Найти в Дзене

В яйце смерти нет? Сказочное заблуждение из жизни Кощея бессмертного

Насмотревшись динамичных блокбастеров по мотивам русских народных сказок, не устаю удивляться всеобщему заблуждению, что смерть Кощея находится в игле. Дальше все знают: игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц - в сундуке, сундук на дубе, дерево - на острове, остров - в "океяне". По локации сказочного артефакта нет замечаний: в разных вариациях они повторяются из сказки в сказку, русские народные заговоры также пестрят данными образами. Но "смерть кощеева в игле"... Как такое может быть? Не понимаю. Элементарная логика: если в данной игле находится смерть Кощея, то уничтожив этот артефакт, "сломав смерть", герой и делает в данный момент Кощея БЕСсмертным, лишая его возможности умереть. Логично, если бы в данной игле была жизнь Кощея. Тогда герою необходимо разобраться с ним дистанционно, уничтожив иглу. Это логично: в игле - жизнь Кощея, нет жизни - Кощей умирает. Но нет же: "В игле - смерть Кощея", - повторяют, не вдумываясь в суть. В современных фильмах заменили иглу на к

Насмотревшись динамичных блокбастеров по мотивам русских народных сказок, не устаю удивляться всеобщему заблуждению, что смерть Кощея находится в игле. Дальше все знают: игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц - в сундуке, сундук на дубе, дерево - на острове, остров - в "океяне". По локации сказочного артефакта нет замечаний: в разных вариациях они повторяются из сказки в сказку, русские народные заговоры также пестрят данными образами.

Но "смерть кощеева в игле"... Как такое может быть? Не понимаю. Элементарная логика: если в данной игле находится смерть Кощея, то уничтожив этот артефакт, "сломав смерть", герой и делает в данный момент Кощея БЕСсмертным, лишая его возможности умереть.

Логично, если бы в данной игле была жизнь Кощея. Тогда герою необходимо разобраться с ним дистанционно, уничтожив иглу. Это логично: в игле - жизнь Кощея, нет жизни - Кощей умирает.

Но нет же: "В игле - смерть Кощея", - повторяют, не вдумываясь в суть. В современных фильмах заменили иглу на какой-то кристалл, но принцип тот же и ошибка та же: "Смерть - в кристалле, разбил кристалл - злодей ушёл из жизни". Куда ты ушел? Смерти нет. Вечная жизнь.

Ещё можно было бы понять, если бы кристалл или кощеева игла были средоточием БЕСсмертия: разбил бессмертие - умер. Логично. Но нет, из сказки в сказку, из школьного урока в урок: "Смерть в игле, уничтожил смерть = умер".

Понятно, что сказки с участием Кощея бессмертного относятся к древнейшим произведениям народного творчества, что столетиями передавались они из уст в уста, существенно изменяясь. Но как современный человек не видит очевидного противоречия, продолжая пользоваться штампом?

Интересен вариант "смерть Кощея находится именно на конце иглы", при том, что игла - в яйце - универсальном символе земной жизни. Это чуть ли не отсылает нас к сакральному моменту оплодотворения. Тогда можно нафантазировать, что на острове Буяне - некая временнАя аномалия, где герой возвращается в прошлое и достаточно просто отделить кончик иглы от яйца - и Кощей не родится в принципе. Это красиво. Это может соответствовать формулировке "смерть Кощея - в яйце, на конце иглы". Красиво, но вряд ли наши далёкие предки могли так далеко уйти в своих фантазиях.

Игла в представлении наших предков - средоточие БЕСсмертия Кощея - по признаку твёрдости, "неубиваемости". Ведь наши предки придавали металлическим предметам особое магическое значение - и защитное, и наоборот - вредоносное, злое, убийственное. Это сохранилось в народных заговорах и в языке в целом (см. внизу ссылку на статью о медном тазе и древних магических ритуалах)

Вообще же сказки, мифы с подобным древним сюжетом есть, практически, у всех народов. Это - миф о смене времен года, о том, как освобождают природу из зимнего плена, так схожего со смертью. Злой волшебник, чтобы похитить красавицу, погружает в оцепеняющий сон целое царство. Есть мнение, что в ряду персонифицированных сил природы, герой, спасающий пленницу - Громовник. "Одной только силе весеннего грома доступна победа над мраком царства смерти - Кощеем бессмертным".

Виктор Васнецов изобразил на своей картине "Кащей бессмертный" сказочно-заговорный образный ряд: море-океан, рыба и утка, остров, дуб и сундук в его корнях.
Виктор Васнецов изобразил на своей картине "Кащей бессмертный" сказочно-заговорный образный ряд: море-океан, рыба и утка, остров, дуб и сундук в его корнях.

В издании Русских народных сказок и былин 1875 года упоминается аналогия с норвежской сказкой такого же типа, где многое совпадает - и похищенная царевна, и остров с дубом. Но там фантазия не дошла до того, чтобы утку всунуть в зайца, просто "яйцо в утке". А вместо сундука - колодец (что, кстати, более уместно), в нем плавает утка, в утке - яйцо, а в яйце - знаете что? Сердце злодея. И царевна выпытывает у него не "Где твоя смерть?", а "Где твое сердце?" , ведь злодей - бессердечный. Волк так же везет царевича, а рыба достает из воды яйцо, которое выронила утка, улетая. Герой разбивает яйцо - злодей умирает.

-3

На самом деле, действительно, достаточно просто разбить яйцо - универсальный символ жизни. Есть много вариантов сказок, где так и происходит: герой разбивает яйцо - Кощей погибает. Можно сказать, жизнь Кощея в яйце, и смерть Кощея - тоже в яйце, только в разбитом. Смерть - она потенциально внутри жизни. Такая диалектика.

В иллюстрациях к книге русских сказок и былин 1874 года Кощей бесмертный всё еще предстаёт с характерно восточной внешностью. Вспомним, что в сказках его нередко заменяет Змей-горыныч, крадущий девушку. Змей-горыныч считается олицетворением татаро-монгольских завоевателей
В иллюстрациях к книге русских сказок и былин 1874 года Кощей бесмертный всё еще предстаёт с характерно восточной внешностью. Вспомним, что в сказках его нередко заменяет Змей-горыныч, крадущий девушку. Змей-горыныч считается олицетворением татаро-монгольских завоевателей

А что до иглы в яйце - у нас есть предположение, что это, так сказать, позднейшая вставка. Не исключено, что с развитием магических ритуалов, в которых активно использовались (кстати, именно с данной коннотацией) и яйца, и иглы, появилась игла и в сказочном яйце Кощея, - колдун, мол, спрятал свою жизненную силу с помощью злых чар.

Подробнее о ритуалах с металлическими предметами - в статье о медном тазе:

-5