Хотя большинство из нас считают, что мы далеко ушли в развитии от наших далеких предков, мировоззрение современного человека очень узко, предметно и поверхностно. В частности, это выражается в том, что древние космогонические мифы с течением времени оказались низведены до исключительно событийной фабулы, эдаких приключений. Как говорил какой-то деятель Голливуда, "дело кинематографа - рассказывать истории". Вот и все. "Пипл хавает", большего и не надо. Примерно так это выглядит сегодня:
Теперь - серьезно. Разумеется, жрецы и волхвы древности не для того создавали и передавали по наследству сложные обряды и мифы, чтобы развлекать себя и окружающих, а для того, чтобы сохранить сакральную информацию.
Слова "миф" и "эпос" еще в XI - XII веках переводились на русский как "кощуны" и "басни".
"Иные гудуть, иные бають ему и кощюнять" - "Одни играют для него на музыкальных инструментах, другие развлекают рассказами (бають) и рассказами более религиозно-мифологического, языческого толка (кощунят).
Кощуны как вид передачи сакральной информации связаны со жречеством, волхвами, так называемом волшебством. Их сказывали специальные люди - кощунники. Именно они подверглись суровым гонениям в период крещения Руси.
Поэтому и слову "кощунство" был придан такой негативный оттенок. Кощунство как религиозный обряд и кощунники как каста оскорбляли новую церковь одним своим существованием, ибо народ и покрестившись, не хотел отказываться от веры своих предков.
Славянские мифы, кощуны исполнялись старцами. "Кощунословие" в древних летописных источниках часто употребляется в связи с "кобением", что, вероятно, означало какие-то экспрессивные ритуальные жесты и телодвижения (в просторечье сохранилось слово "выкобениваться", тоже с явным искусственно привнесенным негативным контекстом).
Российский академик И. И. Срезневский, много изучавший русское устное народное творчество и переводные материалы, доказывает, что преисподняя, потусторонний мир, мир мертвых назывался у наших предков именно "кощное".