Советско-болгарский фильм 1976 года «Русалочка» – моя любимейшая киносказка.
Кстати, снял ее талантливый советский режиссер, Владимир Бычков, тот самый который подарил нам чудесные фильмы: «Город мастеров», «Достояние республики», «Осенний подарок феи».
«Русалочка» снята по мотивам знаменитой сказки Ганса Христиана Андерсена. И я знаю, что ее принято упрекать за несоответствин литературному оригиналу. Дескать, и герои новые появились, которых у Андерсена в помине не было, и некоторые коллизии сюжета переосмыслены. Да, это так.
Только, на мой взгляд, все это ровно никакого значения не имеет.
Потому что в фильме Владимира Бычкова есть самое главное и ценное – трепетная душа андерсенского творения.
Вообще, на мой взгляд, нашей «Русалочке» прекрасно все.
И печальный, с налетом изысканной готики, сюжет.
И атмосфера возвышенной, мудрой притчи.
И томительно-прекрасная музыка Евгения Крылатова.
И, конечно, актерский состав. …. Как это и было в лучших советских фильмах, каждый персонаж врезается в память навсегда. И неважно маститые это актеры или малоизвестные.
Бродячий философ Сульпитиус, беззаветно влюбленный в Русалочку и бескорыстно отдавший жизнь за нее. Как же великолепен в этом образе Валентин Никулин!
Слишком противоречивая, чтоб быть злой, ведьма Галины Волчек.
Недальновидный и примитивный Принц-красавец (Юрий Сенкевич), из-за которого, собственно, весь сыр-бор и разгорелся.
Хитрая и стервозная Принцесса (Галина Артёмова).
Воинствующе невежественный обыватель в исполнении бесподобного Михаила Пуговкина.
Они все великолепны! И вносят свою лепту в существование неповторимого, живого мира «Русалочки».
Но больше всего запоминается, конечно, Она. Прекрасная юная морская дева. Русалочка.
Та, о которой один критик сказал просто в духе старинного высокого «штиля»: «ангел, милый, грациозный, нежный». А ведь о ней так только и хочется говорить, словами старинных трубадуров: светлоликая, изящная, лучезарная, воздушная….
Сколько смотрю этот фильм, столько и удивляюсь: насколько неординарный образ получился в этой звенящей какой-то хрустальной тоской киносказке….
В этой Русалочке есть самое главное для героини Андерсона.
Неискушенность. Абсолютная душевная чистота.
Эта Русалочка настоящая, не сыгранная, а прочувствованная, пережитая. Погруженная в состоянии жертвенной любви, как в пучину морскую. Это создание не от мира сего. В первоначальном, высоком смысле. В ней нет земного страха перед неизвестностью, нет такой естественной для человека тяги к взаимности и признанию. Она иная. Простая до святости. Незамутненная и несуетная.
Мне всегда было интересно: кто же воплотил на экране это чудесное создание?
Оказалось, совсем даже не актриса. А простая советская девушка, Виктория Новикова, которую открыл совсем случайно режиссер. Был ли у этой девушки подлинный талант или опытный режиссер помог вылепить образ? Трудно сказать. Но результат получился блестящий.
После выхода на экраны «Русалочки», как это бывает в подобных случаях, юной дебютантке прочили блестящую кинокарьеру.
К сожалению, Русалочка – единственная роль Виктории Новиковой. Профессиональной актрисой она так и не стала.
Самое интересное, что информация о Виктории Новиковой крайне неоднозначная и противоречивая. Даже дата ее рождения точно неизвестна. Некоторые источники уверяют, что на момент съемок ей было всего 14. Еще школьница. А другие пишут, будто была постарше и уже училась на скульптора в Мухинском училище в Ленинграде.
Да и в дальнейшей биографии тоже много туманного. Вроде, известно, что вышла замуж и уехала в Италии. Всю жизнь там прожила.
А некоторые утверждают, что пребывает в Дании. Поближе к своей прекрасной героине.
В одном источники едины. Дочь Виктории Новиковой стала актрисой. Во Франции снимается в фильмах и сериалах.
В общем, ускользнула незаметно, превратилась в туманный призрак несбывшаяся киноактриса. Совсем как ее очаровательная Русалочка в фильме.
А вы, что об этом думаете, дорогие читатели?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.