В то время как большинство молодых родителей в России переориентировались на более привычные имена для своих малышей, в Белоруссии бум на что-нибудь эдакое продолжается. Например, там продолжают называть дочерей Лунами (это имя персонажа из мультика).
По закону это нельзя
И это при том, что белорусский закон запрещает гражданам менять имена. Это правило. Исключений из него очень мало. Скажем, не хотите быть Перепёлкой Сергеевной, будьте любезны прославиться под каким-то псевдонимом. Тогда разрешат официально сменить данное при рождении имя на псевдоним в паспорте.
Второй путь: доказать, что твоё имя неблагозвучное. Для меня это совершенно непонятная процедура. Скорчить гримасу отвращения? Пригласить лингвистов для фонетической оценки? Тётенька в загсе на своё усмотрение оценит моё имя? А если у нас вкусы не совпадают, продолжать влачить ненавистное имя до конца жизни? Ну или пытаться осуществить первый вариант.
О запрете на смену имени узнала из статьи на портале "Минск-новости".
Правда, действует в Белоруссии подстраховочное правило: имя ребёнку можно сменить в течение его первого года жизни. Но и тут нужны особые обстоятельства! Как пояснила сотрудница минского загса, "просто хочу" - не повод.
Мама может обратиться с подобным заявлением, если ребёнка зарегистрировали без её согласия и участия. Если не дружите со свекровью, вовремя проверьте документы, чтобы без сюрпризов)
В унисон с Россией
Самые востребованные имена для чад в Белоруссии в последние годы те же, что и в России. Немного отличаются позиции внутри пятёрок-лидеров.
На Олимпе - София/Софья и Михаил. Да, уже второй год Мишеньки оставляют позади себя Сашенек. Но те не сдаются без боя, не покидают верхние пятёрки или хотя бы десятки в рейтингах российских и белорусских городов.
Также с ними наверху таблиц в Белоруссии Романы, Марки, Максимы, Тимофеи, Матвеи, Иваны, Артёмы. Как и в России, заметно убывает число желающих назвать малыша Артёмом.
Для девочек чаще всего белорусские родители выбирают имена - Анна и Ева. За ними в разном порядке (в зависимости от города) расположились Алисы, Василисы, Марии, Ксении. Это тоже созвучно с российскими тенденциями.
Эти тёзок вряд ли найдут
По части креатива белорусы в минувшем году превзошли даже москвичей. Обычно самые диковинные имена новорождённых мелькали в сводках именно московских загсов. Но 2024 год не стал там сенсационным.
А в белорусской столице в тот же период зарегистрированы Акулина, Евсевия, Дорофея, Матрёна, Айпери, Венди, Кайя, Хлоя, Афина, Луна.
Теперь в Минске живёт и маленькая Нефтида. Не потому, что папа нефтяник. Если кто не знает, так звали древнеегипетскую богиню, которая была связана с рождением человека и его пребыванием в мире мёртвых.
Её землячка-ровесница - Олиана. Мне такое имя не известно, знаю парфюм с таким названием, в России выпускают.
В Минске мальчикам дали такие редкие имена: Тарас, Альвиан, Бенджамин, Винсент, Дамиан, Леброн, Марсель, Реджеп, Элан, Браам Азриэль, Даниэль Джиденна, Кай Дионис, Геральд, Дилан, Данислав.
В информации от загса нет упоминания о национальностях малышей. Скажем, в Турции Реджеп - распространённое имя, возможно его родители оттуда.
Вряд ли такое имя выбрали по другой причине. Понимаю, что многие сейчас вспомнили номер Демиса Карибидиса и Андрея Скорохода (кстати, второй из них - белорус) о смене буквы в фамилии.
Там сотрудница паспортного стола жаловалась: некоторые хотят назвать ребёнка по месту его зачатия. И перечисляла что-то вроде: Ашан Алексеевич, Каршеринг Петрович, Дубай Максимович.
К тому же, в Белоруссии не только не разрешают менять имя без большой на то мотивации, но и не позволяют записывать малюток именами, которых не обнаружат в списках. И если что, надо сверяться с «Слоўнікам асабовых уласных імён».
А был случай, когда в нём не оказалось полного имени, но были четыре его составляющие - родители захотели дать чаду сразу четыре имени. Такой вопрос решали на высоком уровне - делали запрос в Институт языкознания.
И там на каком-то основании постановили: более двух имён нельзя.
Вот такие тенденции и неожиданности были в 2024 году в области имянаречения в Белоруссии.