Найти в Дзене
Жизнь Зрителя

"Субстанция": слишком слабо для сенсации, слишком вторично для боди-хоррора | Жизнь Зрителя | Вы все правильно поняли

В последнее время на YouTube авторы любят клик-бейтные заголовки вроде "Вы НЕ ПОНЯЛИ фильм "Матрица"", "Вы НЕ ТАК ПОНЯЛИ Криминальное чтиво" или "Истинный смысл фильма "Наша Раша: Яйца Судьбы" - ладно, последнее мне было бы реально интересно посмотреть. Блогеры изо всех сил пытаются высосать из пальца какие-то странные теории и провокационным заголовком заставить кликнуть на видео. Хватит это терпеть! Я начинаю серию статей (и возможно видео), в которых говорю НЕТ, мы все ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛИ, фильм действительно не глубже, чем кажется на первый взгляд. Не стоит искать скрытые смыслы там, где их нет. Хорошим примером будет фильм "Субстанция", который я посмотрел только что. Актуальный вопрос последние лет 10. Все пытаются продать нам самосовершенствование, успех, красоту и молодость. Инфоцыгане, бизнес-коучи, гадалки, таро. поддельные хирурги, которые калечат своих пациентов, продавцы бесполезных и вредных добавок. Куча мошенников, преступников и идиотов, которые готовы на все, лишь бы об
Оглавление

В последнее время на YouTube авторы любят клик-бейтные заголовки вроде "Вы НЕ ПОНЯЛИ фильм "Матрица"", "Вы НЕ ТАК ПОНЯЛИ Криминальное чтиво" или "Истинный смысл фильма "Наша Раша: Яйца Судьбы" - ладно, последнее мне было бы реально интересно посмотреть.

Блогеры изо всех сил пытаются высосать из пальца какие-то странные теории и провокационным заголовком заставить кликнуть на видео. Хватит это терпеть! Я начинаю серию статей (и возможно видео), в которых говорю НЕТ, мы все ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛИ, фильм действительно не глубже, чем кажется на первый взгляд. Не стоит искать скрытые смыслы там, где их нет.

Хорошим примером будет фильм "Субстанция", который я посмотрел только что.

На что вы готовы, чтобы стать лучшей версией себя?

-2

Актуальный вопрос последние лет 10. Все пытаются продать нам самосовершенствование, успех, красоту и молодость. Инфоцыгане, бизнес-коучи, гадалки, таро. поддельные хирурги, которые калечат своих пациентов, продавцы бесполезных и вредных добавок. Куча мошенников, преступников и идиотов, которые готовы на все, лишь бы обманом выудить денег из доверчивых людей.

Отличная тема для исследования в рамках фильма. Наверное так подумала и режиссер Корали Фаржа, но реализовала ее не так интересно, как могла бы.

Сюжет и его условности

Слава голливудской звезды Элизабет Спаркл осталась в прошлом, хотя она всё ещё ведёт фитнес-шоу на телевидении. Когда её передачу собираются перезапустить с ведущей помоложе, от отчаяния Элизабет решает принять инновационный препарат, создатели которого обещают невероятное преображение, но при соблюдении правила одной недели. Так на свет появляется молодая красотка Сью. Девушка начинает делать карьеру в шоу-бизнесе и вскоре решает, что семи дней ей маловато.

Звучит интересно, да и не будут же давать приз за лучший сценарий на Каннском фестивале за какую-то фигню?

Корали Фаржа
Корали Фаржа

Ну тут как посмотреть. Начнем с того, что вся ситуация показанная в фильме отдает какой-то искусственностью и подчеркнутой гротескностью. Представьте: ты как звезда скоро закончишь карьеру секс-символа, у тебя все хорошо, тебя еще помнят и любят фанаты. Да, есть минусы в виде начальника сексиста, идиота и просто омерзительного человека, но в общем и целом все не так уж плохо. Особенно из окон шикарного пентхауса, наслаждайся жизнью и отдыхай.

Достаточен ли накал ситуации, чтобы пойти по подозрительной наводке странного доктора в какую-то подворотню за непонятным веществом кислотного цвета, которое нужно вкалывать себе в вену? Я думаю нет. Опустим вопросы о том, зачем доктор дал ей наводку на препарат, кто эти таинственные производители и зачем им все это нужно. Представим, что все это логично и работает.

-4

Но оно не работает: героиня с самого начала не вызывает ничего кроме недоумения: зачем ты туда пошла? Инстинкт самосохранения, критическое мышление? Ты где-то слышала крутые отзывы от коллег по цеху про эту субстанцию?

Я бы понял такой безрассудный шаг, если бы слава героини давно прошла, она лишилась бы всего из-за угнетающих мужиков и всей этой медиа-индустрии. При текущих же вводных поведение героини выглядит как полное слабоумие, без отваги.

Актуальные темы, которые забыли нормально раскрыть: Сексист мизогином погоняет

Какие еще темы поднимает фильм? Темы жестокости шоу-бизнеса, объективации женщин, сексизма, комплексов, психологических проблем, мизогинии и не только. Важные темы, которые иногда пытаются поднимать в большом кино, это здорово.

-5

Но как это сделано? Очень топорно и примитивно. Через картонных, похотливых и мерзких мужиков, которые смотрят на женщин исключительно, как на мясо и не способные думать ни о чем, кроме как о формах перед своими глазами. Такими одномерными примитивами показаны все герои мужского пола: молодой врач, босс теле-компании, и даже старичье акционеры этой компании. Такое ощущение, что это подростки из "Американского пирога", а не взрослые люди. Единственная задача этих "персонажей" - показать, как главным героиням тяжело и как ужасно несправедливо сложилась вся эта ситуация.

-6

Режиссер видимо просто не любит мужчин либо в угоду своему слабому сценарию была вынуждена показать их только такими.

Оземпик на максималках или как сделать ремонт в ванной своими хрупкими руками

Сама субстанция вызывает еще больше вопросов. Кто ее сделал и с какой целью? Чего добивается эта организация? Непонятно.

У этого вещества нет даже нормальной инструкции, только пошаговые карточки, как в настольной игре для самых маленьких: делай раз, делай два, делай три, не жульничай, атата. Детский сад.

-7

Самое интересное, что актриса и модель каким-то образом разбирается в неочевидных медицинских манипуляциях: не только сама себе делает внутривенную инъекцию, но и ставит капельницу своей копии.

"Шаг 2: Стабилизируйте каждый день." Стабилизировать что?! Героиня каким-то образом все правильно понимает. Удивительно.

Дальше больше. Обновленная звезда в какой-то момент решает сделать потайную комнату в своей ванной, сама демонтирует часть стены, устанавливает дверь и делает идеальный тайник для тела. Она что кроме медсестры еще и строителем подрабатывала?!

Актриса, модель, медсестра и строитель - действительно лучшая версия тебя! А ты не хотел обновляться
Актриса, модель, медсестра и строитель - действительно лучшая версия тебя! А ты не хотел обновляться

Сюжет действительно продуманный, лучший в прошлом году, браво.

Карикатурный шоу-бизнес и беды с головой

В 2024 году с серьезным видом показывать шоу в виде аэробики для домохозяек из 80-х, как главное занятие героини - это сильно. Такое еще снимают? Это реально кто-то смотрит? Кто целевая аудитория? Для кого этот гипертрофированный эротизм? Это явно смотрят не мужчины, а дамы средних лет. Тут не нужна молодая и горячая новая ведущая, отлично подойдет та, что уже есть.

И потом: это реально та работа, о которой будет сожалеть звезда с Оскаром?

К звезде конечно есть много вопросов. Кто станет в здравом уме вкалывать в себя неизвестное вещество без инструкции, отзывов и с непонятным эффектом? Человек не очень далекий. В отчаяние героини я не верю, ведь у нее в жизни все было хорошо.

С другой стороны мы видим как она себя ведет и понимаем, что ей нужна не субстанция, а помощь специалистов другого рода. Ее неуверенность в себе и комплексы не просто приводят ее к кошмарному (и одновременно комическому) финалу, но и выглядят жутко. Чего стоит только сцена со сборами на свидание со старым одноклассником. После нее вопросов к ней у меня не остается - она глубоко нездоровый психически человек.

"Ты лучшее, что во мне есть"

-9

Отказаться от новой версии себя? В какой-то момент Элизабет может прервать эксперимент, пока не стало слишком поздно, но не делает этого. Ведь кроме славы и красоты у нее ничего нет. Пустая жизнь без смысла, радости и цели. Она не может с этим смириться, а потому продолжает самоубийственный эксперимент, лишь бы только ее (хотя бы в другом обличье) любили, ценили и обожали.

Попытки заслужить любовь. В этот момент по идее на себя должны посмотреть критическим взглядом все, кто изо всех сил пытается заслужить внимание, славу и любовь у публики. Все те, кто ложиться под нож хирурга, вкалывает себе разные вещества во все части тела, строить идеальный образ в соцсетях. Ради чего вы это все делаете? Ради иллюзии признания, принятия и любви. Любви, которая в реальном мире не "заслуживается", а просто дается бесплатно.

Боди-хоррор, который не работает

-10

Первая часть фильма несмотря на все условности интригующая и многообещающая. Атмосфера безумия потихоньку затягивает зрителя и ты понимаешь, ощущаешь, что дальше будет только хуже. Это липкое предчувствие заставляет нервно сглатывать слюну и смотреть дальше, ведь воображение уже рисует перед тобой ужасные сцены.

Но все это не работает по одной простой причине: тебе наплевать на главную героиню. Зрителю она не близка, не вызывает симпатии, эмпатии и других человеческих чувств. Эмпатия для боди-хоррора очень важна, ведь зритель должен ассоциировать себя с главным героем и представлять его ужасные превращения на себе.

Здесь такого не происходит, а значит весь потенциал жанра растрачивается на провокационный китч, который не удивляет. Последняя треть фильма вообще воспринимается, как треш-комедия. Монстр наряжается на мероприятие, литры бутафорской крови, путь на финальное шоу (с каких пор по ТВ показывают голые груди в вечернем шоу!?) и финал на звезде славы воспринимается, как комедийный маразм на грани безвкусия, которую фильм с разбегу перепрыгивает. Серьезно такое воспринимать уже не получается.

Культурные отсылки или "ты мужчина, тебе не понять"

"Муха" (1986)
"Муха" (1986)

Боди-хорроры работают, если мы видим, как привлекательная личность переживает страшные трансформации, например в фильме «Муха», где гениальный ученый из-за роковой случайности стал превращаться в монстра. Он все понимал, но ничего не смог с этим поделать. Положительный персонаж, который не выбирал подобных превращений, отчего и все его трансформации тела и разума из-за эмпатии ощущались намного более отвратительными и ужасными. Ты представляешь на его месте себя, что и вызывает основной страх и отвращение в подобном жанре.

"Реаниматор" (1985)
"Реаниматор" (1985)

В "Субстанции" (сама жидкость это видимо отсылка на фильм "Реаниматор") ты не проецируешь на себя изменения главной героини: ведь даже за деньги не оказался бы в этой подворотне. Можно возразить: "ты мужчина и тебе не понять всех страхов женщин, которые показаны в этом фильме". Я согласен, всех не понять и не прочувствовать. Моя девушка после просмотра сказала: «этот фильм вызывает страх старения». Возможно если бы я был женщиной, то от фильма мне стало бы плохо и страшно на многих уровнях.

С другой стороны в фильме был персонаж молодого доктора, который тоже воспользовался субстанцией. Но его показали, только, как пугалку для героини и совсем не раскрыли тему субстанции и превращений с мужской точки зрения. Упущенная возможность, может быть тогда я бы проникся бы фильмом сильнее?

Неизвестно. Зато вот вам еще одна отсылка, которая почти сразу приходит в голову при просмотре:

По признанию Корали Фаржа, основным источником вдохновения для создания фильма послужил роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Что понравилось: Деми Мур и спецэффекты старой школы

Практические эффекты активно использовались в боди-хоррорах и фильмах ужасов, бум которых был в 80-е. Компьютерная графика тогда была редкостью - художникам и гримерам приходилось применять все свои искусство, чтобы показать зрителям реально жуткие культовые образы. Например, как в фильме "Нечто" (1982), монстры из которого, как мне кажется повлияли на монстров "Субстанции".

"Нечто" (1982)
"Нечто" (1982)

Сейчас компьютерная графика порой неотличима от реальности, но жуткие монстры все еще смотрятся убедительнее, если применять эффекты старой школы. Это долго, трудозатратно и тяжело для актеров, но этого того стоит. Одно из немногих решений, которое было принято грамотно в этом фильме. Эффекты хороши.

По словам Деми Мур, пластический грим требовал от 6 до 9 часов фиксации, а держался только ограниченное время.

Понравилась так же и сама Деми Мур, особенно на фоне всех остальных персонажей, которые мелькают в кадре только как фон ее ужасающего финала. Деми молодец, все остальные не вызывают особых эмоций. Болванки, картонки, наброски персонажей - это легко мог бы быть фильм одного актера.

Итоговое впечатление: слишком скучно для боди-хоррора и неинтересно для искушённого зрителя

"Бомж с дробовиком" (2011)
"Бомж с дробовиком" (2011)

Создателям не хватило чувства меры и вкуса. Такое ощущение, что ты посмотрел не фильм, а серию "Южного парка" из последних выдохшихся сезонов. Социальные темы есть, сатира есть, шок-контента выше крыши, нет только самого главного - таланта, чтобы красиво слепить все это вместе.

Это было настолько в лоб, тупо и буквально, что искать какие-то скрытые дополнительные смыслы не хочется. Очевидные параллели с реальностью, где безумная мода на молодость и худобу заставляет людей скупать и колоть себе оземпик с непонятными побочными эффектами. Пластические операции: губы, комки Биша, брови, и другие субстанции, которые делают себе не только актеры и политики, но и обычные люди.

-15

На что человек готов пойти ради признания и мнимой любви? Как сильно он готов себя изуродовать, ради иллюзии востребованности и принятия? Может быть все же стоит принять себя и полюбить? Именно к этому приходит в конце героиня, когда пытается прикрыть свой кошмарный облик оригинальным фото, какой она была до превращения. Но для такого осознания слишком поздно.

В фильме все выкручено на максимум, чтобы через шок-контент донести эти простые мысли даже до идиота. Режиссер прямым текстом цитирует определенные фразы несколько раз, повторяя и подчеркивая, сделанную Элизабет ошибку. Жаль только не оставляет зрителю места для того, чтобы подумать самому. Кто целевая аудитория? Современные селебрити и инфлюенсеры, которые не думают и делают себе все возможные операции и «апгрейды»? Они не воспримут это так же, как курильщики не воспринимают картинки с раком на пачке сигарет.

В фильме нет глубины, все темы затронуты кое-как, а в конце скатываются в фарс и треш. Что нового должен почерпнуть для себя зритель? Это треш-аттракцион, который маскируется под что-то большее. Боди-хоррор непростой жанр, ведь если ты немного переборщишь, то вместо шокирующего эффекта получишь по итогу смех, будто смотришь не остросоциальную кровавую драму, а фильм "Мачете" или "Бомж с дробовиком". Примерно так это и ощущается. Только "Мачете" было весело смотреть от начала и до конца, ведь режиссер знал, что делал, а зритель понимал куда шел.

Что не смеетесь? Не смешно вам? Не поняли?
Что не смеетесь? Не смешно вам? Не поняли?

Как аттракцион и непреднамеренная комедия "Субстанция" мне даже понравилась. Это так тупо, что даже местами хорошо. Да и в текущее время мнимой толерантности такое кино видимо выглядит свежо и смело.

На деле же еще 40 лет назад подобное снимали намного изобретательнее и круче.

А что думаете вы?

#субстанция #жизньзрителя #бодихоррор

Читайте в Телеграм: https://t.me/zhizn_zritelya

Смотрите на YouTube: https://www.youtube.com/@zhizn_zritelya

-17