Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Дворецкий: Как слуги стали большими джентльменами, чем джентльмены

Контраст между никчёмным, вечно попадающим в разного рода интересные ситуации аристократом и его дворецким, – компетентным, невозмутимым, подтянутым, безукоризненно одетым и, почему-то, с военной выправкой, – распространённый мотив в произведениях комедийного жанра. Как, собственно, и контраст между дворецким описанного типа и мерзкой овсянкой, которую он приносит своему нанимателю на серебряном блюде, будто так и надо. А где контрасты, там и двойное дно. Некоторым образом, дворецкий, не тот за кого его принимает современная аудитория.

...Вообще же, дворецкий, мажордом, сенешаль, – на Руси «стольник», – «старший слуга». Но именно от специальностей прислуги ведутся громкие придворные чины. Так, коннетабль, например, «конюх». Спальник – ответственный за господскую постель… Понятно, что в королевском дворце «старший конюх» уже лично не ухаживал за конями, а «старший слуга» не прислуживал сам. Это не только большой начальник, но и аристократ с длинным и заковыристым титулом. Хотя…

Не прислуживал сам, как правило. Но мог. Ибо всё умел. Воспитание даже представителей высшей знати до посвящение в рыцари предполагало выполнение обязанностей пажа и оруженосца. Обязанности же эти, в основном, подразумевали именно работу прислуги… И это пока не о главном.

-2

Как старший над слугами, мажордом являлся комендантом королевского дворца. И тут ещё нужно учитывать, что в феодальной системе ничем, кроме собственного дворца, король непосредственно не управлял. Власть монарха на прочие территории королевства передавалась через пирамиду вассалов, – каждый из которых также управлял только своим замком. Такая организация позволяла правителям обходиться без правительства в современном понимании… Дворцом же король управлял, отдавая указания мажордому.

Однако и это не даёт всей полноты понимания роли мажордома, как коменданта, а не только заведовавшего хозяйством. Охрана тоже подчинялась ему, и в отсутствии короля он возглавлял оборону замка. Соответственно, назначался на эту должность человек безусловно преданный и с большим боевым опытом… Что не всегда гармонично сочеталось. Правитель франков Карл Мартелл, например, происходил из династии мажордомов, сначала отстранивших от власти, а затем свергнувших династию Меровингов.

Но это – короли. Если речь о замке барона, то мажордомом становился старший и наиболее доверенный из оруженосцев. В усадьбе рыцаря средней руки обязанности старшего слуги выполнял, – как минимум, в свободное от походов время, – методом исключения, его единственный оруженосец… Если же дворянин рыцарем не был, и знатных слуг иметь не мог, ничего, в принципе, не менялось. Мажордом, всё равно, оставался командиром гарнизона, а одновременно и «полицейских сил» в подвластных деревнях. Хоть бы этот «гарнизон» и состоял только из лакеев, – «холопов» в традиционной русской терминологии.

...Ну а лакеи-то кто? Подтянутые, в мундирах – ливреях… Холопы – это слуги, но одновременно и охрана. Как правило, и солдаты, если господин отправлялся на войну. Тот факт что лакеи отвечали за безопасность в художественной литературе и кинематографе отражён слабо. Однако прислуга в домах высшей аристократии не просто имела гимназическое образование. Помимо иностранных языков, истории и литературы, лакеев обучали и фехтованию. Поскольку личные слуги – последняя линия обороты VIP персоны…

В новое время рядовой помещик, конечно, не располагал уже боевыми холопами, ходившими с им в походы, а лакеи со знанием иностранных языков были ему не по карману (да и сильно давили бы на психику интеллектуальным превосходством). Так что, на случай, если крестьянам взбредёт в головы усадьбу сжечь, в ливреи одевались бывшие солдаты.

Если же, наконец, взять дворянина типичного, – вообще без собственной жилплощади`и иных, кроме службы, доходов, то на ум приходит Д`Артаньян. У Дюма мушкетёры показаны голодранцами, хотя в реальности были голодранцами ещё большими, – жалование выплачивалось не регулярно. Бедность гасконских дворян на королевской службе стала в Париже притчей, наряду с их склонностью к пьянству и безобразиям… Тем не менее, у каждого был слуга.

-3

И не просто был, а полагался, – не только по статусу, но и по штату. Достаточно вспомнить эпизод, где мушкетёры готовятся к смерти, поскольку получили приказ экипироваться для похода, – а пропито всё! Слуга, а также вооружение и транспорт для него, в числе необходимого (королю) упоминались. То есть, король нанимал, по сути, двух человек.

Ну правда. Мушкет-то тогда имел два номера расчёта.

...Слуги же у мушкетёров сами по себе люди весьма странные. Они действительно участвуют вместе с нанимателями в бою. А также все ездят на конях и владеют оружием, как холодным так и огнестрельным… И где они научились этому? Почему без возражений и намёков на желательность отдельной оплаты рисков, отправляются на войну?.. Однако, тут нет загадки. В реальности слугами мушкетёров становились такие же солдаты (исключение Мушкетон служивший Портосу, – потомственный бандит), но – не знатные. На войну они шли охотно, рассчитывая поправить дела за счёт грабежа и мародёрства.

Позже обычай брать с собой на войну слуг в некоторых странах пропал (денщик предоставлялся офицеру за казённый счёт), а некоторых же, – например, в Англии, – сохранялся очень долго. Англия – страна традиций, где часто бывало, что не знатный род служил знатному на протяжении множества поколений. Если начиналась война, дворецкий надевал мундир и сопровождал аристократа на фронте… Что, кстати, означало для государства некоторую экономию средств.

...То есть, личные слуги также на протяжении веков являлись частью военного сословия. И контрастный эффект возник во второй половине XIX столетия, когда война перестала быть основным и естественным занятием дворян… Но даже если помещик сам никогда не носил мундир, в охране-то он тем более нуждался.

Стоит усадьба среди пустошей и болот, на которых завывают призраки и беглые каторжники. Телефона ещё нет. Ближайший полицейский в десятках миль. Половина соседей, как водится в английской деревне, – убийцы... Ну и кем, в свете указанных вводных, должен быть Бэрримор, чтобы сэр Баскервилль спал спокойно?