Найти тему

Почему первоклассники и их родители не любят прописи. 7 причин, почему овладеть письмом не получается.

1. Слабая рука или недостаточно развитая мелкая моторика рук

Учитель сообщает родителям о том, что ребенок хорошо работает на уроке, дает интересные ответы, но рука слабая. В дошкольном возрасте дети с недостаточно развитой моторикой неправильно держат вилку и ложку, не могут застегнуть пуговицы или кнопки, зашнуровать обувь, не любят рисовать, лепить, конструировать, плохо владеют ножницами, могут отличаться логопедическими проблемами. Школьники же с недостаточно развитой моторикой имеют неаккуратный, неразборчивый почерк, работы по технологии и рисованию вызывают трудности. Заботливые родители мастерят поделки за своих детей или дорисовывают работу, чтобы сдать ее учителю в срок. Все это приводит к снижению мотивации и нежеланию учиться в школе.

2. Недостаточно развитые графические навыки

Это ситуация, когда ребенок плохо справляется с графическими заданиями «Дорисуй вторую половину», «Скопируй по образцу», «Продолжи узор». В рисунках ребенка неровные, дрожащие линии, сильный или слабый нажим, размер слишком крупный или мелкий по сравнению с образцом, возникают трудности с проведением ровных линий в определенную точку или волнистых линий, они получаются зубчатыми. Психологи и нейропсихологи выделяют примерные возрастные критерии овладения графическими навыками. Если интересно, пишите в комментариях, и я расскажу подробнее о них. Невозможно научить ребенка писать без формирования общей координации движений (задержка дыхания при письме свидетельствует об отсутствии координации), чувства ритма, развитых психических процессов (слухового внимания, памяти, восприятия).

Как хорошо уметь писать!
Как хорошо уметь писать!

3. Слабое межполушарное взаимодействие

Мозг человека состоит из двух полушарий. У кого-то лучше развито левое полушарие, у кого-то правое, идеальный вариант, когда функционируют оба полушария синхронно. Для этого необходимо развивать межполушарные связи. Они помогают быстро переключиться с одной деятельности на другую, способствуют интеллектуальному развитию. Из-за неправильной обработки информации мозгом возникают трудности в овладении письмом, счетом, запоминании. Это может выражаться в зеркальном написании букв и цифр, плохой памяти, логопедических отклонениях, неловкости движений, агрессии, отсутствии познавательной мотивации. Материал о том, как развивать межполушарные связи, ищите на моем канале.

4. Недостаточно развиты пространственные представления

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, а также владеть основными пространственными понятиями (справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, между, над, под, около). Особенно сложно леворуким детям и амбидекстрам, они в зоне риска.

5. Реакция родителей на результат письма

Надо понимать, что процесс овладения письмом сложный, поэтому не может сразу быть ровно и красиво. Часто бывает так, что ребенок старался выводить элементы букв, слоги или слова, а взрослый, посмотрев в пропись, не обрадовался увиденному. «Почему так плохо?», «Ты что издеваешься надо мной?», «Как курица лапой». Такая критика не способствует каллиграфическому письму, наоборот, вызывает негативные эмоции. Чтобы понять, что это сложно, предлагаю следующий эксперимент: возьмите ручку в левую руку, если ваша ведущая рука – правая, и напишите столько же, сколько и ребенок. Сравните, что получилось у вас и вашего школьника. Чтобы записи в прописи становились лучше, эффективно следующее: найдите и выделите те элементы букв, слоги или слова, которые получились особенно хорошо, зафиксируйте внимание ребенка на том, что правильно, ровно, красиво, подсчитайте, сколько их в строчке. А на следующий день сравните, таких элементов букв, слогов или слов будет больше. Похвалите ученика за то, что удалось, и ему захочется сделать еще лучше!

6. Отсутствует мотивация к обучению в школе

Письмо – монотонная и скучная работа. Если первоклассник не знает обязанностей школьника, не принимает их, не готов выполнять новую социальную роль, то любое кропотливое занятие вызывает у ребенка нежелание его делать, отсюда грязь, пропуски букв, неаккуратность, отказ выполнять домашнее задание. Бывает и по-другому: при подготовке к школе ребенок всему научился, в том числе и писать. Теперь это вдвойне монотонная и скучная работа, поэтому первоклассник не испытывает желания показать свои умения, его привлекает более сложная деятельность.

7. Просто устал

Ситуация, когда ребенок ждет возвращения мамы с работы, чтобы приступить к выполнению домашнего задания, приводит к тому, что первоклассник не умеет работать самостоятельно, концентрировать свое внимание без дополнительных стимулов со стороны взрослого, организовать свое рабочее место, выключив телевизор и убрав в сторонку телефон. Именно при подготовке к школе родитель продумывает жизнь первоклассника после уроков, составляет вместе с ним план дня и расписание на неделю, а также учит его придерживаться намеченного. Подумайте, может быть, ребенок просто устал. Не перегружен ли он дополнительными кружками и секциями?

Теперь, когда мы понимаем возможные причины кривых букв и слез ребенка, мы можем помочь ему справиться с этими трудностями при овладении каллиграфического письма. Если Вы сталкивались с подобными ситуациями и можете поделиться своим опытом или Вам нужна консультация, пишите в комментариях.

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Читайте дальше:

Как развивать межполушарные связи
Всё о дошколятах и не только5 сентября 2022
Учим дошкольника ориентироваться в пространстве
Всё о дошколятах и не только10 сентября 2022
Графические навыки. Что может освоить ребенок в каждом возрасте
Всё о дошколятах и не только8 октября 2022