Вступление автора
Это история о жизни разных людей: врачей, больного, детей и племянников пациента. Объединенных вокруг внезапной и тяжелой болезни.
История представляет интерес как рассказ, сочетающий медицинские, психологические и социальные особенности процессов, возникающих вокруг больных в непрофильных стационарах и в крайне тяжёлом состоянии.
Введение
В любой профессии случаются как интересные задачи, так и максимально сомнительные по успешности. Бывает еще, что череда неудачных попыток и/или чей-то авторитет из профессионального сообщества табуируют задачу как «нереальную».
В случае если Вы инженер, это настоящий вызов с количеством попыток, зависящих лишь от Ваших воли и терпения. Ваша неудачная попытка приведет к тому, что изделие не пройдет контроль и не будет допущено в работу. И Вы сможете снова пробовать решать задачу, исходя из вновь полученного опыта. Рано или поздно – кто-то «вскроет» табу и назовет нерешенную задачу решенной!
В работе врачей реаниматологов существует одна попытка, а в организме человека есть понятие «точки невозврата». До этой черты, точки – попытки помочь и экспериментировать возможны, после – бесполезны. И продукт, который мы производим – не что иное как «здоровье» и часто даже «жизнь». Любой провал в решении специфической задачи реанимационных пациентов – жизнь человека.
Судьба больного, его близких, нас самих (про переживания неудач размещал отдельный пост) – неизбежный результат удачи или неудачи каждой работы реаниматолога.
Идейная часть
Я врач анестезиолог-реаниматолог. Одна из задач звена частного здравоохранения, в котором я часто участвую – медицинская транспортировка реанимационных пациентов на новый этап лечения. То есть перевозки больных из одной больницы в другую – более высокого уровня.
В «отчаянных» ситуациях, когда вероятность доставить больного живым близка к нулю, логика и разум могут давать сигналы «не беритесь за работу, успех которой не очевиден хотя бы на половину». Профессиональное существо, с нашим самомнением и опытом, может говорить обратное «за это не взялся никто, а мы сможем».
ПегасМед многим известен как компания, берущаяся за самые сложные случаи, и доводящая их до положительного финала. Но злые языки, которые тем острее, чем предприятие успешнее, при любой неудаче скажут – «взяли и убили, лучше бы не трогали и дали шанс вылечить на месте». Даже если шанса на месте – нет.
Давно отбросил мысли о полит обстановке. В нашем деле цель может быть только одна, помочь. А репутация никогда не пострадает, если работали на пределе сил и тайминга.
Каждый раз в сложной ситуации проблема материализуется лишь тогда, когда ты у постели больного, лично оцениваешь ситуацию, готовишь организм больного к поездке. Здесь у тебя и возникает Задача ответить на вопрос «как». Так вот, если ответ на то, «как мы сможем» - не появится, предприятие примет форму авантюры. Если ответ появляется – успех будто-бы становится ближе и за этот шанс (для больного – последний) нужно браться.
Знакомство читателя с будущим пациентом
Пациент в Астане. 70 лет, мужчина. Социально активный. С сахарным диабетом. В отделение реанимации его привело плохое самочувствие и череда событий, произошедших ранее.
2 месяца назад обострился калькулёзный холецистит, впервые выявлен и прооперирован. «Камень в желчном пузыре», скажем проще.
Мужчина после операции поехал на восстановление в санаторий. Простудился. После нескольких дней недомогания уехал из санатория.
После ещё нескольких дней температуры и сомнительной картины рентгенологического исследования легких – госпитализирован. Лечили 2 недели в больнице по поводу пневмонии. Выписан на восстановление домой. Ещё через 10 дней опять занемог. Обследован в дневном стационаре. Оказалось накопление жидкости в плевральной полости слева. Жидкость эвакуирована, пациенту легче, вернулся домой с обновленными назначениями лечения.
Видимо, плевропневмония вновь прогрессировала (иммунитет у пациентов с высокими сахарами снижен). Почувствовав приближение неблагоприятного сценария, пациент самообращением прибыл в одну из Федеральных клиник Астаны, ровно за 2 дня до перевода на искусственную вентиляцию легких из-за продолжающегося ухудшения.
Знакомство с родственниками
Один за другим, в течение полу часа на круглосуточной call- центр ПегасМед звонят люди с одним и тем же поводом. 3 звонка с различных мобильных телефонов – помочь пациенту в городе Астана. Это уже свидетельство проблем и отчаяния, настигающих близких перед лицом опасности выживания родного человеку.
Позвонил сын пациента, через 10 минут племянник, потом второй сын. 2 телефонных номера Астаны (дети), 1 московский (племянник).
Все 3 контакта «спустились» от диспетчера ко мне (врачу, курирующему самых тяжело больных пациентов). Консультация коллег по подготовке больного к транспортировке реанимобилем или самолетом, поиск профильного лечебного учреждения, формирование медицинской бригады и их оборудования – то малое, что я обязан делать при каждом подобном обращении.
Чем больше я слышал от родственников о ситуации, тем меньше возможных решений я видел. Начал с оптимизации, мои свободное время и энергия. Попросил коммуницировать со мною только одного человека. Повторно изучил эпикриз. Снова поговорил с сыном. Чем дальше, тем больше я понимал, что вариантов помощи на месте практически нет. ИВЛ в жестких режимах, 100% кислорода, и при этом сатурация ниже 80%.
Если шанс есть – то исключительно с высоким риском перемещения больного. В этом случае, скажу для читателя, реализованный риск – необратимое для жизни больного событие. Но он вынужденный, потому что оставить всё как есть – не меньший риск для жизни. Отдельно скажу о клинике. Они молодцы. Из того, что у них есть, только профессионализм коллег способствовал существенному «стопу» прогрессирующего ухудшения и закреплению хоть на малое время относительной стабилизации состояния. Пациенту по всему – показана ЭКМО (процедура в которой функция легких по насыщению крови кислородом полностью заменяется аппаратом). Опыта данной методики в клинике нет. И в Астане.
Для более глубокого понимания ситуации, время в которой упущено ещё месяц назад, я предложил немедленно устроить ТМК (телемедицинскую консультацию) с Астаной. Обратная связь от врачей Астаны получена, родственник больного сообщил, что через 1 час ТМК с Астаной состоится. У нас 19:00, в Астане – 21:00.
Я подгадал время, чтобы быть между операциями (был четверг и я классически работал сутки в операционной) и иметь пол часа, пока работает кварц и сохнет пол. Понимая тонкость ситуации и желая быть максимально полезным, позвонил С.В. Царенко (главный нештатный реаниматолог Минздрава) и заручился его поддержкой на ТМК, на случай, если будут спорные моменты и потребуется несколько мнений.
Продолжение через 48 часов. Сейчас я в командировке и планирую завершить этот очень интересный своими проблемами и решениями рассказ для уважаемых
читателей в ближайшее время.
Продолжение рассказа: