Как же меня раздражает, когда в произведении нет портрета героя, персонажа! Модно так нынче, мол, читатель сам его себе представит (согласно своим вкусам и предпочтениям, видимо). Особенно отсутствием портретов страдают рассказы, как будто авторы изо всех сил экономят количество слов для чего-то грандиозного. А когда-то важно было, чтобы читатель видел героя таким, каким его задумал писатель.
Между тем, в понятие «портрет персонажа» входит не только внешность (внешность сама по себе имеет множество характеристик), но и, скажем, одежда, обувь, аксессуары.
Вот об одежде и поговорим, потому что ее отсутствие у героев произведений меня раздражает не меньше.
На мой взгляд, писатели, которые все же описывают прикид героя, впадают в три крайности (не без юмора я их так называю, конечно).
I. Авторы, описывающие одежду
1️⃣ «Lookовые»
Эти описывают как верхнее, так и нижнее белье, обувь, шляпы и аксессуары. Уточнят каждую деталь: цвет, фасон, размер и пр. Указывают марку, бренд, принятое обозначение (наименование) и сленговое: берцы, кюлоты, лонгслив, свишот, бомбер и т.п. Назовут по-современному ткани: деним, неопрен, скуба, модал, лиоцелл, рэйон… Расскажут, как одежда сидит на герое, и кучу еще всяких подробностей, характеристик.
Детальные описания одежды встречаются как у писательниц, так и у писателей, а также они были во все времена. Посмотрите, как одета Сонечка Мармеладова у Достоевского:
«Она была тоже в лохмотьях: наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях, забыв о своём перекупленном из четвёртых рук шёлковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной шляпке с ярким, огненного цвета пером…» («Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский)
Омбрелька – это маленький складной зонтик от солнца, украшенный бахромой или кружевом. Ну, да, иногда приходится гуглить, чтобы понять, о чем сказано.
В принципе, ничего плохого в таких описаниях нет. Главное, не забывать о правилах (о них мы еще поговорим).
2️⃣ «Аскеты»
Эти авторы, напротив, детальными описаниями одежды себя не утруждают. Бывает, упомянут какую-никакую одежонку:
«На ней было длинное платье»
«Он сунул руку в карман синего форменного кителя…»
«Футболка, джинсы, сандалии на босу ногу – и вперед!»
«Фигуру мага скрывал черный плащ, а лицо – темная, надвинутая на глаза, остроконечная шляпа»
Такой стиль высмеяли братья Стругацкие. Помните, герой повести «Понедельник начинается в субботу» – Александр Привалов – отправляется в путешествие по придуманным мирам фантастики:
«То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зеленой шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в желтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках». («Понедельник начинается в субботу», А. и Б. Стругацкие)
В лучшем случае уделяется особое внимание лишь одному предмету туалета. Например, Достоевский не описывает лохмотья Раскольникова, но подчеркивает нищету студента описанием шляпы:
«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону» («Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский)
3️⃣ «Нудисты»
Ну а эти авторы вообще не утруждают себя описанием одежды персонажей, полагаясь, видимо, на воображение читателей.
Потому и примеров тут не будет.
II. Ошибки в описании одежды
А их много! Особенно у начинающих. Вот некоторые перлы из моей коллекци:
► «На Понтии был плащ с кровавым подвоем» (Воющий плащ – это пять!)
► «Перед ней сидел человек с белой рубашке и пиджаке, остальное было не видно, стол загородил» (Интересно, что она хотела еще увидеть?)
► «…на его поясе также висело две сабли, а на груди в кобуре было четыре кремниевых пистолета». (больно, наверное, на голое тело-то)
► «Кимоно, словно перья небезызвестной птицы, стало осыпаться на пол» (Во-первых, я не знаю ничего про сыплющих перья птиц, во-вторых, из чего сделано кимоно?)
► «На ногах красовались черные колготки с интересным узором и сапоги. Они тоже были украшены вырезом» (Колготы с вырезом – это, видимо, модно, впрочем, сапоги – тоже)
► «Обула я черные ботинки на низком ходу» (Сама босиком ушла, но ботинки обула. Прям на ходу)
► «Она даже не потрудилась до конца закрепить замок его рубашки» (Зачем?! Гвоздями надо…)
► «Это был парень от двадцати до тридцати, одет так, как будто бы он просто вышел в магазин и не вернулся» (Это, наверное, особая форма одежды: «просто вышел в магазин и не вернулся»)
► «Руководил ими старик с посохом в желтой мантии» (Ладно, посох он одел, а сам-то хоть не голым был? А то мало ли… маг-эксгибиционист)
► «Мужчина, облаченный в черные рыцарские доспехи, что мрачный неон» (Неон – это газ такой. Десятый по номеру в таблице Менделеева. Как он может быть мрачным?)
► «Не видно совсем из-за капюшона странного серого плаща» (В чём странность плаща? Нигде вы так и не даёте определения, чем плащ странный. Пахнет странно? Хихикает на ходу?)
► «Треснувшая при падении на пол рубашка хрустнула под 3-сантиметровыми каблуками» (Мамочки! А сколько весит рубашка-то? И из чего она?)
► «Она была очень бледной, будто только что шла с похорон. Об этом свидетельствовала и её одежда – черная куртка и оранжевые штаны» (Оранжевые штаны на похоронах – это, непременно, модно, стильно)
Да, весело бывает.
Есть ли какие-то правила, которые помогут автору интересно написать об одежде персонажей? Конечно, есть.
Продолжение следует
Все статьи в подборке "Герои"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.