Найти в Дзене

Писатель, одень героя хоть во что-нибудь

Оглавление

Как же меня раздражает, когда в произведении нет портрета героя, персонажа! Модно так нынче, мол, читатель сам его себе представит (согласно своим вкусам и предпочтениям, видимо). Особенно отсутствием портретов страдают рассказы, как будто авторы изо всех сил экономят количество слов для чего-то грандиозного. А когда-то важно было, чтобы читатель видел героя таким, каким его задумал писатель.

Между тем, в понятие «портрет персонажа» входит не только внешность (внешность сама по себе имеет множество характеристик), но и, скажем, одежда, обувь, аксессуары.
Вот об одежде и поговорим, потому что ее отсутствие у героев произведений меня раздражает не меньше.

На мой взгляд, писатели, которые все же описывают прикид героя, впадают в три крайности (не без юмора я их так называю, конечно).

I. Авторы, описывающие одежду

1️⃣ «Lookовые»

Эти описывают как верхнее, так и нижнее белье, обувь, шляпы и аксессуары. Уточнят каждую деталь: цвет, фасон, размер и пр. Указывают марку, бренд, принятое обозначение (наименование) и сленговое: берцы, кюлоты, лонгслив, свишот, бомбер и т.п. Назовут по-современному ткани: деним, неопрен, скуба, модал, лиоцелл, рэйон… Расскажут, как одежда сидит на герое, и кучу еще всяких подробностей, характеристик.

Детальные описания одежды встречаются как у писательниц, так и у писателей, а также они были во все времена. Посмотрите, как одета Сонечка Мармеладова у Достоевского:

«Она была тоже в лохмотьях: наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях, забыв о своём перекупленном из четвёртых рук шёлковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной шляпке с ярким, огненного цвета пером…» («Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский)

Омбрелька – это маленький складной зонтик от солнца, украшенный бахромой или кружевом. Ну, да, иногда приходится гуглить, чтобы понять, о чем сказано.

В принципе, ничего плохого в таких описаниях нет. Главное, не забывать о правилах (о них мы еще поговорим).

2️⃣ «Аскеты»

Эти авторы, напротив, детальными описаниями одежды себя не утруждают. Бывает, упомянут какую-никакую одежонку:
«На ней было длинное платье»
«Он сунул руку в карман синего форменного кителя…»
«Футболка, джинсы, сандалии на босу ногу – и вперед!»
«Фигуру мага скрывал черный плащ, а лицо – темная, надвинутая на глаза, остроконечная шляпа»

Такой стиль высмеяли братья Стругацкие. Помните, герой повести «Понедельник начинается в субботу» – Александр Привалов – отправляется в путешествие по придуманным мирам фантастики:

«То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зеленой шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в желтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках». («Понедельник начинается в субботу», А. и Б. Стругацкие)

В лучшем случае уделяется особое внимание лишь одному предмету туалета. Например, Достоевский не описывает лохмотья Раскольникова, но подчеркивает нищету студента описанием шляпы:

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону» («Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский)

3️⃣ «Нудисты»

Ну а эти авторы вообще не утруждают себя описанием одежды персонажей, полагаясь, видимо, на воображение читателей.
Потому и примеров тут не будет.

II. Ошибки в описании одежды

А их много! Особенно у начинающих. Вот некоторые перлы из моей коллекци:

► «На Понтии был плащ с кровавым подвоем» (Воющий плащ – это пять!)

► «Перед ней сидел человек с белой рубашке и пиджаке, остальное было не видно, стол загородил» (Интересно, что она хотела еще увидеть?)

► «…на его поясе также висело две сабли, а на груди в кобуре было четыре кремниевых пистолета». (больно, наверное, на голое тело-то)

«Кимоно, словно перья небезызвестной птицы, стало осыпаться на пол» (Во-первых, я не знаю ничего про сыплющих перья птиц, во-вторых, из чего сделано кимоно?)

«На ногах красовались черные колготки с интересным узором и сапоги. Они тоже были украшены вырезом» (Колготы с вырезом – это, видимо, модно, впрочем, сапоги – тоже)

«Обула я черные ботинки на низком ходу» (Сама босиком ушла, но ботинки обула. Прям на ходу)

«Она даже не потрудилась до конца закрепить замок его рубашки» (Зачем?! Гвоздями надо…)

«Это был парень от двадцати до тридцати, одет так, как будто бы он просто вышел в магазин и не вернулся» (Это, наверное, особая форма одежды: «просто вышел в магазин и не вернулся»)

«Руководил ими старик с посохом в желтой мантии» (Ладно, посох он одел, а сам-то хоть не голым был? А то мало ли… маг-эксгибиционист)

«Мужчина, облаченный в черные рыцарские доспехи, что мрачный неон» (Неон – это газ такой. Десятый по номеру в таблице Менделеева. Как он может быть мрачным?)

«Не видно совсем из-за капюшона странного серого плаща» (В чём странность плаща? Нигде вы так и не даёте определения, чем плащ странный. Пахнет странно? Хихикает на ходу?)

«Треснувшая при падении на пол рубашка хрустнула под 3-сантиметровыми каблуками» (Мамочки! А сколько весит рубашка-то? И из чего она?)

«Она была очень бледной, будто только что шла с похорон. Об этом свидетельствовала и её одежда – черная куртка и оранжевые штаны» (Оранжевые штаны на похоронах – это, непременно, модно, стильно)

Да, весело бывает.
Есть ли какие-то правила, которые помогут автору интересно написать об одежде персонажей? Конечно, есть.
Продолжение следует

Все статьи в подборке "Герои"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.