновременно. Почему так?

1️⃣ Универсальность

Просто – потому что одежда героев мало чем отличается от реальной – средневековой или современной. Платье принцессы из какого-нибудь фэнтезийного королевства – пышное, длинное, искрящееся золотой вышивкой, украшенное кружевами и драгоценными камнями… Охотничья куртка, штаны, сапоги странствующего героя тоже привычны читателям. Скажем так, одежда в фэнтези универсальна для придуманных миров.

2️⃣ Шаблонность

Просто – еще и потому, что в фэнтези, как ни в одном другом жанре, мгновенно возникают каноны (шаблоны, стереотипы), диктующие описания. Это касается и одежды. Можно вспомнить зеленые жилеты и колпаки гномов, белые одеяния-туники эльфов, черные накидки и остроконечные шляпы ведьм, мантии и посохи волшебников, «бесконечные» серые плащи героев квеста – странствующих магов, искателей приключений и т.д.

3️⃣ Диктат сюжета

Сложно – потому что нельзя просто так взять и перенести в фэнтези реальные сведения об одежде: способы ее создания, модные тенденции, правила ношения, этикетные особенности и др. Мало того, не просто нужно знать, а еще и адаптировать для своего фэнтезийного мира, а это, в свою очередь, не всегда нужно. Сюжет, без того донельзя динамичный, невозможно насыщать еще и пространными описаниями чего-либо.
«Я не разбираюсь в деталях одежды. Я с большой ясностью и подробностями представляю себе пейзажи и «природные» объекты, но не артефакты». (Письмо № 211, Дж. Р. Р. Толкин)
Это хорошо видно в его описаниях, например, так выглядит Эовин: «
Когда всадник подскакал, Мерри увидел, что это женщина, одетая, как воин, – длинные косы свисали из-под шлема, на груди был панцирь, на поясе ­– меч».
И этого достаточно. Читателю важно понять одно: перед ним женщина, которая может себя защитить.

4️⃣ Новизна

Сложно – потому что универсальность и шаблонность (а в них нет ничего плохого) хочется разбавить чем-то оригинальным, новым: необычной деталью, непривычной цветовой гаммой, видом, покроем – чем угодно, чтобы подчеркнуть уникальность как персонажа, так и мира фэнтези. В конце концов, придумать название.

«Смотрелся братец великолепно. Я не силён в деталях, но он выглядел как самый настоящий глава клана — узорчатый серебристый хаммад со стоячим воротничком даже на вид стоил целое состояние, рыжеватые волосы пострижены и уложены, словно братец собрался соблазнять хорошими манерами темноэльфийскую делегацию с Каразее». (Тим Яланский, «Эльфы в космосе»)

сделано нейросетью
сделано нейросетью

В маленьком абзаце даны и детали портрета, и черта характера, одежда намекает на статус, на уровень благосостояния, на будущее событие. И читатель пока не знает, обман все или правда.

Описывать одежду в фэнтези – вовсе не моветон. Можно выделить несколько правил, которые помогут авторам не просто описывать одежду героев фэнтези, но и сделать ее запоминающейся, интересной, «работающей» на сюжет.

II. Некоторые правила описания одежды в фэнтези

1️⃣ Учет функциональности

Всегда важно, для чего одежда предназначена. Например, доспехи для воина, легкие ткани для магов или практичные наряды для путешественников.
Странно же, когда героиня отправляется в путь в бальном платье (а я такое встречал), даже не позаботившись о смене одежды. При этом ее никто и не торопил.
Еще авторы часто забывают о том, что герои не носят, скажем, меч постоянно в руках, то есть не продумывают способы ношения или хранения любого оружия.

«Меня как кинестетика вообще не волнует, что надето на герое - в эстетическом, описательном смысле не волнует… Меня, наоборот, бесят те авторки, которые как подорванные, досконально описывают каждую перемену одежды (а героини их меняют платья по три раза в день). Для меня одежда – это функционал». (A. Kurilina)

Все правильно. Однако, на мой взгляд, по-настоящему хорошая книга – это такая, которая расширяет границы читательской аудитории. Толкина читают и взрослые и дети, мужчины и женщины, кинестетики и визуалы…
Можно же описать не только вид одежды, но и тактильные ощущения, передающие состояние героя:
«
Одежда, выданная хозяйкой таверны, была мне мала. Швы грубой рубашки резали под мышками, штаны облегали так, что я чувствовал себя голым…»

2️⃣ Подчеркивание атмосферы

«…у меня сейчас героиня в викторианской Англии. Да, они там переодевались три раза на день, ибо утром она могла позавтракать у себя в пеньюаре, потом по дому, перед слугами ходить в простом домашнем платье, а на выход другое. Таковы были правила. Мне кажется, если это упускать из виду, то теряется атмосфера, потому что для них эта рутина и составляла их жизнь. Ни ТВ, ни телефонов, вышивка и сплетни за чашкой чая». (Человек РАСсеянный)

Согласен с комментарием. Иногда важно подчеркнуть правила того мира, в который попал герой, если этот мир уже имеет какие-то знакомые черты реальности. Мало того, описанием одежды можно передать правила поведения, этикета, табу и возможности для героя в мире, созданном писателем.

«Было с чего досадовать. Эльф в простом зимнем черном камзоле и таких же штанах выглядел заморским послом. А я замарашка: лохмы кое-как сколоты в узел, синее шерстяное платье замахрилось на манжетах и по подолу – рабочее же. Первый раз во дворце, и в таком виде. Я покосилась на очередное зеркало, запахнула плащ». (Алексей Ладо, «Сигнатура Гагермона»)

3️⃣ Цвет и текстура – индпошив

В фэнтези использование ярких цветов, необычных материалов, вычурности фасонов и прочего в описаниях одежды только приветствуется. Это помогает
► персонализировать персонажей, подчеркнуть их индивидуальность;
► показать разнообразие, предпочтение в одежде разных фэнтезийных рас;
► читателям визуализировать образы.

«Очень красивый молодой человек в черном бархатном камзоле и накинутом поверх белом плаще с горностаевой подбивкой стоял на последней площадке Южной башни — той, откуда уходил в небо золотой шпиль». (Алексей Ладо, «Наследники»)

-3

«Седой гоблин, обёрнутый стёганой золото-зелёной попонкой, выглядел чужеродным элементом посреди этой комнаты-эскиза» (Тим Яланский, «Эльфы в космосе»)

«С портрета сурово сверкал глазками представительный гоблин в шитом кружевами фиолетовом пальто. Шишковатую голову венчал золотой ободок с полированными камнями» (Тим Яланский, «Собака Протрезвиллей»)

сделано нейросетью
сделано нейросетью

4️⃣ Символизм

Одежда может нести символическое значение, указывая на статус или принадлежность к определенной группе. Например, мантии магов, знаки на доспехах или украшения, указывающие на родословную.
Как я уже говорил, не стоит бояться стереотипов, шаблонов, лучше дать им новую «окраску».

«Новенький тускло-зелёный комбинезон золотился на солнце, нашивки Серебряного клана на рукавах блестели, стартовые тубусы резали глаз белизной». (Тим Яланский, «Эльфы в космосе»)

5️⃣ Новояз

Фэнтези – безбрежное поле для фантазии. А уж придумать название одеяниям – сам Толкин велел. Можно придумать слово, чем-то похожее на знакомое.
«В проёме люка нарисовалась фигура в белом платье. Эльфийская рожа облачённого в церемониальный хаммад мужика смерила меня надменным взглядом». (Тим Яланский, «Эльфы в космосе»).
А можно реальному термину дать новую жизнь в фэнтези:
Дождь продолжал барабанить по тентам и отливам, ручейки журчали по канавам и булькали с ажурных водостоков, капли стекали по полям моей шляпы-федоры. (Тим Яланский, «Из тёмного леса белая тварь»)

6️⃣ Одежда и магия

Опять же, странно, что в жанре, где буквально все должно быть «пропитано» магией, авторы частенько забывают о том, что одежда, обувь тоже могут быть наделены магическими свойствами. Однако, как правило, такими свойствами обладают лишь украшения, аксессуары.
Здесь есть несколько нюансов.
🔵 Отличие волшебного свойства от магического
В сказках предметы (в том числе одежды) могут быть волшебными: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, зонтик Оле Лукойе и т.д.
Природа волшебства никак и ничем не объясняется. В фэнтези такое тоже встречается – в качестве сказочного элемента. Однако, как правило, в фэнтези всегда есть тот, кто наделил предмет волшебными свойствами. Скажем, маг сам сделал для себя плащ-невидимку или же получил в наследство от своего учителя (тоже мага) перчатки, усиливающие магические свойства.

🔵 Взаимодействие с окружающим миром
Одежда может взаимодействовать с окружающей средой. Например, видоизменяться, когда холодно или жарко, становиться водоотталкивающей, когда идет дождь, мгновенно высушиваться, не гореть в огне, магически очищаться, стираться, ремонтироваться и прочее. Кроме того, одежда может реагировать на магические силы извне, скажем, становиться броней, когда мага атакуют враги.

🔵 Взаимодействие с носителем
Интересны магические свойства одежды, когда она реагирует на того, кто ее носит. К примеру, меняет цвет в зависимости от эмоционального состояния персонажа, отражает его характер сменой фасона, материала и т.д.

Наконец, есть еще один нюанс, который я, пожалуй, вынесу в отдельное правило.

7️⃣ Отличие «неразумного» от разумного

Одежда, даже наделенная магическим свойством, конечно, неразумна. Это дело рук самого мага, чародея, волшебника. Высший пилотаж – дать предмету роль в сюжете, то есть сделать его полноценным персонажем. Это возможно, если наделить предмет хотя бы зачатками разума.

Всем известны «разумные» мечи. Например, Англахэль (Сильмариллион). Разум проявляется по-разному: от выбора хозяина до чувств, которые может испытывать предмет, до самостоятельного решения проблемы.
Разумное оружие от ножа, сабли, меча у Вероники Ивановой в серии
«И маятник качнулся…» вообще может перевоплощаться в человека, испытывать все, что испытывает человек, хотя, по сути, им не является.
А распределительная шляпа в Хогвартсе (
Д. Роулинг)? У нее особая роль – в принципе, разумная – в сюжете.

«– Решено, вещи не разговаривают – так мне больше нравится, а посему заткнись и не мешай работать. Скоро ночь, а мне еще корпеть и корпеть с иголкой.
– Ой, нет, – засуетился костюм, если так можно сказать о чуть дрогнувшей на коленях ткани, – с детства ненавижу ножницы, голубчик. Не губи! Да и не нужно ничего подрезать!
– Как это не нужно? Ты мне на два размера велик, – резать костюм я уже не собирался, вряд ли поднимется рука на «живое», но попугать его стоило.
– А ты примерь, не пожалеешь! – уговаривал костюм.
Примерить? Я представил, как зеленые рукава смыкаются на моем горле и душат, о чем и не преминул сообщить костюму.
– Да ты что?! – неподдельно изумился костюм. – Зачем мне мертвый хозяин?
Действительно, зачем? И все же сначала я натянул штаны, они оказались впору, словно штанины сами укоротились, рискнул натянуть и куртку – она тоже сидела так, словно была сшита только для меня.
– Ну что, убедился? – прошептал костюм. Теперь уже губы маленьким бутоном возникли чуть ниже воротника…»
(Алексей Ладо, «Болтливые вещи»)

Итак, мы определились, почему иногда важно описывать одежду персонажей фэнтези.
Есть еще один жанр, который стоит рассмотреть с этой точки зрения. Этим и займемся далее.
Продолжение следует
Часть 1:

Все статьи в подборке "Герои"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.