Как общение с художниками обогатило творчество писателя: веселые случаи и неожиданные повороты!
Антон Чехов — не только писатель, но и настоящий мастер общения с людьми, а особенно с художниками. Он знал многих творцов своего времени — Левитана, Коровина и других, и каждая встреча с ними была как маленький спектакль: яркий, остроумный и с кучей смешных историй. Это, наверное, один из тех случаев, когда личные связи становятся важной частью культурного наследия.
В статье я предлагаю вам узнать про несколько забавных эпизодов, которые открывают перед нами деятелей искусства с неожиданных сторон!
Левитан и Чехов: дуэль за женщину и эксцентричные приключения
Много ярких историй Чехова связаны с Исааком Левитаном — художником, чьи картины полны душевной глубины и простоты. Но вот личная жизнь Левитана была прямо-таки театром абсурда! Например, летом 1885 года Чехов и Левитан поехали в Бабкино. Левитан приехал на лошади и предложил сразу отправиться на охоту. Художник привносил в их общение столько живости и веселья, что с ним скучать было невозможно: например, рыбу он называл «крокодилами», что быстро стало байкой среди их друзей.
Однако дружба с Левитаном не всегда была безоблачной. Когда художник «вляпался» в скандальный роман, это чуть не привело к дуэли! Ходили слухи, что они с Чеховым чуть не взялись за оружие из-за личных переживаний Левитана, но благодаря вмешательству других друзей, все обошлось мирно.
Был и случай, когда Левитан, пережив неудачный роман, решил инсценировать самоубийство и, как это часто бывает, случайно ранил себя. Чехов поспешил на помощь, но этот случай стал прямым вдохновением для сцены в «Чайке». В общем, дружба с Левитаном была целым кладезем веселых и необычных историй, и, как можно догадаться, источником вдохновения для писателя.
Коровин и Чехов: смешные и трогательные эпизоды
Письма Чехова, в которых он делился впечатлениями о встречах с художником, полны восхищения и тепла: Коровин был человеком, который умел веселить и поднимать настроение, и Чехов явно ценил такой подход к жизни.
Первая встреча Чехова с Коровиным состоялась в 1883 году, когда Левитан предложил художнику навестить «Антошу» (то есть Чехова). Представьте картину: меблированная комната, диван весь в тетрадях лекций, самовар на столе, и разговор, который звучал как импровизированная философия о том, что такое искусство. Чехов, не любивший все эти «обязательные» смыслы в произведениях, говорил группе студентов: «Я пишу, что мне близко, что понятно, а не для того, чтобы кого-то убедить».
Коровин вспоминал, как на одной прогулке в Сокольники, когда Чехов и художники катались на коньках, к ним подошла женщина с красным пасхальным яйцом и, очевидно, немного подвыпившая, начала называть Левитана «красавчиком», и даже предложила ему прийти к ней в Печатники и «накормить» его. Свидетели этой сцены просто не могли удержаться от смеха! Таких ярких персонажей, как эта женщина, Чехов потом с удовольствием переносил в свои рассказы.
Весной 1904 года Коровин посетил Чехова в Крыму. Писатель, тяжело болеющий, жил в Ялте, в деревушке Аутка. Чехов, узнав о том, что его друг мечтает о доме на крымском побережье, предложил ему дачу в Гурзуфе, рядом с Генуэзской скалой. Место было живописное — но для Коровина оказалось неподходящим: шум волн у самого дома вызывал у него повышенное сердцебиение. Однако этот эпизод не остался без продолжения: вскоре Коровин купил участок земли рядом с дачей Чехова и в 1910–1912 годах построил здесь двухэтажный дом с мастерской, назвав его «Саламбо».
Серов и Чехов: как художник запечатлел «неуловимого» писателя
Чехов и Серов встретились в 1900 году, и с того момента между ними зародилась переписка, основанная на взаимном уважении и общей страсти к поиску истины через искусство. Каждый из них искал в творчестве нечто настоящее, глубокое — и эта общая цель сближала их, делая общение особенно важным для Чехова в последние годы его жизни.
Серов, несмотря на плотный график, все же нашел время, чтобы запечатлеть облик писателя в одном из своих портретов. Этот момент был не просто актом художника, но и подтверждением их особых отношений.
Сам Валентин Серов назвал Чехова «неуловимым» — и это правда очень точно описывает писателя. Чехов был скромен, не любил привлекать к себе внимание, избегал светских встреч с журналистами. Он был настоящим одиночкой в мире публичных личностей, и это, кстати, объясняет, почему портретов его сохранилось так мало. Для сравнения, портретов Максима Горького — около двухсот! Но есть еще одна причина, почему Чехова рисовали редко: художники говорили, что работать с ним было сложно — писатель постоянно менялся, и поймать его истинный образ было настоящим вызовом.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В одноименном подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
P. S. Недавно я завела более личный Дзен-канал «(Не)критичная Ника» — в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном. Подписывайтесь, если вам интересен такой формат!
Еще почитать:
• Кошки в искусстве: от классики до наших дней
• Искусство делиться впечатлениями: как говорить о книгах увлекательно
• Отведайте прошлое: 5 дореволюционных рецептов блюд