Найти в Дзене

Переход Ганнибала через Альпы. Ошибки полководца

А. Штефанов в статье «Переход через Альпы – главный провал Ганнибала» пишет, что: «Сегодня, при хорошей погоде вы пройдете по пути армии Ганнибала за несколько часов, что наглядно продемонстрировал американский антиковед Джон Превас. У Ганнибала на переход ушло две недели. И дело не в инфраструктуре, которую отстроили с того времени, ее на этом пути все еще практически нет. Дело в крайней спешке и просчетах карфагенского полководца».

Я не приветствую опубликованные в средствах массовой информации материалы, в которых автор пишет о том, чего абсолютно не знает и совершенно не понимает. А. Штефанов не является историком по профессии и напрасно взялся освещать тему перехода Ганнибала через Альпы, так как допустил в своей публикации чудовищные ляпы и тем самым как журналист поставил себя в глупое положение. В действительности у исследователя Джона Преваса несколько часов уходило не на полное повторение маршрута движения армии Ганнибала, а всего лишь на спуск с южной стороны Альп, который у физически развитого человека, не обремененного поклажей, занимает не более двух часов. У армии Ганнибала вместе со слонами, конницей и обозом на подобный спуск с гор потребовались сутки. Еще Тит Ливий отмечал, что: «Южный склон Альп короче и гораздо круче северного», а сегодня об этом осведомлены даже любители античной истории с минимальным уровнем знаний о походе Ганнибала в Италию. К таким я не отношу А. Штефанова.

Еще один современный аналитический гений и автор канала War Spirit в своей публикации: «Ганнибал – ошибки великого стратега» пишет: «Я предлагаю рассмотреть варианты развития событий, если бы Ганнибал проявил больше стратегического мышления… Таким образом, мы приходим к выводу, что поход через Альпы необходимо было отменить, а попадание в Италию организовать другим способом».

В отличие от автора данной статьи я не считаю себя великим аналитиком, но могу осторожно предположить, что помимо сухопутного перехода через Альпы у Ганнибала оставались только две другие возможности попадания на территорию Италию – морской и воздушный способы, которыми карфагенский полководец, якобы, неблагоразумно пренебрег. Подобных статей отечественных авторов о переходе Ганнибала через Альпы как безрассудном поступке я насчитал более двух десятков. Исходя из категоричной убежденности в своей правоте и мнения об исключительности своего аналитического мышления, я бы посоветовал данным авторам читать военнослужащим лекции в Академии Генерального Штаба на тему «Стратегия ведения войны».

По сообщению Полибия: «Некоторые из писателей, рассказывающих об этом переходе, с целью поразить читателей необычайностью упомянутых стран незаметно для себя впадают в двойную грубейшую ошибку против истории: они вынуждены говорить неправду и противоречить себе. Так, представляя Ганнибала недосягаемым полководцем по отваге и предусмотрительности, они в то же время изображают его человеком, несомненно, бессмысленнейшим. Потом, будучи не в состоянии привести свое повествование к развязке и найти выход из вымыслов, они вводят богов и божественных сыновей в историю действительных событий. То изображая Альпы столь крутыми и трудно проходимыми, что через них нелегко было бы перевалить не только коннице и тяжеловооруженному войску вместе со слонами, но даже и легкой пехоте, то рисуя нам эти страны в виде пустыни, в которой Ганнибал вместе со всем войском должен был заблудиться и погибнуть, если бы путь им не был указан каким-либо божеством или героем, - историки совершают этим названные выше ошибки. Можно ли вообразить себе полководца менее рассудительного, чем был Ганнибал, который ведя за собой столь многочисленное войско не знал бы, как говорят эти историки, ни дорог, ни местностей, ни тех народов, к которым шел, ни того наконец, возможно ли задуманное им предприятие? Во всяком случае, Ганнибал поступал вовсе не так, как рассказывают эти писатели. Напротив, он принимался за дело с большой осмотрительностью, в точности разузнал и достоинства страны, в которую решился вступить и отчужденность ее от римлян».

Историк С. Лансель отмечает, что: «Как человек, сам ходивший этим маршрутом, Полибий склонен преуменьшить его трудности». Я также считаю завышенными людские потери Ганнибала при переходе через Альпы, которые, по мнению разных исследователей, составляли от 30 до 70 процентов общей численности армии карфагенян. Отдельные историки справедливо считают, что наибольшие потери воинов у Ганнибала были обусловлены их массовым дезертирством по причине боязни трудностей перехода при виде возникших заснеженных горных вершин. Причем Ганнибал сознательно не препятствовал самовольному уходу части наемников, полагаясь в предстоящем мероприятии исключительно на добровольцев.

Фактически весь переход через Альпы занял у Ганнибала не пятнадцать дней, а всего лишь – девять. Со слов Ливия и Полибия Ганнибал взошел на вершину последнего перевала перед спуском с Альп на девятый день и в течение двух суток ждал, когда потянутся отставшие воины. Затем еще четыре дня были потрачены инженерами Ганнибала на полное устранение последствий гигантского оползня, преградившего карфагенянам дальнейший путь.

В публикации на тему перехода армии Ганнибала через Альпы В. Квашнин также отмечает: «Возникает подозрение, что трудности перехода были сознательно раздуты в прокарфагенской традиции с тем, чтобы подчеркнуть богоподобный характер деяний Ганнибала. Если у Ливия показаны природные условия альпийской зоны, характерные для поздней осени, то в сочинении Силия Италика снегопады превращаются в бушующие вьюги, закрывшие альпийские вершины, что характерно для глубокой зимы».

Т. Моммзен пишет, что: «Переход стоил громадных жертв, измучил и деморализовал армию до такой степени, что она могла снова сделаться боеспособной только после продолжительного отдыха. Следовательно, эта военная операция имела сомнительное достоинство, и едва ли сам Ганнибал считал ее удавшейся. Но это еще не дает нам право, безусловно, порицать полководца. Мы, конечно, видим недостатки задуманного им плана военных действий, но мы не в состоянии решить, мог ли он предвидеть их и был ли менее рискованным какой-нибудь другой план, например, переход берегом моря или морской путь из Картагены или Карфагена».

Даже римские летописцы переход Ганнибала через Альпы считают одним из величайших подвигов в истории войны. С. Лансель резюмирует итоги данного предприятия: «Известие о том, что Ганнибал уже в Италии, мало того, успел захватить Таврин, вызвало в Риме род столбняка. Из Сицилии срочно вызвали второго консула Тиберия Семпрония Лонга, ранее отправленного в Лилибей для подготовки похода в Африку. Думать о войне в Карфагене уже не приходилось, потому что пожар начался в родном доме».

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9