Научить ребёнка правильно писать можно только, занимаясь непосредственно письмом.
Все подготовительные упражнения, выполняемые в устном варианте, не дают гарантии грамотного письма.
С Лавриком давно устно отработаны предлоги, различение гласных и согласных, он умеет задавать вопросы к предметам, действиям и признакам, достаточно хорошо для 6,5 лет пишет слова печатными буквами.
По программе подготовки к школе для детей с алалией, за полгода до 1 класса я начинаю работу с письменными текстами.
Как Лаврик учился различать предлоги О-Об
Суть в том, что Лаврику нужно было быстро ориентироваться в определении согласной или гласной буквы. При выполнении анализа слова и составлении звуко-буквенной схемы никаких сложностей у него не возникает. Хорошо знает гласные и согласные. Однако когда нужно применить эти знания в конкретной языковой ситуации, мальчик пока теряется.
Прошу его придумать слово, чтобы по-своему закончить первое предложение из таблицы: "Я пою о ... ."
Даю примеры, уточняю, что слова нужно придумывать на согласный звук (ещё раз перечисляю ряд согласных). Не получается!
Многозадачность сбивает.
- Нужно не просто придумать слово на [В] или другой звук, а учитывать смысловое содержание (петь можно не обо всём). Лаврик придумал слово "вой", как тут о нём споëшь.
- К тому же помнить о предлоге тоже нелегко. Это сильно озадачило Лаврена. Предлог стал доминантой, перетягивал на себя всё внимание мальчика.
С подсказками ему все-таки удалось составить два первых предложения по образцу. А вот с гласными он запутался совершенно. Необходимость использовать предлог "Об" настолько его дезориентировала, что единственное слово на букву "А", которое пришло Лаврику на ум, оказалось "Ам".
Лаврен отлично разбирается в каждом вопросе по отдельности: с лёгкостью придумает слово на любой заданный звук, назовёт по просьбе предмет и действие, выделит из предложения предлог. Но вот для того, чтобы справиться с комплексной задачей, нужен тренинг.
Этот навык нельзя приобрести, если не вводить такие многосторонние условия. Я даже не ставила перед ребёнком орфографическую задачу на правильность написания, достаточно просто списать предложение, но нужно придумать своё последнее слово.
Стали с мамой активно помогать Лаврику. Посоветовали ему вспомнить фрукты на букву "А", ведь о них вполне можно мечтать (Я мечтаю об арбузе.) Мой любимый ученик, что называется, "завис".
И тут я вспомнила, что у меня есть Ананас!
Скорей предложила Лаврику пойти на кухню и посмотреть, что стоит у нас на подоконнике. Он радостно ускакал и пропал (моя квартира не предполагает долгого поиска кухни). Пошли с мамой выручать мальчика. Что же случилось?
Лаврик не знал, что такое подоконник. Он стоял посреди кухни и честно пытался понять, куда ему нужно смотреть, чтобы найти предмет. Дома у него широкие подоконники, которые он использует, как скамейки. Наши узенькие Лаврик, видимо, просто не заметил.
А я поняла, что тема "Часть - целое" отработана у нас недостаточно.
- На фото один из примеров заданий на расширение словаря за счёт называния частей предмета. На обратной стороне картинок подписаны слова. Ребёнок читает их, переворачивает карточки, собирает пазл без целого предмета. По частям ему нужно угадать, какой рисунок окажется в левом верхнем углу.
Алалические следы у Лаврена ещё сохраняются, даже известные слова иногда теряют своё значение. Хотя за последние два месяца мальчик стал говорить значительно быстрее, без долгих пауз, нужных для подбора слов.
Мы вместе нашли подоконник, обнаружили на нём ананас и Лаврик наконец-то смог составить предложение "Я мечтаю об ананасе."
Только усложнëнные условия поставленной речевой задачи позволяют выявить, какие языковые трудности сохраняются у ребёнка на выходе из алалии.
А выявив слабое "звено", можно уделить внимание его совершенствованию.
Всем успехов в развитии речи!