Просматривая рабочие тетради дошкольника или работая с буквами и цифрами дома, родители могут заметить, что дети пишут цифры или буквы «зеркально».
Причем, когда малыши копируют с образца, они совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме цифр и букв по памяти. Кроме того, зеркально дошкольники могут писать одномоментно, изредка.
Если ребёнок дошкольного возраста не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу: путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве – над, под, между, позади, впереди, то ему будет сложно усвоить тонкие различия оптически сходных букв.
Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.
Один из способов выявления таких предпосылок: возьмите два карандаша, один из них положите на столе в вертикальном направлении, а другой приложите к нему с правой стороны под прямым углом. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально».
Что делать, если дошкольник пишет зеркально?
1. Начинать следует с четкой дифференциации ребенком правой и левой руки. Затем учим дошкольника ориентироваться в собственном теле, то есть воспитываем умение безошибочно находить правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку.
2. Затем переходим к следующему этапу: развитие ориентировки в окружающем пространстве с учетом правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?)
3. Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: тетрадь справа от книги, ручка слева от тетради, медведь справа от тетради, лисичка слева от зайца; что находится под коньками, над мячом.
Игры и упражнения, способствующие развитию зрительно-пространственного восприятия:
1. Игра «Волшебный мешочек» - учим ребенка воспринимать предметы на ощупь.
2. Игра «Построй по росту» - учим соотносить предметы по величине; необходимо построить предметы по росту.
3. Игра «Найди отличия»: огурец и банан, мяч и воздушный шарик, стул и кресло, яблоко и апельсин – учим находить отличия у похожих предметов.
4. Игра «Чем мы похожи»: корова и коза, груша и яблоко, ромашка и роза, стол и стул – учим находить схожие признаки у предметов.
5. Игра «Сложи картинку» - учим составлять из частей целое.
6. Игра «О чем я говорю», «Отгадай загадку» - ведущий описывает какой-либо предмет, ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь – формируем умение выделять признаки в предмете.
7. Игра «Какое время года» - ведущий называет признаки времен года, а ребенок должен угадать, о каком времени года идет речь; ведущий произносит название месяца, а ребенок называет время года; ведущий называет время года, а ребенок перечисляет его признаки – учим различать основные признаки разных времен года.
8. Игра «Узнай форму» - узнаем в окружающих предметах форму геометрической фигуры – формируем эталоны формы.
9. Игра «Перевертыши» - превращаем круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
10. Игра «Как пройти к зайке?», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь» - ориентация в пространстве по плану-схеме.
11. Рассматривание картины, репродукции, рисунка – закрепляем пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, рядом.
Для профилактики и коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:
· сопровождение пальчиком по цифре или букве;
· обведение цифры или буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием);
· развитие тактильных ощущений (необходимо узнать, какую цифру, букву, предмет «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка);
· написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);
· моделирование цифр, букв из палочек, реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Конструирование цифр и букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка;
· поиск букв, наложенных друг на друга;
· выделение цифры, буквы, предмета, написанные или нарисованные одна на фоне другой.
· развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Ставьте 👍 или 👎. Если возникли вопросы, спрашивайте, с удовольствием отвечу на них.
Похожие статьи: