Села писать, как и обещала, про "христианскую любовь к людям", но поняла, что сегодня не получится. Эта тема мало того что сложная, так она еще распадается на две ключевые идеи:
- Кто такие ближние? Ведь вторая заповедь нам говорит о том, что именно ближних надо возлюбить как самих себя. А значит, раз есть ближние, значит в наличии и дальние.
- Возлюбить как самого себя - это как именно? При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что что очень многие люди себя не любят. Себя не принимают, внутренне с собой не в ладах, недовольны собой и проч. Отсюда вопрос - как они полюбят кого-то другого? Тоже через недовольство?
Размышления про христианскую любовь непростые и видимо распадутся на 2 статьи. И сейчас они еще не готовы.
Но есть тема, частично похожая - про помощь людям возле храма. Нужно ли им подавать деньги? Среди людей, посещающих церковь, наверняка есть мнение, что как раз милостыня и является "любовью к ближнему". И подавать нужно обязательно. Иначе какой ты "верующий"?
Мнимые нуждающиеся или настоящие
Я сама долгое время была постоянной прихожанкой храма. И ситуация, когда при выходе из церкви ты видишь много людей, просящих деньги – для меня не новость.
Особенно много просителей собирается на христианские праздники – ведь тогда и людей в церкви больше.
Из чего можно сделать вывод, что люди просящие деньги возле храма – не спонтанно нуждающиеся, а профессиональные попрошайки. Они следят за церковным календарем – когда выгодно приходить, а когда нет. Чем больше людей в церкви, тем больше доход просящих, все просто.
С другой стороны, а должно ли человека волновать, кому он жертвует деньги, если в Евангелии сказано: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Матф. 6:3)»
Эти слова о том, что не нужно думать: «А настоящий это нищий или не настоящий? А правда ли человеку нужны деньги, или он обманывает?»
ТО есть Евангелие говорит: не нужно добиваться полной согласованности всех условий для подаяния. Если хочешь подать – подать. А нет – пройди мимо.
В некотором смысле - действуй по чувствам, но не думай головой и не анализируй.
Особое состояние после службы
Но не все так просто.
Человек выходит из храма обновленным, часто – пережившим глубокие душевные состояния.
Святые отцы в книгах учат человека не рассеиваться по сторонам, не терять эту живительную силу, которую он получил в храме. А потому, не нужно после службы болтать, заниматься суетными повседневными делами. Тем более нельзя конфликтовать, спорить или продавливают свою точку зрения – тогда всю благодать с души заберут земные страсти.
А попрошайка возле храма как раз может стянуть внимание человека к обычным вещам – «кошелек- деньги- заботы». Поэтому, если и подавать деньги, то вот именно в таком состоянии – когда правая рука не ведает, что делает левая. Отдала легко, не задумываясь, и пошла дальше.
Либо не отдала – и тоже не задумываясь пошла дальше. В храм мы ходим не для того, чтобы быть правильными и добрыми в чьих-то глазах. А зачастую именно такие мотивы толкают людей жертвовать. Вроде как, что, я в церковь пошла, копеечку не подам что ли?
Лично я подаю деньги только тем людям, в отношении которых у меня внутри возникнет какой-то импульс, толчок. И совершенно не обязательна для этого церковь. Скорее подам артистам в электричке или метро.
А специальным попрошайкам возле храма я не подаю, если не чувствую потребности - и в большинстве случаев я ее не чувствую. Уж очень глаза у них...заискивающе слащавые. Крестятся так усердно, с праздником тебя поздстравляют.
А завтра праздник закончится, и их деятельности возле храма тоже. Хотя я конечно, вредная. И однозначных правильных ответов здесь нет. Вот вы при каких условиях подаете деньги?
Подписывайтесь на мой новый канал:
Еще почитать: