Ходить в церковь сначала мне было сложно. Бабушки казались непонятными и неприветливыми.
Сама процедура службы – нужно креститься и кланяться – не была близкой. Но я решила все же креститься. Службы я не понимала, слов ее не знала, но вижу - люди крестятся после определенных слов - и я тоже крестилась.
Символ веры
Кто ходил в храм – знает, в конце службы все прихожане поют «Отче наш». Большинство людей эту молитву знают, или хотя бы слышали о ней. Текст есть в Евангелии.
А в середине службы все точно также вместе и хором поют «Символ веры». Его текст я не знала, о чем он – не понимала. В Евангелии или христианской литературе про Символ веры я ничего не читала.
Но все вокруг поют.
Сначала я просто открывала рот. Потом постепенно запомнила слова. А позднее в интернете нашла текст и выучила.
Сейчас в Википедии посмотрела, как определяют «Символ Веры» - это задокументированный перечень догматов христианского учения.
Простыми словами – христиане поют о том, во что они верят. Кто составил этот текст, я не смогла выяснить. Вики говорит, начало положил еще апостол Павел – он сформулирован основные идеи христианской веры. Позднее текст дорабатывали, обсуждали на Вселенских соборах, и к нашему времени он включает в себя все основные христианские идеи.
Но мне тогда это было не понятно. Потому что об идеях я не думала. Выучила текст на память и все.
Поклоны во время службы
Кланяться сначала было очень тяжело. Даже в пояс сделать небольшой поклон – меня ломало от этого. В голове вопросы: зачем, зачем кланяться?
Причем я вижу, что все кланяться вокруг и им легко. А мне так тяжело. И я себя буквально мысленно заставляла – делай также.
Спустя несколько лет я смогла опуститься на колени. Это тоже было тяжело. Видела, как некоторые легко падают на пол в церкви – думала, это какой-то внутренний позор. Зачем так падать? Перед кем?
И лишь позднее пришло понимание – что не перед кем. Ты все это даешь, потому что ты хочешь. Испытываешь в этом потребность. До того состояния, что ты захотела встать перед Богом на колени – надо еще прийти. Дорасти наверное.
Что ты принимаешь абсолютно все, что происходило в твоей жизни. Принимаешь, и благодаришь.
Можно просто встать на колени. А можно еще и опустить голову, прижить ее к земле. Это был третий шаг. И для него потребовалось тоже время, чтобы прижать руки и голову к полу.
Литургия
Служба идет на старославянском языке. И сначала я тоже не понимала, о чем она. Но постепенно выучила, из каких молитв состоит. Когда много раз слышишь – начинаешь понимать и проникаться этим.
Сейчас я считаю, что христианская служба удивительно красивая и сильная вещь. Если ты ее прослушаешь много-много раз – уже станешь частично другим человеком.
Да и в целом все в христианстве построено на повторениях. Молитвы надо повторять, Евангелие перечитывать, на службы ходить и сделать это частью своей жизни.
Так постепенно происходит переформатирование сознания – из него уходит то, что мешает вместить христианские идеи – а для них действительно места изначально в голове нет. Потому что мы думаем о насущном. А в Евангелии сказано «Богу – богову, а кесарю – кесарево».
Мы живем проблемами земными (то есть кесаря), поэтому иногда именно хождение в храм это и есть время для Бога. Тот кусочек своей жизни, который ты отдаешь на другие цели. Возможно, я это сложно излагаю, но тем не менее. Молитвам, присутствию в храме нужно отдавать свое время. Когда что-то отдаешь, то и получаешь взамен.
Если ничего не отдаешь, то ничего и не получаешь. Все в мире построено она обмене энергиями. И человек в любом случае свою энергию куда-то тратит, идет ее обновление. А как сказано в Евангелии «Где внимание ваше, там будет и сердце ваше».
Вот где внимание постоянно – там и энергия. Если думает человек постоянно о соседе, то вся его энергия тратится на соседа. А чтобы «тратить энергию на Бога» - надо попытаться зайти в эти энергии, проникнуться ими, ощутить их на «вкус, цвет и запах». Как ни банально звучит.
Пение в храме
Петь в храме мне нравится, и я считаю - это сильная вещь, когда все поют. Иногда реально ощущаешь единение со всеми этими людьми, и какую-то мощь внутри.
Еще про пение вспомнилось. Какая-то бабуля выучила службу, и вот всю службу она своим писклявым голоском подпевала хору.
А на меня неприятные звуки плохо действуют. И вот с одной стороны поет стройный красивый хор. А с другой стороны эта бабуля своим пронзительным голоском "подвывает".
И ты понимаешь, что тебе уже не до службы. Все твое внимание ушло на бабулю, и на мысли - подвоет она сейчас пронзительно или нет. Это к теме «где ваше внимание, там и сердце ваше» - украсть внимание очень легко. И в жизни разные силы, вещи, предметы и люди только и делают, что воруют внимание. Хотя мы это не осознаем.
Внимание – это энергия. А в мире идет борьба за энергию. Вот группа людей думает одинаково – они уже создали своей энергией определенную силу. Потом эта сила пойдет и захватит других и их силу на себя переключит – что и происходит.
Людей убеждают и переформатируют им мышление. А для начала всего лишь нужно захватить внимание. А потом можно и власть в стране захватить – большевики в свое время так и сделали. А либеральная повестка захватила Европу и большинство тамошних лидеров – захватила и поглотила. Они самостоятельно уже не думают – им спустили, как нужно думать.
А начинается все с очень простых вещей, и описаны они в Евангелие. Там все основы бытия, как ни странно.
Что я хотела сказать этим текстом? Христианство – гораздо мощнее, сильнее и глобальней, чем принято думать. И это не «церковь» и не «бабушки в храме». Хотя и они конечно тоже.
Но это еще и опыт большого числа людей, сильных духом. Они этот опыт оставили и к нему можно приобщаться. Сделать это нелегко, это не лежит на поверхности.
Но и в Евангелии сказано: "Входите через узкие ворота, потому что широкие ворота и просторная дорога ведут к гибели, и многие входят через эти ворота. А узкие ворота и тесная дорога ведут к жизни, и лишь немногие находят их" (от Матфея 7:13).
Еще почитать: