Конечно, все мы в той или иной мере прекрасны. Особенно когда «спим зубам к стенке», по народному выражению. Или, по уверениям Аркадия Райкина, «если меня в тихом месте прислонить к теплой стенке, я еще очень даже ничего».
Однако бывают люди, которые более идеальны, чем остальные идеалы (либо чем остальные «идеалы»). И в разных кино их показывают в различных ракурсах – от реалистического до фантастического и от трагического до комического.
Давайте вспомним самые любопытные примеры таких идеальных существ из фильмов и мультфильмов.
Причем будем рассматривать не просто правильных, но именно идеальных героев. По словарям, идеал – это совершенство; самый высший образец личных качеств, способностей.
Вот таких персонажей – превосходных, совершенных, образцовых, прямо-таки «комсомольцев, спортсменов, отличников, наконец, просто красавцев» – мы и будем с вами вспоминать.
Только договоримся сразу, что не будем перечислять волшебников. Иначе как-то нечестно по отношению к простым людям получится. Будем брать тех, кто, как герой из одного советского кино, «не волшебник, а еще только учится».
1. Идеалы-инопланетяне
Кино-Калиостро уверял: «Идеал нельзя отрывать от почвы – нарушаются магнетические связи!»
И, однако же, прилетевшая с другой планеты девушка, начавшая на Земле работать самой простой нянечкой, считала себя идеалом. А вслед за ней считали ее таковой «джентльмен седой и мальчишка любой», как пела заглавная героиня в советском кино Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свиданья» 1984 г.
Нет-нет, сама Мэри Поппинс умела многое – не только за детьми ухаживать и с домашним хозяйством в целом справляться, но и:
- оживлять статуи. Причем, в отличие от процитированного выше графа, делала она это по-настоящему. Статуи соскакивали с постаментов и бегали, разминая ноги и вовсю кокетничая с людьми;
- разговаривать с животными и птицами;
- перемещаться посредством ветра на зонтике;
- устраивать маленькие и большие праздники с необычными чудесами;
- даже жителей Вишневой улицы столкнуть с ними же самими – детьми.
Вот это чудеса!
Правда вот, всё это она делала как своего рода самоПР. И в ответ на замечание продавца лавки о том, что у нее «не цветущий вид», разражалась хвалебной одой самой себе: «Ах, какое блаженство – знать, что я совершенство, знать, что я идеал!»
Впрочем, статус любого существа (даже инопланетянина, если он живет в земном обществе) социологи слагают из 2 составляющих: объективных условий и субъективной самооценки.
С самооценкой у Мэри было всё более чем прекрасно. И, словно бы подражая этой хвастушке, восхищаться ею начинали окружающие, тем самым невольно поднимая ее объективный статус… и делая нянечку идеалом.
А уж необычные способности инопланетянки дополняли ее образ.
Вообще инопланетяне как идеал – образ, слишком сложный для кино. Ведь это практически художественное описание сверхчеловека, описанного Фридрихом Ницше.
Неудивительно, что, к примеру, так никто в экранизациях книг братьев Стругацких и не показал (по крайней мере слишком четко) таинственную расу Странников…
2. Фантастические идеалы
Бывают режиссеры смелые, вот как Люк Бессон, который как минимум дважды замахивался на образ идеалов, причем 2 раза – в женском обличии:
- Лилу в «Пятом элементе» 1997 г. Мало того, она еще и совершенствовалась постоянно.
У Лилу совершенство было на генном уровне: 20 тыс. хромосом ДНК, в отличие от 40, как у каждого человека.
Впрочем, это фактический ляп кино Бессона: у людей не по 40, а по 46 хромосом.
Не даром земной ученый, который воссоздал Лилу по ее останкам, все время восторгался с придыханием – и сама-то она «само совершенство», и даже ее «клетка безупречна».
Напомним: 4 из выделенных еще в Древней Греции элементов – воздух, огонь, земля и вода.
Оно и понятно. Ведь эту мадам создали ради спасения Вселенной. Это она, воплотив любовь, должна была стать материальным символом любви как 5-го элемента. Ни больше ни меньше.
При этом данное воплощение любви запросто справлялось с противниками, отвешивая удары направо и налево, почти как «машина убийства». Таким образом она защищала мир не только словами, но и делом.
В целом режиссера идеальность Лилу не смутила. Он даже показал, что она умудрилась влюбиться и начать тесно общаться (ну, вы меня понимаете) с простым смертным. Правда вот неизвестно – надолго ли;
- заглавная героиня «Люси» 2014 г. Режиссер обыграл идею, которая ранее была популярна, а в последние годы пессимистично названа городской легендой, – о том, люди используют от 5 до 10% головного мозга. А его героине насильственно активировали все 100%. Бурно эволюционирующая сверх-дама начала подчинять себе всё вокруг.
Она даже перестала чувствовать боль: звонила любимой мамочке и объяснялась ей в любви, одновременно делая себе сложную операцию. И голос у нее при этом не дрожал.
Актуализировав «на всю катушку» свой мозг, она сама без подручных материалов и чужой помощи весьма быстро создала компьютер, где аналитично и систематично описала всё, что успела узнать. А узнала она о мире по максимуму.
И вот такой сконцентрированный свод знаний она «упаковала» в флешку, которую передала людям – чтоб помочь им развиваться гармонично. Дескать, «миллиарды лет назад нам была дарована жизнь; теперь вы знаете, что с нею делать».
Сама же дамочка… исчезла. А когда ее спросили – где она, им ответила надпись в телефоне: «Я ВЕЗДЕ».
3. Идеалы коммунистического мира
По большому счету этот вид тесно связан с предыдущим. Только он более конкретен.
В советской фантастике любили описывать людей, которые будут жить в коммунистическом грядущем. Одним из наиболее ярких образов был Макс Камерер, позже – в 2009 г. – ставший персонажем экранизации книг братьев Стругацких Федором Бондарчуком: «Обитаемый остров».
Этот герой – просто-таки образчик идеалов светлого будущего. В частности, он:
- справедлив, причем как общечеловечески, так и с индивидуальным подходом к каждому, даже к тем, кого отвергает общество, в котором он еще не успел разобраться, а потому считает его оценки верными;
- гуманен и добр теоретически и практически – защищает каждого обижаемого и в любой ситуации, вплоть до переливания в больного собственных сил;
- социально чуток и честен. Например, наконец постигнув социальную систему неравенства иной планеты, Максим принимает ее, такую холодную и чуждую, как свой дом и остается защищать аборигенов;
- имеет высоко развитый и постоянно развивающийся интеллект, максимально широкий кругозор и быстро обучается новому («Образование – всегда благо»). Так, местную энциклопедию он «проглатывает» за несколько часов, а потом спокойно может цитировать любую ее страницу;
- глубоко аналитичен. Допустим, он не просто цитирует страницы новой для него книги, но находит в ней нестыковки, умеет сопоставлять, оценивать и делать глубокие выводы;
- имеет отличную интуицию;
- максимально силен и вынослив. Скажем, будучи «с устатку и не евши», он в долгой дороге способен переносить собственного конвоира, причем передвигаясь бегом. А еще поднимает тяжелейшую технику и скатывает монетки в трубочку;
- отлично приспосабливается практически к любым физическим трудностям. Так, он способен есть рыбу из загрязненного водоема (от поедания которой аборигены бы не выжили), ходить босиком и бесшумно
аки хоббитпо любым пересеченным местностям (включая каменное крошево скал), отлично видит и ориентируется в темноте; - спокойно терпит длительное время без еды и воды;
- даже может самоизлечиваться при попадании в него пули;
- не реагирует на серьезные химические опыты с сильным воздействием на организм разных вредных раздражителей, вплоть до мощнейшего психо-излучения, влияющего на всех жителей планеты Саракш;
- и проч., проч., проч.
Право же, по-белому завидно: отчего ж мы с вами не все – вот такие? «Массаракш», понимаешь ли! ))
4. Страшные идеалы
Создавать идеалы, собственно, человечество начало издавна. Вспомним хотя бы древние предания о Големе – герое еврейской мифологии, сотворенном из глины и удравшем от своего хозяина.
Подобные идеи время от времени повторялись в мифологии разных стран, а затем переходили в виде пьес на театральные сцены и в виде фильмов на экраны телевизоров.
Так, в 2006 г. Гленн Стэндринг снял стимпанк-сюжет, который так и назвал: «Идеальное создание». Здесь даже была большая группа этаких идеальных существ – неумирающие (!) носферату.
Постмодерновый стиль, тем не менее, не слишком далеко ушел от сказаний древности: созданный идеал получился зловещим. Разве что объяснение этому давали современное: исследования с использованием вирусов, вызванные этим генетические мутации и т. п.
Впрочем, в конце, как говорили в одном советском фильме (выше уже процитированном), «в общем, все умерли». Так что известная формула «идеалы не умирают» под вопросом…
Еще одним из страшных идеалов стал главный герой «Универсального солдата» Роланда Эммериха 1992 г.
Он был невероятно вынослив, силен и физически активен. Его раны заживали на глазах.
Такого бы витязя – да на защиту державы.
Ан нет. Не всё так просто. В частности, оказалось, что ранее он погиб, но его «воскресили», и дальнейшие его действия напрямую зависели от его мыслей перед смертью. Вот грезил герой вернуться домой – он и после возрождения все время был уверен, что находится во Вьетнаме, участвуя в сражениях.
Любопытно, что в данном случае стиль «машина убийства» из французского фильма «Пятый элемент» переформатирован по-голливудски: идеалом выступил не просто универсальный человек, но конкретно «Универсальный солдат». Поэтому и главных актеров подобрали в соответствующем формате: Жан-Клод Ван Дамм и Дольф Лундгрен.
5. Комические идеалы
В голливудской комедии Айвана Райтмана «Близнецы» 1988 г. было заявлено с самого начала: мол, генетический материал 6 отцов – наиболее видных ученых и спортсменов – объединили в 1 женщине для рождения идеального человека. В итоге появились 2 брата, уж очень непохожие друг на друга как внешне, так и по интеллектуальным и прочим качествам:
- Джулиус был сильным, крепким, выносливым, моментально реагирующим на самые многообразные факторы природы и общества, от погоды до ограбления на улице. Он имел зашкаливающий коэффициент интеллекта, но при этом оставался добрым и простодушным;
- Винсент был не слишком далеким, но хитрым малым. Кстати, малым и в физическом смысле – в отличие от накачанного гиганта, своего братца, Винсент был ниже среднего роста и весьма упитан. А еще он бегал по самым разным девушкам и не брезговал наживаться незаконными путями.
Как нетрудно догадаться, актеров для столь разных типов подобрали максимально непохожих. Это были Арнольд Шварценеггер и Дэнни Де Вито.
6. Мульт-идеалы
На десерт вспомним о мультяшных идеалах.
Один из них – Знайка в постсоветском мульт-сериале Александра Люткевича, Юрия Бутырина и Андрея Игнатенко «Незнайка на Луне» 1997–1999 гг.
Это был практически живой робот – настолько коротышка умудрялся везде и во всем успевать. Он обладал потрясающими знаниями и в сельском хозяйстве, и в градостроительстве, и в физике, и в механике, и в астрономии, и еще во многих областях. А еще у него были крепчайшее здоровье и феноменальная везучесть.
Всё это помогло Знайке всего за пару недель построить ракету, оборудовать ее всем нужным, натренировать команду и организовать полет на другое небесное тело. Хотя раньше он никогда ни в чем подобном не участвовал.
Просто идеал!
Еще одна героиня показана в современном мульт-сериале от нескольких режиссеров «Простоквашино» 2018–2025 гг.: белко-кошка Тама-Тама. Бедолагу грызуна раньше изучали исследователи в лаборатории, поэтому она стала фантастически умной.
Сбежав от испытателей, Тама поселилась в деревне с друзьями. По большому счету она в Простоквашино стала самой полезной: и за малышкой Верой Павловной постоянно присматривала, и в невероятно быстрые сроки умудрялась решать самые разные проблемы.
- Вам надо проверить хитрую няню Маргариту Егоровну/Мегеровну на правдивость? – Тама-Тама по-быстрому придумает и создаст детектор лжи.
- Вам нужен прибор для увеличения овощей? – Тама тут же, после поступления заказа, из подручных материалов сконструирует такой увеличитель.
- И т. д. и т. п.
При этом она была еще и добрая, и отзывчивая, и обаятельная. Просто идеал!
Единственное, чего не умела Тама, – это говорить. Хотя по-человечьи вели беседы все животные в Простоквашино, от кота Матроскина до бобров в реке.
Или Тама говорить не не умела, а просто не хотела для своих целей?..
_________________
Впрочем, по большому счету любой идеал нереален, во всяком случае в наших условиях; он потому и назвал идеалом. Так что все типы, которые мы тут вспомнили, можно было бы назвать фантастичными…
Друзья, напишите, что думаете об этом вы, и добавляйте ваши примеры идеалов в фильмах и мультфильмах!
И на близкие темы читайте посты «Как задействовать неиспользуемые 90% мозга? (Наука и реальный случай)» (тут про реальный случай надо читать в комментарии… он уж очень необычный и в то же время комичный), а также «12 слишком правильных (с перебором) героев кино», плюс «6 типов смешных научных ляпов кино» и конкретно «Сможет ли реально существовать создание вроде Лилу из "Пятого элемента"?», а на сладкое – «Почему не быть вместе Мак Симу и Раде в "Обитаемом острове" и Корбену и Лилу в "Пятом элементе"».
#кино #культура #телевидение #философия #психология #фантастика #социология