Найти в Дзене

Чехов и художники: друзья, дуэли и забавные истории

Оглавление

Как общение с художниками обогатило творчество писателя: веселые случаи и неожиданные повороты!

Антон Чехов — не только писатель, но и настоящий мастер общения с людьми, а особенно с художниками. Он знал многих творцов своего времени — Левитана, Коровина и других, и каждая встреча с ними была как маленький спектакль: яркий, остроумный и с кучей смешных историй. Это, наверное, один из тех случаев, когда личные связи становятся важной частью культурного наследия.

В статье я предлагаю вам узнать про несколько забавных эпизодов, которые открывают перед нами деятелей искусства с неожиданных сторон!

«Свадебный сезон». Сочинял Антоша Ч. Рисовал Н. Чехов. Журнальный текст. «Зритель». 1881
«Свадебный сезон». Сочинял Антоша Ч. Рисовал Н. Чехов. Журнальный текст. «Зритель». 1881

Левитан и Чехов: дуэль за женщину и эксцентричные приключения

Много ярких историй Чехова связаны с Исааком Левитаном — художником, чьи картины полны душевной глубины и простоты. Но вот личная жизнь Левитана была прямо-таки театром абсурда! Например, летом 1885 года Чехов и Левитан поехали в Бабкино. Левитан приехал на лошади и предложил сразу отправиться на охоту. Художник привносил в их общение столько живости и веселья, что с ним скучать было невозможно: например, рыбу он называл «крокодилами», что быстро стало байкой среди их друзей.

Н. П. Нилус. Портрет А. П. Чехова. 1905
Н. П. Нилус. Портрет А. П. Чехова. 1905

Однако дружба с Левитаном не всегда была безоблачной. Когда художник «вляпался» в скандальный роман, это чуть не привело к дуэли! Ходили слухи, что они с Чеховым чуть не взялись за оружие из-за личных переживаний Левитана, но благодаря вмешательству других друзей, все обошлось мирно.

Был и случай, когда Левитан, пережив неудачный роман, решил инсценировать самоубийство и, как это часто бывает, случайно ранил себя. Чехов поспешил на помощь, но этот случай стал прямым вдохновением для сцены в «Чайке». В общем, дружба с Левитаном была целым кладезем веселых и необычных историй, и, как можно догадаться, источником вдохновения для писателя.

А. П. Чехов, обстреливаемый критиками. Карикатура из журнала 'Осколки', октябрь 1896 г.
А. П. Чехов, обстреливаемый критиками. Карикатура из журнала 'Осколки', октябрь 1896 г.

Коровин и Чехов: смешные и трогательные эпизоды

Письма Чехова, в которых он делился впечатлениями о встречах с художником, полны восхищения и тепла: Коровин был человеком, который умел веселить и поднимать настроение, и Чехов явно ценил такой подход к жизни.

Юмористические журналы, с которыми сотрудничал А. П. Чехов в середине 80-х годов
Юмористические журналы, с которыми сотрудничал А. П. Чехов в середине 80-х годов

Первая встреча Чехова с Коровиным состоялась в 1883 году, когда Левитан предложил художнику навестить «Антошу» (то есть Чехова). Представьте картину: меблированная комната, диван весь в тетрадях лекций, самовар на столе, и разговор, который звучал как импровизированная философия о том, что такое искусство. Чехов, не любивший все эти «обязательные» смыслы в произведениях, говорил группе студентов: «Я пишу, что мне близко, что понятно, а не для того, чтобы кого-то убедить».

Иллюстрации: слева — К. Коровин и И. Левитан, однокурсники, справа — молодой Чехов. Портрет работы Н. П. Чехова. 1883
Иллюстрации: слева — К. Коровин и И. Левитан, однокурсники, справа — молодой Чехов. Портрет работы Н. П. Чехова. 1883

Коровин вспоминал, как на одной прогулке в Сокольники, когда Чехов и художники катались на коньках, к ним подошла женщина с красным пасхальным яйцом и, очевидно, немного подвыпившая, начала называть Левитана «красавчиком», и даже предложила ему прийти к ней в Печатники и «накормить» его. Свидетели этой сцены просто не могли удержаться от смеха! Таких ярких персонажей, как эта женщина, Чехов потом с удовольствием переносил в свои рассказы.

Весной 1904 года Коровин посетил Чехова в Крыму. Писатель, тяжело болеющий, жил в Ялте, в деревушке Аутка. Чехов, узнав о том, что его друг мечтает о доме на крымском побережье, предложил ему дачу в Гурзуфе, рядом с Генуэзской скалой. Место было живописное — но для Коровина оказалось неподходящим: шум волн у самого дома вызывал у него повышенное сердцебиение. Однако этот эпизод не остался без продолжения: вскоре Коровин купил участок земли рядом с дачей Чехова и в 1910–1912 годах построил здесь двухэтажный дом с мастерской, назвав его «Саламбо».

Серов и Чехов: как художник запечатлел «неуловимого» писателя

Чехов и Серов встретились в 1900 году, и с того момента между ними зародилась переписка, основанная на взаимном уважении и общей страсти к поиску истины через искусство. Каждый из них искал в творчестве нечто настоящее, глубокое — и эта общая цель сближала их, делая общение особенно важным для Чехова в последние годы его жизни.

Серов, несмотря на плотный график, все же нашел время, чтобы запечатлеть облик писателя в одном из своих портретов. Этот момент был не просто актом художника, но и подтверждением их особых отношений.

Серов В. А. Портрет А.П. Чехова. 1902
Серов В. А. Портрет А.П. Чехова. 1902

Сам Валентин Серов назвал Чехова «неуловимым» — и это правда очень точно описывает писателя. Чехов был скромен, не любил привлекать к себе внимание, избегал светских встреч с журналистами. Он был настоящим одиночкой в мире публичных личностей, и это, кстати, объясняет, почему портретов его сохранилось так мало. Для сравнения, портретов Максима Горького — около двухсот! Но есть еще одна причина, почему Чехова рисовали редко: художники говорили, что работать с ним было сложно — писатель постоянно менялся, и поймать его истинный образ было настоящим вызовом.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В одноименном подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

P. S. Недавно я завела более личный Дзен-канал «(Не)критичная Ника» — в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном. Подписывайтесь, если вам интересен такой формат!

Еще почитать:

Кошки в искусстве: от классики до наших дней

Искусство делиться впечатлениями: как говорить о книгах увлекательно

Отведайте прошлое: 5 дореволюционных рецептов блюд

Смех и краски: 5 историй из жизни художников

Как смотреть на искусство — и действительно видеть его