Так как японские авиаторы в тактике воздушного боя даже в начале 40-х годов следовали устаревшим взглядам времен 1-й мировой войны, основными истребителями ВВС Японии являлись крайне переоблегченные истребители. Ради достижения маневренности, близкой к верткости бипланов, японцы приносили в жертву мощь вооружения. Так, даже новейшие армейские истребителем Японии в годы 2-й мировой войны имели всего по два – максимум четыре пулемета, в лучшем случае крупнокалиберных (а часто – даже винтовочного калибра). Этого было явно недостаточно для борьбы с американскими «летающими крепостями», такими, как В-17, В-24, и уж тем более с «суперкрепостью» В-29 - огромными четырехмоторными самолетами высокой живучести, способными нести тонны бомб. Для их уничтожения требовалась не высокая маневренность, а батарея из скорострельных авиапушек, которую просто невозможно было разместить на японских легких «одномоторниках». Это и породило у японцев идею перевести в перехватчики «крепостей» двухмоторные самолеты (как правило, бывшие до этого авиа-разведчиками). Мощности двух моторов позволяли «обвешать» такие машины тяжелым оружием, и сделать их грозным врагом вражеских бомбардировщиков.
Двухмоторный армейский перехватчик Kawasaki Ki-45 «Toryu» («Nick»)
Конструкция, производство:
Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: январь 1942 – июль 1945 гг.; построено 1.698 самолетов; из них 477 – в варианте ночного перехватчика Ki-45-Kai-С. В Японии Ki-45 получил имя «Торю» («Убийца драконов»); американцы называли его «Ник» («Nick»).
ТТХ модификации Ki-45-Ko (Kai-А):
Двигатели: 2 Nakajima Ha-25 (по 1.050 л.с.). Скорость - 547 км/ч, время набора высоты 5.000 м - 6,17 мин. Потолок - 10.730 м; дальность - 2.260 км. Вес пустого - 3.695 кг, вес взлетный - 5.276 кг. Вооружение: наступательное 1х20-мм пушка, 2х12,7-мм пулемета; оборонительное 1х7,9-мм пулемет. Экипаж 2 человека.
ТТХ модификации Ki-45-Otsu (дневной Kai-В и ночной Kai-С):
Двигатели: 2 Mitsubishi Ha-102 (по 1.080 л.с.). Скорость - 560 км/ч (Kai-С - 540 км/ч), время набора высоты 5.000 м - 7 мин. Потолок - 10.000 м; дальность - 2.000 км. Вес пустого - 4.000 кг, вес взлетный - 5.500 кг. Вооружение: 1х37-мм пушка, 1х12,7-мм пулемет (у Kai-С + 2х20-мм пушки вперед-вверх под углом 32 град.). Экипаж 2 человека.
Боевые качества:
Этот самолет разрабатывался с 1938 г. в подражание европейской концепции «тяжелого истребителя сопровождения бомбардировщиков»; но его отработка затянулась до начала 1942 г. Хотя Ki-45 вообще не соответствовал представлениям японцев об истребительном бое, как о маневренной «воздушной карусели», да и «Битва за Англию» ярко продемонстрировала неспособность «двухмоторников» противостоять легким одномоторным истребителям, Ki-45 был все же принят на вооружение – как средство борьбы с тяжелыми американскими «летающими крепостями».
Но после поступления в войска усовершенствованный самолет стал очень популярным среди экипажей - из-за своего мощного вооружения, и непривычных для японцев протектированных бензобаков. Двигатели Nakajima Ha-25 ранней серии Kai-А не отличались надежностью, но моторы Mitsubishi Ha-102 последующих модификаций были очень надежны. В 1942-1943 гг. Ki-45 был единственным армейским самолетом Японии, способным сбивать американские тяжелые четырехмоторные бомбардировщики В-17 и В-24. Очень хорош Ki-45 оказался и в роли штурмовика для ударов по наземным и надводным целям – благодаря своему пушечному вооружению. Правда, Kai-В вооружались 37-мм пушкой «тип 89» с ручным (!) заряжанием; полуавтоматические 37-мм пушки «Но-203» имелись только на ночных истребителях версии Kai-С. На этих самолетах вместо верхнего топливного бака устанавливались под углом вверх 2х20-мм пушки - для обстрела бомбардировщиков снизу. Правда, отсутствие у армейцев РЛС не позволило оснастить Ki-45 локатором (он был установлен только на одном опытном самолете). Всего было выпущено 477 ночных истребителей Ki-45-Kai-С. А в начале 1945 в серию пошла новая, штурмовая противокорабельная версия Ki-45-Kai-D, отличавшаяся носовым вооружением из 1х37-мм + 2х20-мм пушек, и способностью нести еще до 500 кг бомб. Один самолет этой серии был оснащен 75-мм противотанковой пушкой, но мощность ее отдачи оказалась слишком велика для сравнительно легкой конструкции истребителя.
Боевое применение:
На вооружение самолет принят в августе 1942; в боях как дневной истребитель - с ноября 1942 (Китай и Бирма), как ночной – с сентября 1943. Так же Ki-45 активно использовался в Новой Гвинее, в том числе против американских торпедных катеров. И к тому же Ki-45 стал самым опасным противником для американских четырехмоторных бомбардировщиков В-24. А когда В-24 перешли к ночным действиям, Ki-45 был быстро доработан для роли ночного перехватчика (версия Ki-45 Kai С). С началом налетов на Японию американских «суперкрепостей» В-29 в 1944-1945 г. большинство подразделений Ki-45 перевели в ПВО метрополии – Японские острова защищали не менее 6 Сентай, вооруженных этими истребителями.
Двухмоторный флотский разведчик и перехватчик Nakajima J1N «Gekko» («Irving»)
Производство:
Серийное производство в варианте разведчика: декабрь 1941 – декабрь 1944 гг.; в варианте истребителя – с августа 1943. Всего построено 486 самолетов; из них 54 в варианте разведчика (J1N-C, впоследствии перемаркированы в J1N-R), остальные в разных версиях ночного перехватчика. В Японии J1N получил имя «Gekko» («Лунный свет»); американцы называли его «Ирвинг» («Irving»).
ТТХ модификации J1N1-S (J1N2):
Двигатели: 2 Nakajima NK1F Sakae 21 (по 1.130 л.с.). Скорость - 509 км/ч, время набора высоты 5.000 м - 9,25 мин. Потолок - 9.400 м; дальность - 2.410 км. Вес пустого - 4.874 кг, вес взлетный - 7.244 кг. Вооружение: 4х20-мм пушки (2 вперед-вверх, 2 вперед-вниз; все под углом 32 град.). Носы этих самолетов оснащались прожекторами. Экипаж 2 человека..
ТТХ модификации J1N1-Sa (J1N3):
Двигатели: 2 Nakajima NK1F Sakae 21 (по 1.130 л.с.). Скорость - 525 км/ч, время набора высоты 5.000 м - 9,36 мин. Потолок - 10.300 м; дальность - 2.500 км. Вес пустого - 4.840 кг, вес взлетный - 7.010 кг. Вооружение: 3х20-мм пушки (все вперед-вверх). Все J1N1-Sa оснащались локаторами FD-2. Экипаж 2 человека.
Боевые качества:
«Гекко» разрабатывался практически одновременно с «Торю» по проекту «тяжелый истребитель сопровождения бомбардировщиков» - но не для армии, а для морской авиации берегового базирования. Так как к моменту завершения работ война в Европе показала неспособность «двухмоторников» противостоять одномоторным истребителям, японские моряки переквалифицировали «Гекко» в дальний разведчик. В этом варианте «Гекко» показали себя с самой лучшей стороны. А весной 1943 японские морские летчики столкнулись с ночными налетами «неубиваемых» американских В-24, и для борьбы с ними стали в полевых условиях устанавливать на разведывательные «Гекко» авиапушки. Вскоре и фирма «Накадзима» начала выпуск заводской версии ночного истребителя-перехватчика «Гекко» с двумя 20-мм автоматическими пушками, установленными за кабиной пилота под углом к продольной оси (2 – вверх и 2 – вниз). Самолеты серии J1N1-S (строились с августа 1943) имели поисковый прожектор в носовой части. А все машины серии J1N1-Sa (строились с весны 1944) оснащалась РЛС (которых во флоте было достаточно). Правда, японские локаторы имели низкую точность и надежность, и потому в частях их часто снимали.
Боевое применение:
Серийное производство разведчика J1N началось в декабре 1941, на вооружение флота самолет был официально принят в июле 1942, а на фронтах эта машина начала применяться с августа. Впервые встретив «Гекко» во время боев на Соломоновых островах, американцы посчитали его истребителем (поэтому и присвоили ему кодовое обозначение «Ирвинг», хотя разведчикам они давали женские имена). Первые J1N, переделанные в частях в истребители, начали применяться с мая 1943; а «ночники» заводского производства – с осени 1943 г. В боях против американских В-24 «Гекко» показал себя довольно эффективным перехватчиком. Неплохо он использовался и против появившихся позже более современных «Суперкрепостей» В-29; однако флотский J1N из-за невысокой скорости редко мог совершить больше одной атаки по более скоростному В-29. А в конце войны большинство оставшихся «Гекко» было использовано в качестве самолетов-камикадзе - с двумя подвешенными 250 кг бомбами…
Двухмоторный армейский разведчик и истребитель Mitsubishi Ki-46 («Dinah»)
Производство:
Серийное производство разведчика: март 1941 – март 1945 гг.; в варианте истребителя – переделка на рубеже 1942-1943; заводское производство - с ноября 1944. Всего построено 1.742 самолета (40 Ki-46-I, 1093 Ki-46-II, и 609 Ki-46-III). Из них в истребители переделано 17 Ki-46-II, и в варианте ночного перехватчика выпущено около 200 Ki-46-III Kai. В Японии самолет Ki-46 названия не имел; американцы называли его «Дина» («Dinah»).
ТТХ модификации Ki-46-II (разведчик):
Двигатели: 2 Mitsubishi Ha-102 (по 1.080 л.с.). Скорость - 604 км/ч, время набора высоты 8.000 м – 17,9 мин. Потолок - 10.720 м; дальность - 2.474 км. Вес пустого - 3.263 кг, вес взлетный - 5.800 кг. Вооружение: 1х7,9-мм пулемет (сзади). Переделки в истребитель получили 2х20-мм носовые пушки, а некоторые машины – еще и 37-мм пушку вверху фюзеляжа вперед-вверх под углом 32 град. Экипаж 2 человека.
ТТХ модификации Ki-46-III Kai (заводской истребитель):
Двигатели: 2 Mitsubishi Ha-112 (по 1.500 л.с.). Скорость - 630 км/ч, время набора высоты 8.000 м – 19 мин. Потолок - 10.500 м; дальность – 3.000 (с подвесным баком 4.000) км. Вес пустого - 3.831 кг, вес взлетный - 6.228 кг. Вооружение: 2х20-мм носовые пушки и на части машин 37-мм пушка вверху фюзеляжа вперед-вверх под углом 32 град. Экипаж 2 человека.
Боевые качества:
Ki-46 – один из лучших самолетов-разведчиков Тихоокеанского фронта. Сочетание высокой скорости с большой дальностью полета было достигнуто благодаря очень тонкому профилю крыла и фюзеляжу минимального диаметра. Большой топливный бак располагался в центре самолета, разделяя собой отдельные кабины пилота и стрелка-радиста. Недостатком Ki-46 была слабость его стоек шасси, при жесткой посадке часто ломавшихся.
Первая небольшая партия Ki-46-I, имевшая из-за двигателей на 900 л.с. скорость только 540 км/ч, была передана в авиашколы для обучения летчиков; в войска пошла скоростная версия Ki-46-II, конструкция планера которого практически не отличалась от Ki-46-I. В 1944 в серию пошла еще более скоростная версия Ki-46-III с более мощными моторами. Дальность полета Ki-46-III увеличилась благодаря дополнительному баку перед пилотом (изменившему форму кабины) и подвеске подфюзеляжного сбрасываемого топливного бака на 460 л. Стойки шасси на этой версии усилили, а оборонительный пулемет в задней части кабины уже не ставился. С ноября 1944 часть Ki-46-III начали выпускать в варианте истребителя (Ki-46-III Kai); эти самолеты получили вооружение: 2х20-мм пушки в носу, и 1х37-мм пушку, установленную на месте снятого фюзеляжного бензобака под углом 32 градуса вверх-вперед. Такое же вооружение еще в декабре 1942 - январе 1943 ставили на 17 переоборудованных в истребители Ki-46-II.
Боевое применение:
Разведчик Ki-46-II поступал в авиачасти в Маньчжурии и Китае с июля 1941-го; высокая скорость позволяла этим самолетам легко уходить от истребителей китайских ВВС. К моменту вступления Японии во Вторую мировую войну Ki-46-II были вооружены 7 отдельных эскадрилий, размещенных по всей Юго-Восточной Азии. Долго эти разведчики не опасались перехвата: устаревшие истребители американцев и англичан, находившиеся на Дальнем Востоке, просто не успевали вовремя набрать нужную высоту. Благодаря своей дальности полета Ki-46-II могли вести разведку вплоть до Северной Австралии и до Бенгальского залива. Лишь когда американцы прислали на Тихий океан скоростные истребители «Лайтнинг» Р-38F, а англичане – «Спитфайр» Мк.V, потери Ki-46-II резко возросли. Однако вскоре положение улучшило появление Ki-46-III – более скоростного разведчика с еще большей дальностью полета. Этот самолет оказался трудным для перехвата: шанс настичь его имели только истребители с максимальной скороподъемностью, наводимые по данным локаторов. В результате японские разведчики успешно выполняли задачи даже над хорошо защищенными базами бомбардировщиков В-29 на Марианских островах.
Однако к концу войны потери Ki-46-III все же стали нарастать. А учащающиеся рейды В-29 на Японию заставили японцев увеличить число своих перехватчиков за счет самолетов-разведчиков. Так на базе Ki-46-III появился вооруженный пушками тяжелый истребитель Ki-46-III Kai. Первый армейский истребитель ПВО Ki-46-III Kai был готов в октябре 1944 г, а с ноября эти истребители стали поступать в различные авиационные части ПВО метрополии. Впрочем, лучший авиа-разведчик Японии в качестве перехватчика особого успеха не имел - из-за его недостаточной скороподъемности, низкой боевой живучести, и сложности ведения прицельного огня из наклонной пушки.
Двухмоторный армейский истребитель-бомбардировщик Kawasaki Ki-102 («Randy»)
Производство:
Серийное производство: ноябрь 1944 – сентябрь 1945 гг.; построено 238 (по другим сведениям 288) самолетов; из них 215 – в варианте истребителя-бомбардировщика Ki-102-Otsu (Ki-102b). В Японии самолет названия не имел; американцы называли его «Рэнди» («Randy»).
ТТХ модификации Ki-102-Otsu:
Двигатели: 2 Mitsubishi Ha-112 (по 1.500 л.с.). Скорость - 580 км/ч. Время набора высоты 5.000 м – 6,54 мин. Потолок - 10.000 м; дальность - 1.600 (с подвесным баком 2.100) км. Вес пустого - 4.950 кг, вес взлетный - 7.300 кг. Вооружение: наступательное 1х57-мм + 2х20-мм пушки; оборонительное 1х12,7-мм пулемет. Бомбы 500 кг. Экипаж 2 человека.
Боевые качества:
Самолет разрабатывался на базе Ki-45 с февраля 1943 первоначально как одноместный истребитель Ki-96; но в июле 1943 от командования поступил заказ на перепроектирование машины для штурмовых целей в двухместный истребитель-бомбардировщик Ki-102. Для ускорения работ были сохранены планер и силовая установка от Ki-96, поставлены дополнительное бронирование и протекторы на баки. Самолет получил мощное наступательное вооружение из трех пушек, и крупнокалиберный пулемет для обороны.
Облет трех опытных и 20 предсерийных самолетов, показал хорошие управляемость и летные данные самолета, хотя был несколько неустойчив при приземлении. И в ноябре 1944 был запущен в серию как штурмовой вариант Ki-102-Otsu. Кроме того, было выпущено 26 Ki-102-Ко (вариант тяжелого высотного истребителя с турбокомпрессором), сменивших 57-мм пушку на 37-мм; и летом 1945 построено два прототипа ночного истребителя Ki-102-Hai с 2х30-мм и 2х20-мм пушками (в серию пойти не успел).
Боевое применение:
Ki-102-Otsu участвовал в испытаниях управляемой ракеты Igo-1-В, которую планировали использовать против кораблей союзников в случае десанта на Японские острова. Поэтому большинство выпущенных Ki-102оставалось в резерве в метрополии – их берегли для отражения возможной высадки противника на побережье Японии. Лишь эпизодически эти самолеты поднимались для отражения налетов В-29. Вне метрополии (в основном в боях над Окинавой) действовали только 3 Сентай, вооруженных Ki-102. В воздушных боях Ki-102-Otsu показали себя получше, чем Ki-45; но наиболее эффективны они оказались в борьбе с морскими целями – благодаря мощи их 57-мм пушек.
Истребитель Ki-109
Кроме описанных выше двухмоторных самолетов разного назначения, в ходе войны превращенных в перехватчики, в Японии был создан так же истребитель Ki-109 (на базе бомбардировщика Ki-67). Однако этих истребителей было изготовлено всего 22 экземпляра, и к тому же в качестве перехватчиков они оказались совершенно бесполезными – их высотность была недостаточной для перехвата В-29. А так как Ki-109 не сыграл никакой роли в войне, я просто не вижу смысла описывать эту машину.
2МВ: японские армейские одномоторные истребители
Самолеты японских авианосцев: истребительная авиация
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.