Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ. Японская фронтовая авиация (взаимодействия с наземными войсками)

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Как уже говорилось в статье «2МВ. Двухмоторные бомбардировщики японской армии» японская армейская бомбардировочная авиация делилась на авиачасти «дальнего действия», оснащавшиеся двухмоторными бомбардировщиками со значительной дальностью полета, и подразделения «фронтовой авиации», состоявшие из легких одномоторных самолетов. Эти машины действовали с аэродромов, находившихся относительно недалеко от линии фронта, а то и вовсе с передовых взлетных площадок у самого фронта. Имея экипажи всего из двух человек, они несли слабое стрелковое вооружение: 1-2 пулемета винтовочного калибра, и небольшую бомбовую нагрузку. Однако возможность этих самолетов из-за близости их аэродромов к линии фронта совершать в течение одного наземного сражения несколько боевых вылетов, постоянно воздействуя своим оружием на войска противника, часто довольно существенно влияла на деморализацию вражеских войск.

Легкий бомбардировщик Mitsubishi Ki-30 «Ann»

-2

Конструкция, производство:

Цельнометаллический одномоторный моноплан с закрытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: 1937 – 1941 гг.; построено 706 самолетов. В Японии Ki-30 названия не имел; американцы называли его «Ann».

ТТХ:

Двигатель: Nakajima Ha-5 KAI (960 л.с.). Скорость - 432 км/ч. Потолок - 8.570 м; дальность - 1.700 км. Вес пустого - 2.230 кг, вес взлетный - 3.322 кг. Вооружение: 2х7,7-мм пулемета (1 синхронный вперед, 1 подвижный назад). Бомбы: 400 кг. Экипаж 2 человека.

Боевые качества:

Легкий бомбардировщик Мицубиси Ki-30 создавался для замены устаревшего бомбардировочного биплана Кавасаки Ki-3, оснащенного мотором жидкостного охлаждения, и был первым серийным легким бомбардировщиком Японии с двухрядным звездообразным двигателем воздушного охлаждения, винтом изменяемого шага, внутренней подвеской бомб и щелевыми закрылками.

Для разработки замены устаревшему бомбардировщику-биплану армейским руководством был сделан заказ сразу двум фирмам: «Мицубиси» и «Кавасаки». В конце 1937 - начале 1938 гг. были проведены конкурсные испытания опытных самолетов этих фирм. «Мицубиси» - с мотором воздушного охлаждения (впоследствии получил маркировку Ki-30), а у «Кавасаки» - с мотором жидкостного охлаждения (впоследствии назван Ki-32). По летным характеристикам Ki-32 показал лучшие результаты, однако его ненадежный мотор требовал времени на доработку, а Ki-30 был готов к немедленному серийному производству (в 1937 г. еще до конкурса уже было изготовлено 18 самолетов). Поэтому ведущая войну в Китае армия решила заказать сначала самолет Мицубиси (почему он и получил более раннюю маркировку), чтобы не терять время на ожидание решения проблем с двигателем на Ki-32. Тем более, что самолет Ki-30 отличался легкостью в управлении и обслуживании, к тому же он был способен бомбить с пикирования под углом 60 градусов.

-3

Боевое применение:

Боевая карьера Ki-30 началась в Китае в 1938 г, где он показал себя самым надежным самолетом. Его потери в боях были сравнительно невелики, так как бомбардировщик в основном действовал под прикрытием истребителей Ki-27. Несколько Ki-30 японцы передали ВВС Сиама (первый таиландский Ki-30 был использован в январе 1941 г. в боях против французских войск в Индокитае).

С началом войны на Тихом океане части с Ki-30 использовались на Филиппинах после того, как оттуда выбили практически все самолеты союзников. Но теперь потери Ki-30 в боях с более совершенными, чем китайские, истребителями американцев и англичан быстро росли. Поэтому в 1942 г. Ki-30 начали переводить в учебные части. С тех пор они в боях не участвовали; но в конце войны Ki-30 встречались среди самолетов, использовавшихся летчиками-камикадзе.

Легкий бомбардировщик Kawasaki Ki-32 («Mary»)

-4

Конструкция, производство:

Цельнометаллический одномоторный моноплан с закрытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: 1938 – 1941 гг.; построено 854 самолета. В Японии Ki-32 названия не имел; американцы называли его «Mary».

ТТХ:

Двигатель: Kawasaki Ha-9-IIb (950 л.с.). Скорость - 423 км/ч. Потолок - 8.920 м; дальность - 1.960 км. Вес пустого - 2.350 кг, вес взлетный - 3.762 кг. Вооружение: 2х7,7-мм пулемета (1 синхронный вперед, 1 подвижный назад). Бомбы: 450 кг (внутренняя подвеска). Экипаж 2 человека.

Боевые качества:

Кавасаки Ki-32 разрабатывался для замены устаревшего биплана Кавасаки Ki-3, и он сталпоследним армейским бомбардировщиком с двигателем жидкостного охлаждения. Этот двигатель был разработан той же фирмой «Кавасаки», и стал причиной постоянных проблем с самолетом. На конкурсных испытаниях этот мотор помог превзойти по летным характеристикам Ki-30, однако дальнейшая служебная эксплуатация Ki-32 сопровождались частыми отказами двигателей. Тем не менее, в боевых частях Ki-32 был популярен среди экипажей, так как имел лучшую по сравнению с Ki-30 маневренность.

-5

Боевое применение:

Несмотря на низкую живучесть двигателя жидкостного охлаждения Кавасаки Ki-32 широко использовался в войне в Китае против войск Гоминьдана. Правда, из-за проблемных моторов для их нормального запуска авиамеханикам приходилось начинать регламентное обслуживание двигателя за несколько часов до взлёта.

Кроме боев в Китае легкие бомбардировщики Ki-32 из состава авиации Квантунской армии принимали также участие в ходе вооружённого конфликта с СССР на реке Халхин-Гол. Там советские летчики, не зная официальной японской маркировки этого самолета, называли его «тип 98» (из-за надписи на сбитом самолете «98», вообще-то означавшей год создания по японскому летоисчислению).

Быстрое устаревание этого самолета, связанное с развитием истребительной авиации стран, считавшихся японцами враждебными, привело к тому, что в конце 1941 г. Ki-32 стали постепенно выводить из боевых частей, передавая в летные школы и учебные подразделения. Последними боевыми операциями Ki-32 стали бомбардировки Гонконга в декабре 1941 г. А вскоре после вступления Японии во Вторую мировую войну еще остававшиеся в боевых подразделениях Ki-32 отвели в тыловые учебные части. Вновь в боях некоторые Ki-32 приняли участие в 1945 г. как машины камикадзе…

Штурмовик и ближний разведчик Mitsubishi Ki-51 («Sonia»)

-6

Конструкция, производство:

Цельнометаллический одномоторный моноплан с закрытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: сентябрь 1939 – июль 1945 гг.; построено 2.388 самолетов. В Японии Ki-51 названия не имел; американцы называли его «Sonia».

ТТХ:

Двигатель: Mitsubishi Ha-26-II (940 л.с.). Скорость - 424 км/ч. Потолок - 8.270 м; дальность - 1.060 км. Вес пустого - 1.873 кг, вес взлетный - 2.920 кг. Вооружение: 3х7,7-мм или 2х12,7-мм + 1х7,7-мм пулеметы (2 синхронных вперед и 1 оборонительный назад). Бомбы: 200 кг. Экипаж 2 человека.

Боевые качества:

Мицубиси Ki-51 разрабатывался как замена легкого бомбардировщика Ki-30, но планировался при этом на роль штурмовика. По сравнению с Ki-30 этот самолет был меньших размеров, более маневренным и живучим; особое внимание уделялось возможности его применения с передовых фронтовых аэродромов. Бомбовая нагрузка уменьшилась до 200 кг (4х50 кг бомбы); такая небольшая нагрузка позволила отказаться от бомбоотсека, что несколько уменьшило размеры самолета. Кабина Ki-51 была немного сокращена по длине, обеспечив более тесное взаимодействие членов экипажа. У второго члена экипажа имелось двойное управление и минимально необходимое для этого приборное оборудование. Для защиты экипажа от огня с земли под кабиной установили 6-мм бронеплиты.

-7

На крыле появился фиксированный предкрылок, улучшивший управляемость на малых скоростях. Часть выпускаемых машин прямо в полевых условиях дополнительно оборудовалась фотокамерами в задней кабине, что позволяло использовать Ki-51 не только как штурмовик, но и как фоторазведчик. По ходу серийного строительства в конструкцию Ki-51 внесли только две доработки: в передней кромке крыльев установили два 68-литровых бензобака, а 7,7-мм пулемет в задней части кабины заменили на спарку 12,7-мм пулеметов.

В 1941 г. была предпринята попытка создания на базе Ki-51 специального тактического разведчика Ki-71 с двигателем Мицубиси Ha-112-II мощностью 1.500 л.с. В крыле самолета установили две 20-мм пушки, а шасси сделали убираемым. Однако максимальная скорость Ki-71 не превысила 470 км/ч, и самолет в серию не запустили.

-8

Боевое применение:

Ki-51 сначала использовался в небе Китая, а потом по всему Тихому океану; и везде он действовал отлично. Самолет широко использовался на Филиппинах, на Яве, на Новой Гвинее, Новой Британии. Из-за труднопроходимых густых джунглей, над которыми приходилось работать японским штурмовикам, основными целями для них были артиллерийские и минометные батареи, пехота и транспортные колонны союзников.

Несмотря на небольшую скорость, не позволявшую уйти от истребителя, этот самолет полюбился экипажам за его живучесть, маневренность, легкость в управлении и обслуживании, за способность действовать с неподготовленных аэродромов. Ki-51 состояли на вооружении до самого конца войны; в последние месяцы они использовались как самолеты для камикадзе (с одной 250 кг бомбой под фюзеляжем). После поражения Японии несколько Ki-51, брошенных японцами на Яве и Суматре, некоторое время использовались индонезийскими повстанцами против голландских войск.

Ближний и дальний разведчик Mitsubishi Ki-15/C5M («Babs»)

-9

Конструкция, производство:

Цельнометаллический одномоторный моноплан с закрытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: 1937–1940 гг.; построено 439 армейских Ki-15 и 50 флотских С5М. В Японии самолет названия не имел; американцы называли его «Babs».

ТТХ модификации Ki-15-II модель 2:

Двигатель: Mitsubishi Ha-26-I (900 л.с.). Скорость - 510 км/ч. Потолок - 10.000 м; дальность - 2.400 км. Вес пустого - 1.592 кг, вес взлетный - 2.481 кг. Вооружение: 1х7,7-мм пулемет. Экипаж 2 человека.

ТТХ модификации С5М2 модель 12:

Двигатель: Nakajima Sakae 12 (950 л.с.). Скорость - 487 км/ч. Потолок - 9.580 м; дальность - 1.100 км. Вес пустого - 1.715 кг, вес взлетный - 2.345 кг. Вооружение: 1х7,7-мм пулемет. Экипаж 2 человека.

Боевые качества:

К началу войны на Тихом океане разведчик Мицубиси Ki-15 был самым известным японским самолетом, благодаря его рекордному перелету в апреле 1937 г. по маршруту Япония-Англия.

Испытания первого опытного экземпляра скоростного разведчика состоялись в 1936 г.; самолет, оснащенный двигателем воздушного охлаждения Hакадзима Hа-8 на 750 л.с. показал хорошие летные характеристики и легко достиг требуемой скорости 480 км/ч. Однако Ki-15 отличался плохим обзором вперед, особенно при взлете и посадке, и к тому же резко терял скорость на виражах. Hе смотря на эти недостатки, Ki-15 был хорошо принят армией, и на Мицубиси было заказано его серийное производство, начавшееся в 1937 г.

-10

А второй опытный экземпляр Ki-15 получил гражданскую регистрацию J-ВААI, и был отправлен в рекордный перелет из Японии в Англию на коронацию Георга VI. Этот самолет отличался от боевого варианта только отсутствием фотокамер и пулемета. Летные характеристики самолета были продемонстрированы Западу, когда с 6 по 9 апреля J-ВААI за 94 часа 17 минут и 56 секунд преодолел 15.315 км между Тачикава и Лондоном (чистое летное время заняло 51 час 17 минут и 23 секунды).

С самого начала войны в Китае Ki-15 приступил к боевым вылетам, показав в них свою почти полную неуязвимость для китайских истребителей. Единственной претензией пилотов к самолету был только плохой обзор вперед. И поэтому инженеры начали работать над улучшенной версией Ki-15, пошедшей в серию в 1939 г. Новый Ki-15-II получил двигатель Мицубиси Ha-26-I меньшего диаметра, что значительно улучшило обзор и увеличило скорость самолета на 30 км/ч.

-11

Возможность Ki-15 вести разведку в глубине территории Китая привлекла к нему внимание имперского флота, не имевшего своего скоростного разведчика. И флот заказал 20 самолетов Ki-15-II, но с флотской радиостанцией и фотоаппаратом, получивший во флоте обозначение С5М1. В 1941 г. были заказаны еще 30 машин под обозначением С5М2 – с мотором Hакадзима Сакае 12 мощностью 950 л.с. с трехлопастным винтом. Hо несмотря на более мощный двигатель, С5М2 оказался менее скоростным, чем Ki-15-II из-за большего взлетного веса и оснащения дополнительным оборудованием.

Проектировался так же вариант Ki-15-III с мотором Мицубиси Ha-102 на 1.050 л.с., однако в серию он не пошел, так как к тому времени уже проходил испытания двухмоторный разведчик Мицубиси Ki-46, обладавший гораздо лучшими летными данными (об этом самолете говорилось в статье 2МВ. Авиация Японии. «Двухмоторники: перехватчики поневоле»

-12

Боевое применение:

С самого начала войны в Китае Ki-15 приступил к боевым вылетам, успешно действуя в глубине территории Китая. Благодаря своей скорости он уходил от всех китайских истребителей, за исключением только И-16. Почти полная неуязвимость позволяла экипажам Ki-15 обеспечивать японскую армию всеми данными о передвижениях противника. Участвовали Ki-15 и в событиях на Халхин-Голе. В боевых условиях самолет показал хорошую надежность, единственным недостатком считался только плохой обзор вперед. Но этот недостаток был устранен на новой версии Ki-15-II.

С началом войны на Тихом океане японская армия и флот продолжали использовать Ki-15-II и С5М2; они применялись в Юго-Восточной Азии: в Малайе, Бирме, на Филиппинах. Один С5М2 обнаружил 10 декабря 1941 г. в море британские линкоры «Принц Уэльский» и «Рипалс», и эти корабли были уничтожены японской авиацией. Ki-15/С5М еще использовались как разведчики в течение 1942 года, однако при этом они несли большие потери при встречах с более скоростными истребителями американцев и англичан. Поэтому в 1943-м Ki-15 вывели из состава боевых частей, но они продолжали использоваться в качестве связных или учебных машин; а некоторые самолеты этого типа в конце войны использовались пилотами-камикадзе (такие машины оснащались бомбодержателями).

Многоцелевой самолет Тachikawa Ki-36/Ki-55 («Ida»)

-13

Конструкция, производство:

Цельнометаллический одномоторный моноплан с закрытой кабиной, неубирающимися шасси и увеличенной стреловидностью крыла по передней кромке. Серийное производство: ноябрь 1938 – январь 1944 гг.; всего построено 2.723 экземпляра (1.334 боевых Ki-36 и 389 учебно-связных Ki-55). В Японии самолет названия не имел; американцы называли его «Ida».

ТТХ модификации Ki-36:

Двигатель: Hitachi На-13а (510 л.с.) . Скорость - 348 км/ч. Потолок - 8.150 м; дальность - 1.235 км. Вес пустого - 1.247 кг, вес взлетный - 1.660 кг. Вооружение: 2х7,7-мм пулемета (1 вперед, 1 назад). Бомбы: 150 кг. Экипаж 2 человека.

Боевые качества:

Многоцелевой самолет взаимодействия с наземными войсками (штурмовик, разведчик и самолет связи) Ki-36 был способен действовать с передовых взлетных площадок. Самолет оснащался связным и фотооборудованием, а также бомбодержателями для небольших бомб. Он имел высокую маневренность на малых высотах - благодаря максимальной облегченности машины и крылу большой площади, создававшими низкую грузку на крыло. А площадь рулей была сделана максимально большой для повышения чувствительности управления. Хороший обзор из кабины создавался большой стреловидностью консолей, к тому же у наблюдателя имелось застекленное окно в полу кабины.

-14

Легкий в управлении Ki-36 идеально подходил для подготовки пилотов. На учебных вариантах, получивших маркировку Ki-55, для облегчения все лишнее оборудование и обтекатели колес снимались, а окно в полу кабины заделывалось.

Боевое применение:

Ki-36 японская армия активно использовала во время войны в Китае. Действующие с передовых взлетных площадок, они существенно влияли на деморализацию китайских войск. Однако, с началом войны на Тихом океане Ki-36 стали нести серьезные потери от истребителей союзников, и с 1943 г. использовались практически исключительно в Китае, где вероятность встречи с современными истребителями была меньше. А в последний год войны Ki-36 и Ki-55 использовались пилотами-камикадзе с подвеской одной 250-кг или 500-кг бомбы.

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.