Я не люблю хайп и никогда не стремлюсь ознакомиться с чем-то, что все обсуждают. Чем больше обсуждают, тем меньше желание. Так и "Игрой в кальмара": первый сезон вышел в 2021 году, а посмотрел я его только сейчас.
Жалею ли я, что упустил хайп? Нет, это позволило мне составить свое личное мнение, когда все обсуждения уже давно утихли.
Старые темы: На что ты готов ради выживания?
Как и многие современные популярные произведения, "Игра в кальмара" не дает зрителю какую-то новую оригинальную идею или концепцию. За основу взята старая тема с "играми на выживание": "Королевская битва" (2000), "Бегущий человек" (1987), "Смертельные гонки 2000" (1975), "Голодные игры" (2012), "Куб" (1997) . На ум приходят много названий. Данная тема хорошо исследована в Японии и на западе, в кино и литературе.
В большинстве показанных игр люди принимают участие недобровольно. Незащищенные слои населения: дети, преступники, бездомные. Их против своей воли выбрали, выкрали или привезли из тюрьмы, чтобы они приняли участие в смертельном состязании. Играй или умри, сражайся или сдайся сразу, жизнь - единственная мотивация.
Отсюда главный конфликт: желание выжить и нежелание убивать, которые противоречат друг другу. Ты или тебя? И если в начале подобных состязаний многие участники стараются избегать конфликтов и причинения друг другу смерти, то ближе к концу в них не остается ничего человеческого.
Эти фильмы говорят нам: из любого человека можно сделать зверя, если поставить его в нечеловеческие условия.
Чем отличается "Игра в кальмара"?
Мы видим здесь таких же незащищенных людей: игроманов, матерей одиночек, преступников, но самое главное должников, вся жизнь которых - бег наперегонки с кредиторами, коллекторами и бандитами, которые хотят либо вытрясти из тебя деньги, либо душу, раз уж ничего другого у тебя не осталось.
Люди в отчаянном положении, но так или иначе пришли сюда добровольно в надежде заработать деньги, закрыть долги и начать новую жизни. Уже принявшие правила, которые пока не до конца понимают.
В какой-то момент понимание того, куда они попали бьет их по голове, иллюзии утрачиваются и им даже дают шанс уйти домой. Они уходят, но вернувшись к своей жалкой жизни понимают, что им ничего светит и лучше умереть в погоне за хорошей жизнью, чем жить без будущего в постоянном страхе и отчаянии.
Что же это за жизнь такая?
Социальное неравенство и история создания
Автор сериала Хван Дон Хёк придумал основную идею сериала, основываясь на собственных финансовых проблемах в молодости, а также на социальном неравенстве в Южной Корее, которое судя по всему является большой проблемой.
Он жил с матерью и бабушкой и испытывал острую нехватку денег. В какой-то момент Дон Хек даже прекратил писать свой сценарий - пришлось продать ноутбук. Первый вариант сценария был готов еще в 2009, а источником вдохновения (кроме собственной жизни) послужили японские манги о выживании — «Королевская битва», «Игра лжецов» и «Игровой апокалипсис: Кайдзи».
Я хотел написать историю, которая станет аллегорией или басней на современное капиталистическое общество, что-то, изображающее конкуренцию в экстремальном виде, экстремальную конкуренцию жизни. Но при этом я хотел использовать персонажей, которых мы все встречаем в реальной жизни.
Два главных героя первого сезона отлично показывают таких героев: Ки Хун и Сан У. Две стороны самого автора выросшего с малоимущей матерью одиночкой и окончившего Сеульский университет, что возлагает большую ответственность и надежду бедной семьи.
Хван пытался продать свой сценарий различным продюсерским компаниям на протяжении почти десяти лет, но местные студии отвергали идею этого шоу, как излишне гротескную и слишком нереалистичную. Ха-ха, из 2025 это звучит реально смешно, ну и немного грустно конечно...
Комментируя своё возвращение к проекту, Хван заявил: «Это грустная история. Но причина, по которой я вернулся к проекту, заключается в том, что мир за последние десять лет изменился настолько, что эти невероятные истории выживания стали такими уместными… я понял, что настало время, когда люди сочтут эти истории захватывающими и реалистичными.
Действительно, яркие красивые картинки, жестокость и сюрреализм происходящего окружают нас сейчас и в реальном мире. Игра в кальмара кажется странной только чуть-чуть, к ее странности слишком быстро привыкаешь, как и ко всему безумию, что окружает нас последние годы. Кажется, что еще чуть-чуть и существование подобной игры в реальности нас бы не сильно удивило.
Чем можно заманить людей в подобные игры?
Психология игры
Игра в кальмара, как метафора игромании и других зависимостей. Как первые дозы обещают наркоману дальнейшее бесконечное блаженство, так и первые мелкие выигрыши кажутся игроману только началом будущего богатства.
Игрок сначала не понимает, что ставка в этой игре его жизнь, он осознает это позже и чем дольше он играет в игру, тем сложнее ее бросить, ведь он уже вложил в нее так много. Скоро наступает момент, когда ты психологически уже не можешь выйти из игры, иначе ради чего ты рисковал и страдал? Ловушка невозвратных затрат.
В казино люди неизбежно проигрывают и чем больше они проиграли, тем сильнее хотят отыграться, ведь кажется, что одна удачная ставка изменит все. Хочется обмануть систему, победить казино и уйти королем. В итоге люди часто ломают свою жизнь, оставаясь ни с чем. Казино всегда выигрывает.
Страх против жадности. В сериале есть много моментов, которые показывают поведение людей, мечущихся между страхом и жадностью. Это главные силы не только в игре, но и на финансовых рынках, вроде биржи.
Сейчас человек боится потерять все, а в другой момент жадность заставляет рисковать всем. Страх и жадность это эмоции, а эмоции плохой советчик в любой игре, особенно когда на кону твоя жизнь. Примеры этих эмоций мы видим не только в том, как люди играют, но и как ведут себя между играми. А ведут они себя значительно хуже, чем в обычных условиях.
Булки и лотерейные билеты. Мне отдельно понравился момент из второго сезона, когда зазывала в игры купил много булок и лотерейных билетов и пошел в парк к бездомным. Он хотел проверить, что они выберут, а потом показать им последствия выбора: если они выбирали билет, то скорее всего он был проигрышным, а от булки они отказались. Зазывала в конце показательно и злорадно растоптал все булки у них на глазах: "Это вы их выбросили и уничтожили своим выбором".
Мне кажется выбор большинства бездомных был верным. Булка - это очень краткосрочное удовольствие, минутное удовлетворение базовой потребности. Человек найдет себе булку еще, украдет или даже купит. А вот бесплатный шанс на новую жизнь больше ему не представиться. Кто даст ему лотерейный билет? Будет ли он его красть, рискуя быть пойманным? Будет ли покупать? Конечно нет. Люди выбравшие лотерейку на первый взгляд кажутся глупыми, жадными и жалкими, тогда как дело не в жадности. Просто билет дает шанс, а булка лишь на несколько часов сделает твою жизнь лучше. В этом смысле выбор лотерейного билета это более стратегический выбор, а показательное уничтожение булок это не какой-то моральный урок, а просто издевательство ради издевательства над людьми в сложной ситуации.
Игра, как издевательство, без урока. Чем по сути и является "Игра в кальмара".
За деньги нельзя купить счастье, если внутри все сгнило. Ближе к концу сериала мы ближе знакомимся с ЦА данной игры. У этих людей есть все деньги мира, но нет главного - радости в жизни и причины жить. В какой-то момент денег оказалось так много, что стало скучно и пресно жить.
Универсальный ли это сценарий? Не думаю. Этим людям стало скучно вполне закономерно, ведь единственной их целью было зарабатывание денег. Когда в этом отпала нужда, тогда и смысл в жизни пропал вместе с целью. Потребление не сможет заполнить дыру в твоей душе, каким бы шикарным и вычурным оно ни было.
Эти люди, ВИПы, совсем не особенные. Богачи во все времена искали изощренных развлечений. Это настолько же шаблонно, как поведение игромана на ипподроме. VIP-зрители "Игры в Кальмара" это такие же обычные люди, как и участники, просто в других условиях. Развращенные властью и роскошью они за доли секунды под дулом пистолета превращаются в существ намного более жарких, чем самый презренный из участников игры. Ведь те бьются за свое будущее, тогда как vip-зрители по сути своей уже мертвецы.
Вместо подобных зрелищ и сверхпотребления они могли бы что-то создать, но не способны на это. Типичные богачи в шаблонных золотых туалетах - тяжелый люкс и никакого смысла. Без радости и без морали.
Развитие идей и смещение фокуса: первый и второй сезоны
Первый сезон говорит нам, что игра жестока и бесчеловечна. На фоне игры мы видим поведение людей, попавших в жестокую и бесчеловечную систему. Слабые и необразованные люди проявляют милосердие и спасают жизни, а образованные и сильные люди предают и убивают. Игра здесь идет фоном, как нечто фатальное и непреодолимое для обычного человека.
Второй сезон меняет акценты. Организаторы дают больше свободы игрокам и выбора лишь для того, чтобы показать нам истинную суть людей, которых никто насильно не держит, но они все равно желают продолжать самоубийственную игру. Пока игра затягивает людей все глубже, распорядитель игр показывает Ки Хуну, что состязания не являются абсолютным злом, а ее участники ничуть не лучше.
Заставит ли это поменять мнение главного героя и отказаться от мести?
Проработка деталей, стиль и настроение
Как только сериал начинается мы сразу видим, что над визуальной частью и образами авторы поработали очень серьезно. При желании внимательный зритель может увидеть массу интересных деталей, вроде схематичного изображения будущих игр в комнаты отдыха.
Поскольку Netflix ориентировался на глобальную зрительскую аудиторию, то особый акцент в сериале был сделан на визуальный ряд, а правила детских игр были упрощены во избежание возможных проблем с языковым барьером. Яркие декорации и костюмы были созданы в стиле фантастического мира. Игроки и охранники носят одежду определённого цвета, которая лишает их индивидуальности и подчёркивает разницу между двумя группами. Бирюзовые спортивные костюмы игроков — отсылка к спортивной одежде 1970-х годов, известной как trainingbok. Источником вдохновения при создании коридоров и лестниц, похожих на лабиринты, послужили трёхмерные изображения лестниц Маурица Корнелиса Эшера. Сложная сеть туннелей между игровой площадкой, общежитием и административным офисом воспроизводит структуру муравейника.
Символика. На протяжении всего сериала три фигуры — круг, треугольник и квадрат — встречаются на карточках зазывалы, на масках охранников и в названии сериала. Эти фигуры являются отсылкой к игровому полю для детской «игры в кальмара». Эти же фигуры используются для визуальной иерархии охранников: круг - рабочий, треугольник - солдат, квадрат - менеджер. Распорядитель игр же настолько выше по иерархии, что маска его содержит в разы больше граней и углов, что ставит его на иной уровень.
Кроме того, данные фигуры представляют собой буквы корейского алфавита хангыль. Круг при романизации передаётся латинской буквой «O», треугольник является частью буквы «J», а квадрат передаётся как «M». Вместе «OJM» — это латинизированные инициалы Ojing-eo Geim, что в переводе с корейского означает «Игра в кальмара».
Контраст детских игр и игры на выживание, для большего сюрреализма происходящего. Детские игры по определению безопасная зона, в которой дети учатся познают мир, общество и общение между людьми. Ты можешь получить синяк, ссадину или с кем-то подраться, но это будет часть полезного опыта, который останется с тобой.
В этих же играх происходит обман ожиданий: игры детские и площадки нарочито красочные и безобидные, даже сама база выглядит как какой-то психоделический Диснейленд или домик Барби. Что может произойти плохого в таком окружении?
Очень много всего.
Интригующая (но скучноватая) концепция
Визуальный стиль и шок-контент это конечно не все, как оказалось. Во время просмотра в голове возникают вопросы: "кто за всем этим стоит? какая реальная цель этого мероприятия? есть ли тут какая-то тайна, постичь, которую просто так тяжело?"
Ответ в конце первого сезона логичный и реалистичный, но если честно немного разочаровывающий. Когда я смотрел первые серии в моей голове роились какие-то смутные идеи вроде "какого-то отбора на работу в будущем" или "убрать как можно больше должников с улиц, чтобы повысить уровень жизни в отдельно взятом городе", "может тут завязана какая-то мистика?" много странных смутных предположений о том, кем могут быть эти могущественные организаторы и зачем им все это нужно. Но ответ оказался достаточно банальным, чтобы сериал действительно можно было назвать странным.
С другой стороны это никак не портит впечатление от просмотра. Скорее моя личная придирка, когда начинаешь сравнивать с другими подобными историями и вспоминать свои мысли при просмотре.
Обычные люди в необычных обстоятельствах
Любая группа будь то организаторы или участники это люди, со своими целями, качествами и желаниями, на взаимодействии которых все и строится. Игры сами по себе скучны и банальны, только люди делают из них захватывающее зрелище.
Какие это люди? Обычные, вроде тех, что можно встретить на улице, в магазине или на работе. Лудоманы, домохозяйки, офисные работники, бандиты, бухгалтеры, финансовые воротилы, студенты и реперы. Перед нами срез общества, в котором мы видим почти все социальные слои, возрастные группы, с раделенияем по сферам, образованию, достатку, интеллекту и черт знает чему еще.
Вынуждены взаимодействовать. Пройди на улице мимо них и даже не обернешься, разговаривать не станешь. Но на игре они вынуждены оглянуться вокруг себя и понять, кто их окружает. Чего им бояться, как себя вести: как в прошлой жизни или попробовать какие-то другие тактики? Здесь бесхребетные персонажи проявляют чудеса положительных качеств и благородства, а образованные интеллектуалы превращаются в преступников и негодяев.
Не важно кто ты, важно что ты делаешь. В конечном итоге они все равны и не имеет значения какое у тебя образование, работа, пол и возраст. Важно ЧТО ты делаешь и КАК это влияет на людей вокруг тебя. Маски сброшены, слова кончились, осталось только действие в условиях, когда отсидеться в углу уже не получится. Каждому приходится делать шаг и сложный выбор или просто погибать бесславной безымянной смертью.
Выводы
Я не хотел смотреть этот сериал, подсознательно воспринимая хайп, как показатель чего-то низкокачественного и недостойного просмотра. Мой зарождающийся снобизм потерпел очередное фиаско, с чем я себя и поздравляю) Значит не все еще потеряно.
Почему я изменил свое мнение по каким причинам "Игра в кальмара" работает?
| Крутой визуальный стиль, который запоминается. Я не смотрел этот сериал 2 года, но я уже видел все ключевые элементы, которые осели в моей голове яркими образами. Маркетинг и дизайн на высоте.
∠ Умело сочетает контрастные вещи. Детские игры и кровавая жестокость. Как в "Игре престолов" никто не ожидал, что главные герои будут внезапно и мучительно погибать, так и тут жестокая развязка в конце первых испытаний вводит тебя в курс дела, как кулак хулигана, неожиданно прилетевший в лицо в незнакомом дворе. Тут все серьезно. Зритель вместе с героями начинает тревожно ожидать следующих жестоких игр и с подозрением присматриваться к очередным безобидным на первый взгляд элементам игровой площадки. Веселая музыка, яркие цвета и игры безопасными станут еще не скоро.
△ Напряжение и интрига, которая создается путем загадочности и странности показанной игровой площадки, символов и общей неправильности ситуации. Напряжение же создается контрастом между картинкой и сущностью происходящего. А напряжение помноженное на интригу вызывает некомфортный, но навязчивый интерес, который должен быть удовлетворен. Любой ценой, которую заплатят герои.
⃞ Наличие нескольких главных персонажей, за которыми интересно следить. В первой части мы видим нашу группу героев. Мы хотим, чтобы все они каким-то образом выжили. Можно ли, чтобы в этой игре победили несколько? А если нет, то кто сможет это сделать. Печаль от смерти некоторых героев (серия с шариками реально меня пробрала) сменяется интересом от того, какими будут следующие игры и события.
Если подумать, чем зритель сериала лучше этих VIP-богачей, которые платят за подобные жестокости? Пожалуй только тем, что зритель смотрит постановочное шоу, где в реальности все актеры и никто не умирает. Но много ли потребуется усилий, чтобы зритель сериала стал зрителем реального шоу, где все по настоящему? Раньше с этим проблем уже не было и подобных развлечений было много: публичные казни, гладиаторские бои и так далее.
Мы привыкли думать, что современные люди давно ушли от подобной жестокости, возвысились над ней.
Но действительно ли это так?
#игравкальмара #squidgame #жизньзрителя #корейскоекино
Читайте в Телеграм: https://t.me/zhizn_zritelya
Смотрите на YouTube: https://www.youtube.com/@zhizn_zritelya
Другие интересные статьи: