Друзья! Доверие к специалисту (психологу, логопеду, репетитору) складывается на основании той информации, которую можно найти о нем до первого обращения. Вы изучаете его социальные сети, сайт, читаете статьи, собираете отзывы и принимаете решение, обратиться ли к нему за помощью.
Предпочитаю давать подобную информацию «из первых уст», поэтому и пишу эту статью.
Вы приходите на очную встречу, способствующую установлению контакта и пониманию, подходит ли именно вам выбранный специалист.
Для меня, как педагога-психолога, первая консультация – сбор информации о ребенке, его анамнезе развития, о детско-родительских отношениях. Эта встреча – возможность проанализировать ситуацию, выстроить гипотезу о причинно-следственных связях, приведших к тем трудностям, с которыми ко мне обратились.
И здесь работает правило: после каждой встречи, независимо от принятого решения – продолжать или нет взаимодействие, родитель уходит с материалами для самостоятельного изучения и практическими рекомендациями, что следует сделать прямо «сейчас», чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Бывает, что вы выбрали грамотного специалиста, а процесс взаимодействия с ним не выстраивается. Что-то настораживает или раздражает: голос, манера общения, маркетинговые решения, предлагаемые рекомендации. Это естественный ход событий. Главное, не делать обобщающих выводов, а искать того специалиста, который подойдет именно вам и вашему ребенку.
Более того, специалист вправе отказаться от работы с вашим случаем. Я не возьму в работу ребенка, если понимаю, что не смогу быть для него полезной, не смогу выстроить коррекционный маршрут и получить планируемые результаты, например, в связи с поставленным ему медицинским диагнозом. Действую только в рамках своей компетенции!
Результаты индивидуального образовательного маршрута ребенка напрямую зависят от того, насколько родители готовы помогать и, в большинстве случаев, меняться, развиваться и выполнять мои рекомендации. Интуиция и опыт меня в этом никогда не подводили.
Были ли ошибки и неудачи? Были. Дважды тогда, когда брала в работу младшего школьника из чувства жалости к ребенку, понимая, что взрослые не готовы к совместному упорному труду, и основываясь на убеждении, что смогу изменить ситуацию.
Если результаты не появлялись в течение первых 5-8 занятий, я показывала промежуточные минимальные изменения и отказывалась от дальнейшего сотрудничества. Почему? Потому что не выполнялись домашние задания, неверно интерпретировались рекомендации, а взрослые не прикладывали усилий или считали, что проблема в ком или в чем угодно, только не в тех взаимосвязях, которых были очевидны.
Правило второе: осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка не буду только из-за возможности заработать деньги. Репутация и время, спокойствие и удовольствие от результатов труда намного ценнее.
Когда желание помочь ребенку исходит от двух сторон: родителей и специалиста – они объединяют свои усилия и добиваются успеха. Спустя 2-3 недели работы с ребенком изменения замечают учителя и окружающие. А эффект наращивается и закрепляется в течение 3-6 месяцев. Как правило, дети продолжают заниматься до конца учебного года. С удовольствием приходят на занятия, приобретают новые знания о себе и опыт, которые применяют в учебной деятельности и общении.
Прикрепляю отзыв мамы ниже таким, каким он был прислан мне.
«Сыну 8 лет, занимается с Еленой Александровной третий месяц. Ходит на занятия с удовольствием. Ему нравится разнообразие заданий и упражнений - это и на компьютере, и с мячиком, оригами, лепка и многое другое. Сын получает рекомендации, которые он может реализовать в разных ситуациях как в школе, так и дома.
Мне очень нравится, как Елена Александровна взаимодействует с ребёнком, меняет ход занятия, если он заскучает, или тяжело идёт материал, или даже если пришёл в плохом настроении. После каждого занятия я получаю обратную связь с описанием того, что прорабатывалось и с помощью чего.
Невролог поставила сыну диагноз СДВГ, и мы вышли из кабинета с планом медикаментозного лечения на половину листа и всё. С консультации от Елены Александровны я вышла с практическими рекомендациями о том, как взаимодействовать с сыном, самое главное я поняла, чего от него категорически нельзя требовать, поскольку он просто не может это сделать. И это было одно из самых ценных знаний.
Благодаря полученным знаниям, перестроенным взаимоотношениям в семье и умениям и навыкам, которые отрабатываются на занятиях, с ребёнком стало легче договориться; если раньше он при неудачах и трудностях бросал дело, сейчас проявляет упорство в достижении результата, пробует снова и снова пока не получится; стал более инициативным; легко отзывается на возлагаемые обязанности по дому; более уверенно отвечает у доски в школе; раньше ему были безразличны похвала, оценки или замечания, а теперь он стремится выполнять задания лучше, старается, как может, есть желание делать д/з самостоятельно.
Выражаю огромную благодарность за помощь, за то, что я понимаю теперь своего сына лучше, сейчас я могу не раздражаться на какие-то моменты в его поведении, а с помощью полученных механизмов изменить их или осознать причину, теперь я смотрю на него со стороны его сильных качеств, очень радуют происходящие в нём изменения."
При выборе специалиста руководствуйтесь точными представлениями об образовании и специализации психолога. Ведь ортопед не оказывает стоматологических услуг, а хирург не лечит гипертонию.
А у вас был опыт работы с педагогом-психологом? С какими трудностями столкнулись? Как выбирали специалиста? Пишите в комментариях, мне искренне интересно.
Рассказ о себе напишу в следующих публикациях. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!